"Математика для малышей"
проект по математике (младшая группа)

Любовь Анатольевна Игнатьева

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro.docx44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект     Математика для малышей.

Тип проекта: Долгосрочный,  в 3-и этапа:         1 этап - подготовительный

                                                                                2 этап - основной

                                                                                3 этап – заключительный

Участники проекта: Воспитатель, воспитанники 1-2 младшей группы, родители.

Срок реализации: с сентября  2015г.  по май 2017г.

Актуальность

   Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего,  бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.

     Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации компьютеризации  производства и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду  направлено, прежде всего, на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

   Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

   Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.

Цель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формировать у детей умение абстрагировать, выделять главное.

- Развивать высокую познавательную мотивацию; любознательность;

- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;

- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” -  школе;

- Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе,

- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;

- Формировать чувство ответственности за начатое дело.

Ожидаемый результат: Раскрытие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

                                           Механизм реализации

дата  проведения

занятие

    1.

Сентябрь      2015

Улитка

    2.

Октябрь         2015

Гном.

    3.

Ноябрь         2015

Корова

    4.

Декабрь      2015

Большой и маленький шарики.

    5.      

Январь         2016

Много - мало, мало- много.

    6.

Февраль       2016

Много- много.

    7.

Март             2016

Много, один.

    8.

         

Апрель         2016

Фонарики.

    9.

Май               2016

Украсим платочек.

   10.

Сентябрь       2016

Часы

   11.

Октябрь         2016

Соберем бусы.

   12.

         

Ноябрь           2016

Широкая и узкая дорога

   13.

Декабрь         2016

Забор высокий и низкий

  14.

Январь           2017

Длиннее - короче.

  15.

Февраль        2017

Прогулка на ферму.

  16.

Март               2017

Составь цветочек

  17.

Апрель           2016

Толстый и тонкий

  18.

Май                2017

Столько - сколько, больше - меньше.

 

Май 2016        « Украсим платочек »

Цель: Учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование: «Платки» (большой - для воспитателя, маленькие – для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка)

Ход занятия: Воспитатель предлагает украсить платочки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой большой платок, а вы – маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает.) Положите столько листьев, сколько я. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать,  чтобы их стало поровну?

После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает левую и правую сторону платка листьями разного цвета, т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает.)

В заключение дети украшают все стороны платка по-своему.

        

Март  2017        «Составь цветок»

Цель: Учить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Оборудование: На полу разложены одинаковые круги (серединки цветков), набор крупных геометрических фигур.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям украсить комнату разными цветами. Объясняет: «У цветка есть серединка и лепестки. Это серединки наших цветков. (Показывает на круги.) А лепестки мы сейчас подберем. Девочки выберут все треугольные лепестки, а мальчики - круглые. Покажите лепестки. Какой они формы? Составьте цветочки. Какие красивые цветы получились! Какой формы лепестки у цветка, который сделали девочки? Какой формы лепестки у цветка, который сделали мальчики?»

Затем педагог раскладывает серединки разного цвета и предлагает мальчикам взять треугольные лепестки, а девочкам - круглые. «Давайте составим цветы так, чтобы серединка и лепестки были одного цвета, а лепестки-все круглые или все треугольные».

В заключение воспитатель рассматривает с детьми получившиеся цветы, предлагает еще раз назвать форму лепестков и их цвет.

Октябрь 2016             «Соберем бусы»

Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование: На полу лежит длинная лента, на ней слева направо, в определенном чередовании, разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход занятия: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составить бусы? Догадайтесь,  какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.

Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать вновь. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей и почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Апрель 2016             «Фонарики»

Цель: Закреплять  умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов; различать понятия «один» и «много».

Оборудование: У детей по одному фонарику (зеленого или синего цвета).

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках, у них в руках разноцветные фонарики. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Разноцветные фонарики». Спрашивает: «Сколько фонариков у Вики? (Один фонарик.) Сколько фонариков у Дениса? (Один фонарик.) Сколько фонариков у детей? (Много фонариков.)

Наступил вечер, в комнате стало темно, пора зажигаться фонарикам. Сначала зажглись синие фонарики. (Дети с синими фонариками бегают по комнате и «освещают» всю комнату.) Потом зажглись зеленые фонарики. (Аналогичные движения выполняют дети с зелеными фонариками.) В комнате стало светло.

Вот и наступило утро. Сначала погасли зеленые фонарики. (Дети с зелеными фонариками присаживаются на корточки.) Потом погасли синие фонарики.   (Дети с синими фонариками присаживаются на корточки.) Сколько фонариков погасло? (Много фонариков.)

Игра проводится 2-3 раза.

Март 2016                 «Много» и «Один»

Цель: Учить составлять группу из отдельных предметов, пользоваться словами «много» и «один».

Оборудование: шапочка медведя.

Ход занятия: Проводится игра «Медведь и пчелы». Дети садятся на стульчики - это пчелки в домиках, в противоположной стороне комнаты сидит воспитатель, изображающей медведя.

Воспитатель говорит: «Вы все пчелки. Маша-пчелка, Вика-пчелка, Сережа-пчелка, Денис-пчелка. Сколько пчелок?- Много пчелок.- Правильно, у нас много пчелок. А я медведь. Сколько медведей? – Один медведь».

После слов «Полетели пчелки!» дети начинают бегать, размахивая руками – крылышками. (Летают пчелки по лесу, мед собирают.)

Медведь просыпается и начинает ловить пчелок. Он двигается медленно, давая возможность всем детям сесть на стульчики. «Улетели пчелки! Не поймал медведь пчелок, пошел спать. Пчелка, еще пчелка, еще пчелка»,- «Сколько пчелок у нас? (Много пчелок.) Сколько медведей? (Один медведь.)»

Игра повторяется 2-3 раза.

Январь 2016               «Длиннее», «короче»

Цели: Учить сравнивать два предмета по длине, называть результат – «длиннее», «короче». Упражнять в умении различать квадрат и круг.

Оборудование: Две куклы (одна с длинными, другая с короткими волосами); две ленты (30 см и 20 см) одинакового цвета и ширины; два обруча.

У детей: по две полоски одного цвета и ширины, но разной длины (одна длиннее другой в два раза); уточка, слоненок. У одних детей квадрат, у других - круг.

Ход занятия: Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает и говорит: «К нам пришли куклы Катя и Маша. Посмотрим, у кого из них длиннее волосы? (У Кати длиннее, у Маши короче.) Куклы идут на концерт и просят помочь им завязать ленточки, которые они принесли с собой. Какого они цвета? (Красного.)»

Воспитатель располагает ленты горизонтально одну под другой. Спрашивает: «Как можно узнать, какая лента длиннее? (Надо одну ленту положить на другую, чтобы один край совпал с другим, и тогда можно сказать, какие они по длине.) Какая эта лента по длине? Правильно, эта лента длиннее. А эта? (Эта лента короче.) Ту ленту, которая подлиннее, завяжем Кате, а ту, которая короче - Маше». (Воспитатель завязывает каждой кукле бантик.)

У вас на столе лежат дорожки. Как узнать, какая дорожка длиннее, что для этого нужно сделать? (Надо одну дорожку наложить на другую, чтобы один край и стороны совпали.)

На длинную дорожку поставьте уточку, а на ту, которая короче-слоненка. По какой дорожке идет уточка? (По длинной.) По какой дорожке идет слоненок? (По короткой.)

Ноябрь 2016      «Широкая и узкая дорога»

Цель: Упражнять в определении равенства предметов по длине, сравнении дорожек по ширине: широкая - узкая, шире - уже.

Оборудование: У каждого ребенка по 8 синих палочек длинной 4 см, 8  черных длинной 7 см, 2 матрешки (большая и маленькая); у воспитателя 4 равных по длине шнура.

Ход занятия: Дети сидят за столами. Воспитатель говорит: «Матрешки попросили сделать для них дорожки: одну широкую, а другую узкую. Давайте сначала построим синюю дорожку. Будем прикладывать одну синюю палочку к другой вот так. (Показывает.) Равные ли палочки по длине? Справа от синей дорожки построим еще одну, но из черных палочек. Равные ли они по длине? (Дети прикладывают одну полочку к другой, убеждаются в их равенстве.) Какая дорожка шире? Какая дорожка уже? Матрешки решили погулять по дорожкам: маленькая (низкая) - по узкой, а большая (высокая)-по широкой. По какой дорожке - широкой или узкой - идет маленькая матрешка? По какой дорожке идет большая матрешка? Дорожки получились ровные, красивые.

В конце занятия дети вместе с воспитателем делают из шнуров две дорожки: широкую и узкую, гуляют по ним, выполняют разнообразные движения.

Декабрь 2016     « Забор высокий и низкий»

Цель: Упражнять в сравнивании предметов по высоте; формировать умение строить заборчики, разные по высоте.

Оборудование: У каждого ребенка по 8 палочек длиной 3 см, по 8 длиной по 7 см, маленькая и большая матрешка.

Ход занятия: Воспитатель обращается к детям: «К вам пришли две матрешки. Какого они роста? (Большая и маленькая.) Можно сказать, что одна высокая, а другая низкая. Поставьте их спиной друг к другу и увидите, что одна выше, а другая ниже». Дети сравнивают матрешек по росту и повторяют «Выше», «Ниже». «Матрешки принесли палочки, из которых можно построить забор. Большая матрешка, высокая, хочет, чтобы вы сделали для нее заборчик из высоких палочек. Давайте их положим отдельно. Какого они цвета? А теперь постройте низкий забор. Для какой матрешки вы построили этот забор: высокой или низкой?

   После этого,  воспитатель предлагает поставить маленькую (низкую) матрешку за высокий забор, а большую (высокую) за низкий. Спрашивает: «Почему маленькую матрешку плохо видно? (Забор высокий, а матрешка низкая.) Почему видно высокую матрешку из-за забора? Матрешки захотели поиграть в месте и просят вас построить для них красивый длинный забор. А строить его будем так: поставим одну высокую палочку, затем одну низкую, снова высокую и т.д.»

Когда забор готов, матрешки гуляют вдоль него, поют песню:

Мы матрешки, вот какие крошки.                                                                                  

Как у нас, как у нас

Чистые ладошки!

Как у нас, как у нас

Красные сапожки!

Поплясать, поплясать

Вышли мы немножко.

Декабрь 2015               «Большой шарик, маленький шарик»

Цели: Развитие умение различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Совершенствование предметных действий.

Оборудование: Корзинка, большие и маленькие шарики одного цвета, большая и маленькая полоска (дорожка).

Ход занятия: Игровая ситуация «Прокатим шарики по дорожкам».           Воспитатель вносит корзину с шариками и спрашивает «Что в корзинке? (Шарики.) Какого цвета шарики?»                                                                    

   Воспитатель достает большой и маленький шарики и кладет их на стол. Уточняет, одинаковы ли шарики по величине. (Разные.) Показывает большой (маленький) шарик и вместе с детьми определяет величину шариков; маленький прячется в ладошках, а большой не прячется.

     Воспитатель обращает внимание детей на дорожки, которые лежат на ковре, показывает большую (маленькую) дорожку и называет их: «Большая дорожка. (Маленькая дорожка)».

    Дети по указанию воспитателя выбирают большой шарик, называют его и прокатывают по большой дорожке. Воспитатель комментирует действие детей: «Большой шарик катится по большой дорожке». Воспитатель по ходу выполнения задания вместе с детьми собирает шарики и складывает их в корзинку.

   Аналогичные действия выполняются с маленьким шариком.

   Воспитатель обращает: «Мы катим большой шарик по большой дорожке, а маленький шарик по маленькой дорожке».

Январь 2016               «Много - мало, мало - много»

Цель: Развития умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много - мало, мало - много.

Оборудование: Зеленый лист бумаги («полянка»), 2 коробки, зайчики, елочки, елка на подставке.

Ход занятия: Игровая ситуация «Встречаем гостей».                                  

    Воспитатель вносит коробку с зайчиками, обращает внимание детей на «гостей» и уточняет: «Кто пришел в гости? (Зайчики.) Сколько зайчиков? (Много.)» Затем просит ребенка взять зайчика и поставить на «полянку».    

    Воспитатель выполняет действия с детьми и комментирует: «Вот  зайчик, вот еще зайчик» и т.д. Обводит зайчиков круговым жестом и говорит: «Вот сколько зайчиков гуляет на полянке - много.»

   Затем спрашивает: «Сколько зайчиков осталось в коробке?» Предлагает детям показать оставшихся зайчиков и говорит: «Вот зайчик, и вот зайчик - их мало». Подводит итог: «На ,,полянке,, много зайчиков, а в коробке мало зайчиков.»

    Воспитатель предлагает детям под музыку попрыгать, как зайчики. В это время он убирает коробку с зайчиками и ставит на полянку 2 елочки, а рядом коробку с елочками.

   Обращает внимание на елочки на «полянке» и спрашивает: «Сколько елочек?» Прикрывает их ладонью и говорит: «Их мало, все елочки спрятались под ладошкой». Дети повторяют: «Мало».

   Воспитатель показывает коробку с елочками: «Сколько елочек? (Много.) В коробке много елочек. (Пытается закрыть ладошкой- часть елочек видно). Не все елочки спрятались под ладошкой - их много. На «полянке» мало елочек, а в коробке много елочек».

    Воспитатель вместе с детьми водит хоровод во круг елочки и поет песню «В лесу родилась елочка»

Февраль 2016                        «Много-много»

Цель: Развивать умения формировать группы предметов и различать их количество: много-много. Развитие предметных действий.

Оборудование: Кегли и мячи одного цвета, 2 сетки для физкультурного оборудования, кегли.

Ход занятия: Игровое упражнение «Игра с мячами».

Воспитатель вносит сетку с кеглями. Уточняет название предметов, ставит на пол  одну кеглю и спрашивает: «Сколько кеглей в сетке? (Много.) Сколько у меня?» (Одна.) Дети называют количество вместе с воспитателем.

По указанию воспитателя дети берут по одной кегле, уточняют, сколько у них кеглей (Одна.), и ставят их на пол.

Воспитатель обращает внимание на сетку с мячами: «Сколько мячей?» (Много.) затем показывает один мяч и предлагает сказать, сколько мячей в сетке (Много) и сколько мячей у него в руках. (Один.)

Дети берут мячи. Воспитатель уточняет, сколько мячей они взяли (Один мяч.) и предлагает поиграть с мячами и кеглями. Он показывает, как мячом можно сбить кеглю. Игра повторяется 2-3 раза.

Дети вместе с воспитателем складывают кегли и мячи в разные сетки и выясняют, сколько кеглей (Много.) и сколько мячей (Много.)

Май 2017                       «Столько - сколько, больше - меньше»

Цель: Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько - сколько, больше - меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.

Оборудование: Большая и маленькая куклы, кукольная мебель, кукольная одежда для прогулки двух размеров.

Разд. материал: Контурные изображения кофточек с петельками, пуговки-кружочки.

Ход занятия:

1 часть. Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки».

   На ковре модель комнаты с предметами мебели для куклы. Кукольная одежда разложена на кровати, на стульчике, под стульчиком, в шкафу и т.д. Дети вместе с воспитателем находят одежду и уточняют ее местоположение, используя предлоги на, под, в   и т.д.

2 часть. Упражнение «Пришиваем пуговицы к кофточке».

    У каждого ребенка контурное изображение кофточки с петельками и пуговки (на одну меньше чем петелек). Воспитатель дает задания: « К каждой петельке нужно пришить (приложить) пуговку. Сколько петелек? Сколько пуговок? Чего больше - петелек или пуговок? Чего меньше - пуговок или петелек? Сделай так, чтобы в каждой петельке была пуговка».

3 часть. Воспитатель предлагает детям сравнить кукол по величине и подобрать им одежду для прогулки: пальто, шапочки, обувь и т.д.

Апрель 2017                         Толстый и тонкий.

 Цель: развитие логического мышления, развитие внимания, развитие тактильных навыков, развитие мелкой моторики пальцев рук, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

 Материалы и оборудование: толстые и тонкие носки по количеству детей, толстые и тонкие нитки по количеству детей, толстые и тонкие книги по количеству детей,  длиной 15-20 см., 1 большая коробка для книг, 1 маленькая коробка для книг, толстые и тонкие фломастеры по количеству детей, листы бумаги для рисования, платок из непрозрачной ткани, маленькая  диванная  подушка.

Ход занятия.  Дети сидят на ковре или на подушечках на полу.

Воспитатель:  (держит в руках два разных носка: один толстый, а другой тонкий) Дети, посмотрите, что у меня в руках? (носки). Они одинаковые? (нет). Да, действительно, носки разные. Один носок толстый. (воспитатель поднимает руку с толстым носком вверх), а другой носок – тонкий (воспитатель поднимает руку с тонким носком)

Воспитатель ещё раз поднимает одну руку с носком вверх и спрашивает детей: «Это какой носок?» (толстый). «А это какой носок?» (тонкий). Хотите потрогать носочки?

Каждому ребёнку даётся  два  носка толстый и тонкий. Дети ощупывают носки.

Физкультминутка.

Возьмите  толстый носок и поднимите руку с носком вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите носком, как машут платочками на прощание. Опустите руку.

Возьмите  в другую руку тонкий носок и поднимите руку с носком вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите носком, как машут платочками на прощание. Опустите руку. Молодцы! (носки остаются у детей)

Воспитатель:  (держит в руках две разные нитки: толстую и тонкую длиной 15-20 см). Дети, а сейчас что у меня в руках? (ниточки). Ниточки одинаковые? (нет). Да, действительно, нитки разные. Одна нитка толстая. (воспитатель поднимает руку с толстой ниткой вверх), а другая нитка – тонкая (воспитатель поднимает руку с тонкой ниткой)

Воспитатель ещё раз поднимает одну руку с ниткой  вверх и спрашивает детей: «Это какая нитка?» (толстая). «А это какая нитка?» (тонкая). Хотите потрогать нитки?

Каждому ребёнку даётся  две  нитки: толстая и тонкая. Дети ощупывают нитки.

Физкультминутка.

Возьмите  толстую нитку и поднимите руку с ниткой  вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите ниткой, как машут платочками на прощание. Опустите руку.

Возьмите  в другую руку тонкую нитку и поднимите руку с ниткой вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите ниткой, как машут платочками на прощание. Опустите руку. Молодцы!

Воспитатель: Из толстой нитки связали толстый носок. Воспитатель накладывает толстую нитку на толстый носок. А из тонкой нитки связали тонкий носок. Воспитатель накладывает тонкую нитку на тонкий носок. А теперь вы сами положите тонкую нитку на тонкий носок, а толстую нитку на толстый носок.

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за правильностью выполнения. Молодцы! Всё сделали правильно! (Носки и нитки дети оставляют около своих мест).

Воспитатель  просит детей встать со своих мест и подойти к столу, где разложены разные книги (толстые и тонкие). Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель: Смотрите сколько разных книг на столе! Эта книга толстая (воспитатель берёт толстую книгу и показывает детям). Положим её в большую коробочку (кладёт книгу в большую коробку, которая стоит на полу.)

А эта книга тонкая (воспитатель берёт тонкую  книгу и показывает детям) Положим её в маленькую  коробочку (кладёт книгу в маленькую  коробку, которая стоит на полу.) А теперь вы сами положите толстые книги в большую коробку, а тонкие книги – в маленькую коробку.

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за правильностью выполнения.

Молодцы! Всё сделали правильно!

Ноябрь 2015                             «Корова»

Цели: Расширить знания детей о корове.

Учить детей,  сравнивая предметы, находить сходства и различия.

Ввести в словарь слова «бык», «телёнок», «пастух».

Оборудование: Игрушки: корова, бык, телёнок. Фигурки коров. Строительный материал — бруски.

Картинки-фоны с изображением одной и двух коров с белым окошком для цифры над коровами. Карточки-цифры «1» и «2».

Аудиозаписи: мычание коровы, «К нам идет бычок» Е. Железновой, «У коровы нет других забот», «33 коровы».

Содержание: Сюрпризный момент «Чей голос?»

- Кто в гости к нам пришел, узнайте по его голосу. (Звучит коровье мычание). Кто это мычит? Корова. А вот еще кто-то спешит к нам в гости.

Слушание песенки «К нам идет бычок»

- Бычок — это бык. Если корова — это мама, то бык — это папа. А как же тогда зовут ребенка коровы и быка? Телёнок.

Чтение стихотворения М. Дружининой

Среди ёлок и сосёнок

Маму потерял телёнок.

-Где же м-ма-а-ма?

Не пойму!

-Здесь я, мой хороший!

М-му-у-у!

Дидактическое упражнение «Какая корова, какой телёнок?»

Воспитатель и дети рассматривают корову и телёнка, сравнивают их.

- Ребята, посмотрите: телёнок маленький, а корова (большая).

У телёнка хвостик коротенький, а у коровы хвост (длинный).

У телёночка бока тоненькие, а у коровы (толстые).

У телёночка нет рогов, а у коровы рога какие (крутые).

телёнок маленький, у него нет вымени, а корова большая: у нее есть вымя с чем (с молочком).

Сентябрь 2015                             «Улитка»

Цели: Расширить знания детей об улитке.

Обогатить словарь детей по данным темам.

Продолжать учить слушать и понимать стихотворение.

Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.

Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, расположении предмета в пространстве.

Продолжать учить детей находить подобный предмет, и предмет, отличный от других.

Оборудование: Игрушка «Улитка».

картинка фон с изображением извилистой дорожки, ручейка, кустов с ягодами, цветка, тени-силуэта улитки, цветное силуэтное изображение улитки, плоские круглые камешки.

Силуэтные картинки улиток и листочков трех разных размеров.

Карточки с цифрами, картинка с изображением цветка с одной улиткой, гриба с двумя и пенька с тремя улитками.

Картинка с изображением цветка на стебле с листком.

Прищепки, силуэтное изображение улитки из твердого картона.

Аудиозаписи: «Улитка».

Ход  занятия: Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

- Сегодня у нас в гостях улитка. Послушайте, что она про себя рассказывает.

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

Дидактическая игра «Улитка ползет по дорожке»

- Помогите улитке проползти по дорожке. Сначала поставьте улитку на ее тень. Теперь продвигайте улитку по дорожке. Вот на пути улитки ручеек, положите через него бревнышко-мостик. А вот выросли ягодки — улитка захотела покушать соберите ягодки в корзинки: большие ягодки — в большую корзинку, маленькие ягодки — в маленькую корзинку. Теперь улитка захотела отдохнуть на листочке. Чтобы ей было уютно, обложите листик по краям красивыми камешками. Отдохнула улитка и поползла обратно по дорожке домой.

Дидактическая игра «Подбери улиткам листочки»

- Скоро улиткам будет пора ложиться спать. Давайте подберем для них подходящие по размеру кроватки-листочки.

Дидактическое упражнение «Сосчитай улиток»

- Сосчитайте, сколько улиток ползет по цветочку, по грибочку, по пеньку. Обозначьте цифрой. По цветку ползет одна улитка, значит какую цифру положим под цветок? Цифру «1». Какую цифру положим под грибок, по которому ползут две улитки? Цифру «2». А какую цифру положим под пенек, по которому ползут три улитки? Цифру «3».

Дидактическое упражнение «Где ползет улитка?»

Возьмите в руки улитку и помогите ей ползать там, где я скажу:

- улитка ползет под листком,

- улитка ползет вверх по стеблю,

- улитка ползет по листку,

- улитка ползет на цветок,

- улитка ползет вокруг середины цветка,

- улитка ползет вниз по стеблю.

Игра с прищепками «Улитка»

Сделайте улитке рожки из прищепок. Сколько прищепок вы возьмете? Две прищепки.

Дидактическая игра «Найди улитку, которая отличается от других»

- Покажите улитку, которая отличается от других улиток, не такая как все остальные улитки.

Сентябрь 2016                        «Часы»

.

Цели: Познакомить детей с назначением часов, разными видами часов.

Учить детей наблюдать за предметами.

Обогатить словарь детей по данной теме.

Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.

Формировать устойчивые представления о величине (длинный - короткий, широкий – узкий, большой - маленький), количестве, цвете, геометрических фигурах.

Оборудование: Часы настенные, наручные, песочные. Будильник.

Картинка с изображением геометрических фигур, циферблаты часов в виде этих геометрических фигур.

Картинка-схема с изображением часов с гирями в воде геометрических фигур, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры.

Аудиозапись: «Часы! Бом!», Е. Железнова.

Ход занятия: Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Что в сундуке?

- В сундуке находится какой-то предмет. Послушайте про него загадку и постарайтесь отгадать — тогда узнаете, что в сундуке.

Время-времечко бежит,

Деткам подрастать велит.

Этот предмет звучит вот так:

Тик-так, тик-так!

Наблюдение за настенными часами

Дидактическая игра «Подбери циферблаты к часам»

- Подберите циферблаты к часам подходящие по форме. На какую геометрическую фигуру похожи эти часы? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

   Упражнение «Длинная и короткая»

- Вытяните из часов гирю-шишку — сделайте ее веревочку длинной. А какой стала веревочка с гирей-грибком? Короткой. А как сделать, чтобы веревочка с грибом стала длинной? Вытянуть ее. Какой теперь стала веревочка с шишкой?

Октябрь 2015                                      «Гном»

Цели: Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, расположении предмета в пространстве. Продолжать учить детей считать предметы, определять количество словами «один - много». Закрепить знания детей о цифре «1» как знаке, обозначающем количество. Ввести в активный словарь детей слова приветствия, прощания, приглашения.

Оборудование: Игрушка «Гном». Картинка с нарисованными стаканчиками с разным количеством карандашей в них. Цифры «1». Картинка с изображением гнома и мешков разной формы, цветные силуэты предметов из мешков: елочка, гриб, груша, морковь, яблоко, клубничка.

Аудиозаписи: «Шествие гномов» Э. Григ, «Есть на свете гномики», «Жил в лесу дремучем гном», «Гномы».

Ход занятия: Приветствие «Все захлопали в ладоши»

Все захлопали в ладоши,

Дружно, веселее!

Застучали наши ножки,

Громче и быстрее!

По коленочкам ударим.

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем,

Выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки.

Снова опустились.

Покружились, покружились

И остановились.

Сюрпризный момент «Позовите гостя»

Наш гость очень маленький. Он стоит за дверью. Давайте пригласим его зайти, скажем: «Заходи,  пожалуйста!»

Гномик – очень маленький,

Но зато – удаленький!

Улыбается игриво;

Умный, добрый и красивый!

Давайте поздороваемся с Гномом. Скажем ему: «Здравствуй!»

Дидактическая игра «Что в мешке у гнома?»

Вот гном и мешки. Сколько гномов? Один гном. А сколько мешков? Много мешков. Попробуйте догадаться, что в мешках у гнома.

Дети прикладывают силуэтные изображения на очертания мешков, подбирая подходящие по форме.

Дидактическая игра «Сколько карандашей?»

Гном очень любит рисовать. Вот у него стаканчики с карандашами. Найдите стаканчик с одним карандашом. Обозначьте его цифрой «1». А сколько карандашей в других стаканчиках?

Игра с прищепками «Зажги фонарик гномику»

Вот фонарики, ночью гномики зажигают их. А мы попробуем зажечь их сейчас. Прикрепите разноцветные прищепки-лучики к фонарику. Возьмите фонарик за петельку и посветите им вверху, внизу, справа, слева, перед собой, позади себя.

Пальчиковая гимнастика «Гном Аркашка»

В кармане у гнома Аркашки

(Хлопки в ладоши)

Вечно копятся бумажки:

Фантики, билеты —

(Сжимание и разжимание пальцев рук)

Все, что есть на свете.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Потирание каждого пальца)

Нам всего не сосчитать!

Февраль 2017               «Путешествие на ферму»

Цель: Закрепить понятия количества: один – много; размера: большой – маленький; длины: широкий – узкий; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счёт до трёх.

Оборудование: грибы, скакалка, набор игрушек «домашние животные», геометрические фигуры.

Ход занятия. Ребята, сегодня мы с вами отправимся погулять, а куда я сейчас расскажу. Кто знает, где живут домашние животные? А каких домашних животных вы знаете? Ребята, а домашние животные ещё кроме дома живут на ферме. И сегодня с вами мы пойдём в гости к домашним животным на ферму. Пойдёмте за мной.

Ой, смотрите, а что это у нас на дороге растёт? Грибы.

А сколько грибов? (Много).

А здесь? (Один).

Какие грибы по размеру? (Большие).

А какого цвета грибы? (Красные).

Идём дальше. Вот перед нами ручеёк, давайте мы с вами попробуем перепрыгнуть ручеёк? Все прыгаем. Перепрыгнули. А почему мы его перепрыгнули?

- Какой длины ручеёк? (Узкий), поэтому его можно. .. .(перепрыгнуть).

- Так, идём дальше. Посмотрите, что это? Грибок.

А сколько грибов? (Один).

Какого размера грибок? (Маленький)

- Посмотрите,  грибок растёт возле реки. Давайте попробуем перепрыгнуть реку.

Нельзя, а почему? (Потому - что река широкая. )

А кто это плавает в реке? (Уточка).

Какого она цвета? (Жёлтая).

Сколько уток? (Одна).

Молодцы! Идём дальше. Ребята, вот с вами мы и пришли в гости на ферму. Посмотрите,  на зелёной травке пасутся домашние животные. Давайте их назовём (Бычок, коровы, лошади, гуси).

Сколько домашних животных? (много).

Посмотрите сюда кто это? (бычок).

Сколько бычков? (один).

А сколько коров? (две).

Как коровы кричат? (му-у).

А что коровы дают? (молоко).

Сколько лошадок? (три).

- Как кричат лошадки? (иго-го, иго-го).

- А сколько гусей? (много).

Молодцы ребята! Видите, как  много домашних животных живёт на ферме. Ребята,  когда наступает ночь животные ложатся спать. Давайте мы их с вами расселим в домики, но домики не простые. Посмотрите сюда (геометрические фигуры, перевёрнутой цветной стороной вниз, лежат на столе) Вот у меня какой домик.

Что это? (квадрат).

Какого цвета? (красного).

Мы поселим в этот домик коров и бычка.

А это что? (круг).

Какого цвета? (жёлтого).

- В этот домик мы поселим гусей.

Что это? (треугольник).

Какого цвета? (синего).

- Сюда мы поселим лошадей.

Физкульт минутка (игра)

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

 А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко (стучат пальцем по полу) не ходите далеко (грозят пальцем)

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Выпили водицы (запрокинутъ голову вверх)

Полное корытце (руки в стороны)

Молодцы!

Ой, ребята, кто это нас зовёт? Вы слышите? (подойти к столу прислонить лошадку к уху). А мне лошадка что-то говорить на ушко. Она хочет чтобы вы нарисовали ей домик. А то им тесно в их треугольном доме.

- Нарисуем? (да).

- У каждого из вас лежит лист бумаги.

- Что на нём нарисовано? (треугольник)

- Мы с вами обведём треугольник и закрасим синим цветом. Взяли кисти намочили в воде, набрали краску. Обводим и закрашиваем. Молодцы!

- Мы сегодня с вами ходили на ферму. К кому в гости? (к домашним животным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Математика для малышей в игре"

Математика для малышей в игре:Мишки идут на прогулкуНайти домик для каждого мишкиИщем игрушкуИщем игрушку 2Считай, не ошибись! Найди игрушку Знакомимся с цифрами. Угадайка. У кого больше. ...

Тренинг для родителей по теме "Математика для малышей"

Работа с родителями с целью создания необходимых условий для развития элементраных математических представлений у детей младшего возраста....

Все знать родителям "Математика для малышей"

Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления детей раннего возраста.....

Математика для малышей.

Развивающие игры для детей 2-3 лет .Обучение малышей математике дома....

Математика для малышей

Математика для детей. Стихи про цифры....

консультация для родителей "Математика для малышей"

Предлагаем вашему вниманию практический материал, который родители смогут использовать дома, развивая математические способности  ребёнка....

Дидактические игры "Математика для малышей"

Представленные в статье игры помогут развить математические способности детей, а родителям в непринуждённой форме познакомить малышей с основами математики....