«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
презентация к уроку по математике (старшая группа)

Манцаева Вероника Тимофеевна

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mo_poznavatelnoe_razvitie_did.igry_v_matematike.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Детский сад № 11 «Малышка» «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Воспитатель: Манцаева Вероника Тимофеевна. Элиста 2023г.

Слайд 2

“ Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский.

Слайд 3

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека . Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Слайд 4

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются: Развитие у детей логико-математических представлений (о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация); Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; Развитие активности и инициативности детей; Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Слайд 6

Рекомендации по использованию дидактических игр: Игры необходимо проводить в определенной системе, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Подать игру детям так, чтобы вызвать у них интерес, повысить их активность, эмоциональность. Готовить игры совместно с детьми, с целью повышения интереса ребенка к игре, воспитания трудолюбия, бережного отношения к игровому материалу. Использовать в игре материал, не требующий длительной и трудоемкой подготовки. Принимать участие в играх, быть объективным, справедливым в оценке результатов, не "подыгрывать" детям. Использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста словесные игры, так как они не требуют особых усилий для их проведения и способствуют развитию математической речи. Продумать варианты усложнения дидактической игры и меры помощи. Предлагать дидактические игры для самостоятельной деятельности детей, продумав их размещение в игровом уголке и сменяемость (не менее двух раз в месяц). Провести работу с родителями, направленную на использование дидактических игр, с целью развития количественных представлений у детей в условиях семьи.

Слайд 7

Виды дидактических игр для ФЭМП: Игры с цифрами и числами Игры на ориентировки в пространстве Игры с геометрическими фигурами Игры на логическое мышление Игры на ориентировку во времени

Слайд 8

Игры на упражнения в количественном счете Изучение количественных отношений – процесс сложный, поэтому неудивительно, что их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Очень часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, при чем не приближенно, а точно. В этих целях можно использовать такие дидактические игры: «Не зевай», «Сколько?», «Назови соседей», «Найди столько же», Отгадай, какое число пропущено», «Живые числа», «Вставь пропущенные числа» и другие.

Слайд 9

« Закончи предложение» Цель: Учить количественному и порядковому счету; воспитывать умение понимать причинные связи между явлениями; развивать речь и активизировать словарь; развивать умение соотносить числительное с существительным. Оборудование: Набор предметных картинок; Числовые линейки с бегунком и прозрачным кармашком. Ход игры: Предметная картинка вставляется в прозрачный кармашек числовой линейки. Детям предлагается посчитать сколько рыб плавает в реке, передвигая бегунок от цифры к цифре. Например, ребенок проговаривает: «В реке плавает (одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки и т.д.), постепенно передвигая бегунок. Использование числовых линеек позволяет обходиться минимальным количеством демонстрационного материала: если поменять картинку на маленькую рыбку, тогда счёт будет таким: одна рыбешка, две рыбешки(это способствует закреплению навыков словообразования).

Слайд 10

«Сколько?» Цель: Упражнять детей в счете. Материал: 6-8 карточек с различным количеством предметов. Содержание: воспитатель закрепляет на доске 6-8 карточек с различным количеством предметов и говорит: - Тот, кто отгадает загадку, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру, тот получит поощрительную фишку. Загадываем загадку: - Сидит девица в темнице, а коса на улице? Дети отгадывают загадку и пересчитывают морковки на картинке и показывают соответствующую цифру. Кто быстро поднял карточку с цифрой, получает фишку.

Слайд 11

Игры на упражнения в количественном счете «Покажи столько же» Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками. Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов. Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

Слайд 12

Игры для упражнения в порядковом счете Благодаря этим играм ребенок поймет, что такое счет и зачем он нужен. А, кроме того, ему не нужно будет потом напрягать память, т.к. цифры он уже знает. Процесс счета должен войти в привычку. Научить малыша обратному счету, этим мы даем ему представление о вычитании. «Матрешки», «Встань на свое место», «Не ошибись», «Кто следует за тобой», «Радуга», «Сосчитай правильно», «Разговор чисел» и другие.

Слайд 13

Игры на упражнения в порядковом счете « Волшебная радуга» Цели: Закрепление знаний детей о цвете и порядковом счете, упражнять в согласовании порядкового числительного с существительным . Оборудование: Картинка с изображением радуги для закрепления порядкового счёта. Ход игры: Дети рассматривают радугу и называют полоски по порядку (первая полоска красного цвета, вторая…. и т. д.).

Слайд 14

Игры на упражнения в составе числа В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей начинают, знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. (5- это 1,1,1,1 и еще 1) . Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц, подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. «Составь так же», «Молчанка», «Ручеек», «Пройди в ворота», «Быстро сложи», «Магазин», «Найди число», «Найди свое место», «Математическая эстафета», «Занимательный счет» и другие

Слайд 15

Игры на ориентировку в пространстве Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности . Сюда входят игры на формирование ориентировки «на себе», на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве «Найди игрушку», «Скажи наоборот», «Далеко – близко», «Скульптор», «Кто больше?», «Волшебный сундучок», «Разноцветное путешествие», «Скок – перескок», «Найди место», «Что за чем» и т.д.

Слайд 16

Игры на ориентировку в пространстве «Сделай так, как я скажу» Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера. Содержание игры: Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник. Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры. В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика. Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

Слайд 17

Игры на ориентировку в пространстве «Внизу – вверху» Содержание игры. Вариант 1 . Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху». Например: Воспитатель. Орел. Дети. Вверху. Воспитатель. Тигр. Дети. Внизу и т. д. Вариант 2 . Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают. Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

Слайд 18

Игры на ориентировку в пространстве «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

Слайд 19

Игры на ориентировку в пространстве «Замри» Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу. Игровое правило . Останавливаться строго по сигналу. Ход игры . «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

Слайд 20

Игры на ориентировку в пространстве «Мяч по кругу» Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед. Игровое правило . Не уронить мяч, следовать команде. Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

Слайд 21

Игры с геометрическими фигурами Одним из самых главных свойств, которые дают ребёнку представление об окружающем мире, является форма предметов. Знание фигур необходимо для развития логики, пространственного мышления и математических способностей. Знакомство с геометрическими фигурами начинается в возрасте 2 – 3 лет и продолжается в течении всего дошкольного возраста. В работе педагогов ДОУ используются такие игры: «Большие и маленькие круги», «Найди свой домик», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовет», «Лото», «Найди лишнюю фигуру», «Геометрическая мозаика», «Сложи фигуру» и т. д.

Слайд 22

Игры на развитие логического мышления Эти игры помогут детям закрепить понятия «цвет и форма», повторить геометрические фигуры, делают детей внимательнее и учат логически мыслить. Здесь можно использовать такие игры: «Платье для мамы», «Разложи карточки», «Цветы на клумбах», «Кто что любит?», «Найди лишнюю картинку», «Классификация», «Найди варианты», и другие.

Слайд 23

Игры на ориентировку во времени Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. В работе педагогов ДОУ используются такие игры: «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Что ты сейчас делаешь?», «Что за чем?», «Что наступило», «« Разложи по порядку», «Живая неделя», «Неделька, стройся»

Слайд 24

Таким образом, дидактические игры разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям. Они являются важным средством развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. УЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАДОСТНЫМ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...