Педагогический марафон 05.04.2023
методическая разработка по математике

Заботина Наталья Петровна

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться. 

Учение должно быть радостным!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskoe_razvitie_doshkolnikov.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Логико-математическое развитие дошкольников

Заместитель заведующего

МБДОУ детского сада № 11

«Звёздочка» ГОЩ

Заботина Наталья Петровна

Дошкольный возраст – уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензетивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при постижении которых у ребенка начинает складываться целостная картина мира. Освоение мира осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.

Самым важным для дошкольников является развитие познавательного интереса и математического мышления, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

До введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подготовка детей к школе сводилась к элементарному обучению счету, письму, чтению.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных инновационных технологий и методов работы с дошкольниками. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимаются создание нового, ранее не существующего компонента. Проблема использования инновационных технологий, способствующих развитию математических способностей детей является одной из важных и актуальных в современный период. Это вызвано целым рядом причин: высоким уровнем требований к выпускнику-дошкольнику, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интересным и интенсивным.  Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных инновационных технологий.

Поэтому использование современных эффективных инновационных технологий в дошкольном возрасте по математическому развитию дает высокую результативность, так как современные дети живут в быстроменяющейся эпохе информационного общества. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счёту, измерению и вычислению. Особую ценность имеет развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, владеть способами эффективной переработки информации. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необходимость, неожиданность, несоответствия прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные  процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

В связи с этим в нашем корпусе педагогами разработана система  методов и приемов  по развитию логико-математических способностей дошкольников на основе инновационных технологий в рамках работы творческих лабораторий: «Технологии исследовательской деятельности и составления загадок», «Проблемно-игровая технология и ТРИЗ», «Эвристическая технология и технология составления сказок».         Цель нашей большой работы - разработать и внедрить систему работы по формированию логико-математических способностей через  инновационные игровые технологии.

Применяя в своей работе данные технологии педагоги нашего детского сада используют следующие принципы организации работы:

1. Отсутствие принуждения;

2. Развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

3. Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

4. Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

5.Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

В результате освоения технологий происходит:

Во-первых- развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)

Во-вторых- развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)

В третьих- ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

Условием успешной реализации программы по формированию логико-математических способностей является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в группах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) чётко определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающие активность   по следующим видам детской деятельности: игровая, познавательная; исследовательская, творческая, двигательная. Обновленная предметно-развивающая среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.  

С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группах были оборудованы уголки занимательной математики, состоящих из развивающих и занимательных игр, созданы центры познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

Собран и систематизирован наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Материал, находящийся в математических уголках, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.  

Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей и привлекает их к выполнению разнообразных заданий.  

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогает не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогает развить интеллектуальные способности ребенка.

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями:

индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия. В рамках работы творческих лабораторий с родителями были проведены творческие мастерские: «Умники и умницы или загадочная математика», «Мы – всезнайки или занимательная логика», «Играем. Познаём. Фантазируем». Также реализуются годовые проекты: «Путешествие в страну Сообразилию», «Как хорошо уметь считать или как считали наши предки?», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Математический калейдоскоп».

Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформлялись папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы и возрастам с содержанием игр.

Организация такой работы с родителями способствует  формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаем, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.  

Учение должно быть радостным!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический марафон "В гости к бабушке поедем"

Непосредственно образовательная деятельность детей ясельной группы...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Региональный педагогический марафон «На пути к Олимпу. Часть первая: станция «Познавая, побеждаю!» Выступление инструктора по физической культуре первой квалификационной категории Каменецкой Елены Евгеньевны «Игры с включение подражательных движений»

Участие в заседании клуба  «Игры профессионального роста» по теме «Знания на базаре не купишь, на весах не взвесишь».Выступление на круглом столе «Использование областей «Познавательное и речевое...

Сценарий представления визитной карточки детского сада в рамках Педагогического марафона

Подробный сценарий выступления коллектива детского сада в рамках Педагогического марафона. Может быть использован для проведения юбилея ДОУ....

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ГОРОДСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРАФОНА "ЭНЕРГИИ ДОБРА" 2023 г.

Целью Марафона являются привлечение внимания общественности к проблемам экономии энергии и энергетических ресурсов, закрепление в обществе нормы ответственного отношения к природе....

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023...

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023

Приказ о педагогическом марафоне открытых занятий"Поделимся опытом" 2022-2023...