Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы
картотека по математике (средняя группа)

Чечкина Ольга Сергеевна

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для средней возрастной дошкольной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_v_sr.gr_.docx100.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений для детей средней группы

Картотека игр создана воспитателем МБДОУЦРР № 28 «Огонек» гр.№7 Чечкиной Ольгой Сергеевной

  1. Игры на количественные представления.

№1 «Волшебные ниточки»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см.

Ход игры:

1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей.

№2 «Бегите к цифре»

Дидактические задачи:         упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Ход игры:

Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

                

№3 «Рисуем и угадываем»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр.

 Ход игры:

Взрослый  рисует  пальцем  цифру  в  воздухе,  а  ребенок  угадывает  ее. Затем они меняются ролями.

№4 «Какой игрушки не стало?»

Дидактические задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10).

Ход игры:

Дети закрывают глаза, ведущий убирает игрушку. Дети открывают глаза и определяют, какой игрушки не стало. Например, не стало мяча, он был третьим справа или вторым слева.

№5 «Найди портрет числа»

Дидактические задачи: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.

Оборудование: магнитная доска с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.

Ход игры:

Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.

Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.

№ 6 «Билет в кино»

Дидактические задачи: упражнять в прямом, обратном и порядковом счете, закреплять знания цифр (от 1 до 9).

Оборудование: изображения сказочных персонажей, карточки-билеты с номерами.

Ход игры: Рассказать детям, что сказочные герои собрались в кино. Они купили билеты, на которых указаны их места в кинозале. Нужно расположить персонажей по порядку, в соответствии с номерами их билетов.

Затем посчитать в каком порядке герои будут выходить из кинотеатра (обратный счет).

Вопросы: – Кто третьим (вторым, пятым,…) по счету зашел в кинозал?

– У кого билет с номером 3 (2, 4, 5,…)?

 

№7 «Фотосалон»

Дидактические задачи: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.    

Оборудование: карточки с изображением цифр; раздаточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек), карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки.

Ход игры:

Педагог предлагает детям стать фотографами, т.е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки).

В конце игры подводятся итоги: награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города».

 №8 «Подойди ко мне»

Дидактические задачи: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу.

Оборудование: карточки с цифрами.

Ход игры:

Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре.

Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться.

№9 «Раскрась цифру»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: трафарет, цветные карандаши, бумага.

Ход игры:

Дается  контурное  изображение для штриховки или раскрашивания,  или трафареты  для  обведения  цифры  и  ее  последующего  раскрашивания,  или штриховки.

№10 «Положи столько же»

Дидактические задачи: закреплять умение соотносить число и количество, различать геометрические фигуры, узнавать и называть цифры.

Ход игры:

Детям предлагается положить в сумочку столько геометрических фигур, столько показывает цифра на сумочке.

№11 «Веселая гусеница»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

 Ход игры:

Из картона изготавливается карточка  на ней изображение гусеницы.  На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.

  Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и  потеряли цифры. Помогите  гусеницам. Дети выбирают и выкладывают  пропущенные цифры.

        

№12 «Рассольник»

Дидактические задачи: учить   выбирать только заданное количество предметов, следовать инструкции.

Ход игры:

Согласно тексту стихотворения, дети выбирают из общего количества овощей заданное:

Очень рад сегодня кролик,

Будет он варить рассольник.

Надо: 3 морковки, луку 2 головки

И соленый огурец;  

Кто нашел их –  молодец!

№13 «Сколько»

Дидактические задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.

 Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей?

№14 «Огород»

Дидактические задачи: упражнять в счете, закреплять умение  сравнивать 3 множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множества, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества.

Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 моркови (количество овощей выбрано произвольно).

Ход игры:

Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию воспитателя  дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

- какие овощи собрали;

- сколько репок, сколько морковей?

- сколько групп овощей получилось;

- как узнать, каких овощей больше, меньше;

- каких овощей больше (меньше) всего;

- Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

№15 «Выполни движение»

Дидактические задачи:        развивать слуховое  внимание,  закреплять умение различать цифры, упражнять в счете.

Ход игры:

Взрослый  предлагает (присесть,  подпрыгнуть)  ребенку  столько  раз, сколько указывает цифра.

№16  «Нарисуй столько же»

Дидактические задачи: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие  их количества определенной цифре.

Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает)  столько предметов, сколько показывает цифра.

№17 «Правильно ли это?»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в счете, нахождений соответствующей цифры.

Ход игры:

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

№18 «Найди такую же»

Дидактические задачи:         упражнять в запоминании и различении цифр.

На листе бумаги  изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой.  Надо  найти,  отвлекаясь  от  несущественных  признаков,  одинаковые цифры.

№19 «Что перепуталось»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие.

Ход игры:

На  столе  карточки  с  цифрами  перевернуты «вверх  ногами»  или «вниз головой», или даны в «зеркальном отражении». Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

№20 «Какая цифра убежала?»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие.

Ход игры:

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет  их  местами.  Ребенок  указывает,  что  изменилось.  Если  какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

№21 Упражнение «Цифроград»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, понимать их соответствие числу предметов, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» — один цветок, цифра «2» — два цветка и т. д.).

№22 «Числовые фигуры»

Дидактические задачи: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах до 5.

Оборудование: карточки с изображением кружков от 1 до 5. «Ценники» - карточки с изображением цифр от 1 до 5.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с изображением кружков. Это — «деньги». Цены на игрушки обозначены цифрами. «Купить» игрушку в «магазине» можно, если количество кружков на карточке соответствует «ценнику» — цифре, указанной на карточке.

Усложнение: «продавец» может дать «сдачу», а «покупатель» заплатить за игрушку несколькими карточками — «числовыми  фигурами».

№23 «Сделай цифру»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: пластилин, счетные палочки, бумага, проволока.

Ход игры:

Предлагается  выложить  цифры  из  кружочков,  палочек, треугольников,  мозаики,  вылепить  из  пластилина, согнуть из проволоки.  Можно  вырезать  цифры  из  бархатной  или  простой  бумаги,  старых газет или журналов, ткани и наклеить их.

№ 24 «Лифт»

Дидактические задачи: закреплять прямой и обратный счет до 7,   закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…).

Ход игры:

 Ребенку  предлагается  помочь жителям   подняться или опуститься на лифте  на нужный этаж, считать этажи, узнать,  сколько живет жильцов на этаже.  

№ 25 «Соседи»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении, упражнять в порядковом сете, учить определять соседние цифры.

Оборудование: числовой ряд, картонные двери с написанными на них номерами, изображение зайца, белки и медведя.

Ход игры: Скажите ребенку, что у чисел так же, как и у жильцов в доме, бывают соседи. Например, соседями числа «четыре» являются ближайшие к нему в числовом ряду числа – «три» и «пять». Покажите ребенку числовой ряд от 1 до 9.

Попросите ребенка, глядя на числовой ряд назвать соседей чисел «три», «пять», «семь».

 

Варианты игр:

  1. Расположите на магнитной доске картонные двери по порядку, рядом с первой дверью прикрепите фигурку медведя, рядом со второй – зайца, около третьей – белку.

На лестничной площадке расположены три квартиры: № 2, № 3 и № 4. В квартире № 3 живет заяц. Кто его соседи и в каких квартирах они живут? Номера квартир и жильцы могут меняться.

  1. Аня пришла в театр. У нее место № 5. Какие места расположены справа и слева от нее?
  2. Попросите ребенка ответить, сколько ему лет. А затем задайте вопрос о том, сколько лет ему было до этого и сколько будет на следующий год.

№ 26 «Стаканчики»

Дидактические задачи: тренироваться в порядковом счете, упражняться в различении левой и правой стороны.

Оборудование: стаканчики (4-7 шт.), маленькая игрушка.

Ход игры: Возьмите несколько одинаковых непрозрачных стаканчиков и поставьте  их в ряд. Под один из стаканчиков положите маленькую игрушку, так чтобы дети этого не видели. Затем предложите найти предмет по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «Ищи под четвертым стаканчиком слева» или «Ищи под вторым стаканчиком справа».

В другой раз ребенок может сам спрятать игрушку и подсказать вам, где ее искать.

  1. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.

№1 «Найди такую же фигуру»

Дидактические задачи: закреплять умение детей  различать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Оборудование: набор геометрических фигур

Ход игры:

Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат,  треугольник, овал, прямоугольник.

Воспитатель показывает желтый  круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

№ 3 «Найди предмет»

Дидактические задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, закреплять названия геометрических фигур.                                            

Оборудование: обруч или мяч; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной формы.                                      

Ход игры:

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором – предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч (или мяч), тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу».

Ребенок, к которому подкатился обруч (мяч), выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам геометрических фигур.

№2 «Кто больше увидит?»

Дидактические задачи:  закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.

Ход игры:

На доске произвольно расположены геометрические фигуры. Нужно их запомнить, потом назвать.

№4 «Геометрическая мозаика»

Дидактические задачи:  закрепления знаний детьми о геометрических фигурах, развивает воображение, учит анализировать способ расположения частей, ориентироваться на образец.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Ход игры: Ребенку предлагается составить изображение предмета из геометрических фигур (домик, кораблик, человечка и т.п.).

№5  «Найди себе пару»

Дидактические задачи:  закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, действовать по сигналу.

Оборудование:  парные фигуры по количеству детей.

Ход игры:

Дети выбирают геометрические фигуры.

Под музыку, дети выполняют движения, соответственно тексту:

 Как фигуры хороши!                    Свободные движения под музыку

 Так и пляшут от души.

 Квадраты затопали,                      Дети топают ногами

     А круги захлопали.                       Хлопки

 Посмотрите, треугольник

     Как углами завертел.                  Повороты туловища вправо, влево

 И затопав, и захлопав,                 Дети топают и хлопают

 С прямоугольником запел:        

 Тра-та-та, тра-та-та,                     Прыжки вокруг себя

Вот так пляска! Красота!             Музыка закончилась.

Раз-два-три! Себе пару ищи!      Дети находят пару своей фигуре

№7 «Составь фигуру»

Дидактические задачи: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Оборудование: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см).

Ход игры:

Предложите ребенку «нарисовать» геометрические фигуры, используя нитки и счетные палочки.

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.
  2. Составить маленький и большой квадраты.
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг, овал, треугольник,  прямоугольник.

№6«Только одно свойство»

Дидактические задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры:

 У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

№8  «Кто первый соберет фигуры»

Дидактические задачи:   закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).

Ход игры:

Каждому из играющих воспитатель дает  персональное задание по собиранию конкретных фигур. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.

№9 «Наряжаем елку»

Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению действий,  соблюдая логическую последовательность.

Оборудование: набор геометрических фигур, изображение елки.

Ход игры:

Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают гирлянду.

Усложненный вариант: воспитатель демонстрирует на доске разные варианты гирлянд. Дети должны определить, какой вариант подходит для имеющихся у них набору фигур, выстроить последовательность и продолжить ее.

Елочка, елочка, вот она какая!

Елочка-иголочка, красивая, большая!

Мы нарядим елочку снизу до макушки,

Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,

И гирлянды – раз, два, три,

Ну-ка, елочка, гори!

№10  «На что похоже?»

 Дидактические задачи:  закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.

Ход игры:

 Игра с мячом. Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. Ведущий бросает игроку мяч и задает вопрос.

                                   Вы послушайте, ребята,

                                   Во что будем мы играть.

                                   Я сейчас задам вопросы,

                                   А кто-то будет отвечать!  

1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

2. А окно на что похоже? (квадрат)

3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

6. Подзорная труба на что похожа? (цилиндр)

7. Без какой фигуры нельзя построить дом из конструктора? (куб)

Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

Правила: Отвечать нужно, бросая мяч воспитателю.

Варианты: 1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что похож квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр. 2. Водящим может быть воспитатель или ребенок.

№11  «Назови свой автобус»

Дидактические задачи:  упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала; находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Ход игры:

  На некотором расстоянии друг от друга ставится 5 стульев, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Для того, что детям сесть в автобусы, они становятся в  колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом.

№13 «Собери фигуры»

Дидактические задачи:   закрепление умения различать шар, куб и цилиндр между собой, закреплять названия объемных геометрических фигур.

Оборудование: рассыпанные по ковру геометрические фигуры (шары, кубы, цилиндры).

 Ход игры:

На полу лежат объемные геометрические фигуры – шары, кубы, цилиндры.

Детям нужно разобрать их. Под музыку дети по очереди берут любую фигуру и несут в соответствующую емкость: шары – в большое ведро, кубы –    в маленькое ведро, цилиндры – в корзину.

Игра начинается по команде: «Раз, два, три, фигуры собери!»

Правила: В руки можно брать только одну фигуру.

Варианты: фигуры могут быть разного размера.

№12 «Найди такую же фигуру»

Дидактические задачи:  закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета и размера.

Ход игры:

У детей – карточки с изображениями  геометрических фигур. Педагог показывает свою (или перечисляет фигуры). Дети находят такую же карточку у себя.

№ 14 «Сложи квадрат»

Дидактические задачи: закрепление понятия «квадрат», развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Оборудование: 36 разноцветных квадратов размером 80×80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Ход игры:

1. Разложить кусочки квадратов по цвету.

2. Разложить кусочки квадратов по номерам.

3. Сложить из кусочков целый квадрат.

4. Придумать новые квадратики.

№15 «Догадайся, что я вижу»

Дидактические задачи: учить различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.

Ход игры:

Воспитатель выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу:

- Отгадайте, что я вижу: оно – круглое.

Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом.

Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно – квадратное.

Затем предложите детям отгадать, что вы видите: оно –  треугольное.

№ 17 «Геометрическое лото»

Дидактические задачи: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой; упражнять подбирать предметы по геометрическому образцу; закреплять названия геометрических фигур

Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой, квадратной, овальной, прямоугольной, треугольной.

Ход игры:

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию ведущего подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная).

        

№ 16 «Составь предмет»

        

Дидактические задачи: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Оборудование: На столе  крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

Ход игры:

Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.

№ 19 «Фигуры спрятались»

Дидактические игры: закреплять умения различать геометрические фигуры, закреплять знания об их свойствах.

Оборудование: Цветные карандаши, листы с изображением геометрических фигур следующим образом

Ход игры:

Ребенку предлагается раскрасить на первом рисунке квадрат красным карандашом, на втором рисунке треугольник синим, а на третьем рисунке круг зеленым цветом.

На рисунках во втором ряду раскрасить прямоугольник красным, ромб синим, а овал зеленым карандашами.

№ 18 «Волшебники»

Дидактические задачи: закреплять знания о геометрических фигурах, их названиях и свойствах; развивать у детей пространственные представления и сенсорные умения; развивать  у детей воображение.

Оборудование: лист бумаги в виде озера, нарисованные на нем геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник); цветные карандаши.

Ход игры:

Перед ребенком лежит лист бумаги – «озеро», с нарисованными на нем геометрическими фигурами – «камешками на дне».  Предложите ребенку стать волшебником и «превратить» (дорисовать)  камешки в какие-либо предметы (например, треугольник – в колпачок, овал – в репку и т.п.).

  1. Игры на ориентировку в пространстве.

№1 «Куда спряталась мышка»

Дидактические задачи: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, слева, справа.

Оборудование: мышка – игрушка.

Ход игры.

Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это? (Мышка)

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

№2  «Игра с палочками»

Дидактические задачи: тренировать детей различать правую и левую руки.

Оборудование: счетные палочки в коробке (по 12 шт).

Ход игры.

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку. Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.

Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.

№3 «Три шага»

Дидактические задачи: ориентировка в пространстве,  умение  слушать и выполнять инструкции.

Ход игры:

Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным  составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

№4 «Куда пойдешь»

Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

Оборудование: игрушки.

Ход игры:

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям:

«Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку.

№5 «Что изменилось?»

Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться  в пространстве.

Ход игры:

Дети запоминают, как расположены несколько предметов по отношению друг к другу на столе. Ведущий меняет один-два предмета. Дети, открыв глаза, рассказывают о произошедших изменениях.

№6 «Художники»

Дидактические задачи:  развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов,  представление об их относительности.

Ход игры:

Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре – избушка, вверху, на крыше, – труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот, слева от избы – дерево и т.д.

№7 «Шофер»

Дидактические задачи: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол», «в центре» (посередине).

Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине прямоугольником-гаражом, игрушечные автомобили на каждого ребенка.

Ход игры:

Дети ставят машину «в гараж». По команде  воспитателя дети  перемещают машину в правый верхний, левый нижний угол и т.д. Перед началом задания целесообразно провести пальчиковое упражнение «Шофер».

Би-би-би, на машине я качу.

Би-би-би, стать шофером я хочу.

Би-би-би, я лечу во весь опор.

Би-би-би, самый лучший я шофер!

При желании эту игру можно провести не только за столом, но и на ковре.

№ 8 «Угадай, что загадали»

Дидактические задачи: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и определении местонахождения предмета при помощи слов: впереди, слева, справа, сзади.

Оборудование: игрушки.

    Ход игры:

Первый вариант. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка.

Воспитатель говорит, что он загадал одну из них и надо отгадать — какую. Для этого педагог предлагает определение: «Она перед тобой (за тобой, слева/справа от тебя)».

Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении.

При повторном проведении игры надо поменять местами игрушки или заменить их другими.

Второй вариант. Расположить игрушки вокруг воспитателя. Загадывать игрушку будет ребенок.        

  №9 Упражнение « Бабочка»

Дидактические задачи:  развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение.

Оборудование: яркая крупная бабочка у педагога.

Ход игры:

Гимнастика для глаз

Видишь, бабочка летает.       дети рассматривают яркую бабочку,

                                                которую держит педагог

Мы за ней понаблюдаем

Влево бабочка летит,             педагог отводит руку с бабочкой

                                                 в левую сторону от детей

Влево нам смотреть велит.    дети следят за ней только глазами

Вправо полетела,                    аналогично в правую сторону

Вправо посмотрели.

Вот она взлетела выше,          посмотреть вверх

Опустилась вдруг пониже.    посмотреть вниз        

Если мы закроем глазки,         дети закрывают глаза

Ее увидим, словно в сказке.

Яркая, воздушная,

Ветерку послушная,

С нами долго не сидела,         дети открывают глаза и

Упорхнула, улетела.                наблюдают за полетом бабочки

№10 « Осенний листок»

Дидактические задачи:  развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение.

Оборудование: оранжевый листок на каждого ребенка.

Ход игры:

Гимнастика для глаз.

На листочек я смотрю,

Влево глазки я веду,

Вправо глазки я веду,

Вверх смотрю и вниз смотрю.

Сильно глазки закрываю

И тихонько открываю,

Вдаль я на листок смотрю:

- Здравствуй, осень, – говорю.

№ 11 Упражнение «Солнышко высоко…»

Дидактические задачи: закрепление понятий «высоко-низко», «далеко-близко».

Ход игры:

Дети выполняют движения согласно тексту:

Солнышко высоко,                 дети поднимают руки вверх

А тропинка низко.                 дети наклоняются вниз

Что за лесом – далеко            дети вытягивают руки вперед

Перед лесом – близко.           дети прижимают руки к груди

№12 «Побежали пальчики»

Дидактические задачи: учить ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Ход игры:

Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, ручка правая    постукивать по столу правой ладошкой

Здравствуй, ручка левая      постукивать по столу левой ладошкой

Обе вы хорошие                  поглаживать тыльные стороны ладоней 

Ловкие, умелые                   поглаживать ладони

Озорные пальчики              сжимать и разжимать пальцы

У девочек и мальчиков.      переплести пальцы в «замок»

Их никак не удержать

Все они хотят играть             потряхивать кистями рук

Пусть побегают немножко

По листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь,

Девочки и мальчики.

Побежали в серединку –

Увидали там малинку!

В правый верхний уголок –

Увидали там цветок!

Вниз спустились, в угол левый –

Скачет там зайчонок смелый!

В левый верхний угол мчимся –

Там летит большая птица

В правый нижний уголок –

Отыскали там грибок!

Хорошо мы поиграли                показать большие пальцы

В десять раз умнее стали!         раскрыть обе ладошки

Пальчики, «шагая», перемещаются по листу бумаги в заданном направлении (в верхний левый угол, в правый нижний угол и т.д.).

Рекомендуется менять ориентиры, использовать не только предметные картинки, но и геометрические фигуры, мелкие игрушки. Упражнение может проводиться и без ориентиров. Указание направления зарифмовывать не обязательно.

№ 13 Упражнение «Машина»

Дидактические задачи: учить работать в тетради слева направо.

Оборудование: лист бумаги с обозначенной двумя параллельными линиями – «дорогой», игрушечный автомобиль по размеру, сообразный с «дорогой».

Ход игры:

Вот моя машина,

Завожу мотор.                упражнение для рук «завожу мотор)

Слева направо               правой рукой в воздухе «прочертить» 

Веди ее, шофер.             несколько  раз линию слева направо

Слева направо,              слева направо прокатывать машину

Слева направо,              по «дороге», на листе бумаги

Слева направо

Машина идет.

Слева направо,

Слева направо,

Слева направо

   Шофер ее ведет.

№14 «Я иду искать»

Дидактическая задача: учить отыскивать предмет по заданному направлению движения.

Оборудование: игрушки.

Ход игры:

Предметы могут быть действительно спрятаны, а могут быть на виду; важно, чтобы ребенок правильно следовал инструкциям, даваемым воспитателем: дойди до большого стола и посмотри под стол, кто там? и т.п.

Постепенно они усложняются до серии инструкций с использованием счета шагов и сменой направления движения.

Что любят делать мышки? Пищать, пищать, пищать!

Что любят делать зайки? Скакать, скакать, скакать!

Что любят делать птички? Летать, летать, летать!

Что любят делать дети? Играть, играть, играть!

Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать!

№ 15 «Матрешкино хозяйство»

Дидактические задачи: вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции; закреплять понимание понятий «внутри», «снаружи», «около», «слева от», «справа от», «спереди», «сзади».

Оборудование: игрушечный домик, матрешка, автомобиль, домашние  животные.

Ход игры:

Примерные инструкции:

Вот стоит домик-домок,

Красивый, как теремок.

Там матрешка живет,

Хозяйство ведет.

Вышла матрешка из домика, встала около него и смотрит, все ли в порядке. Слева машина стоит, справа собака лежит. Зашла за дом – там барашки пасутся. А это кто прыгнул в дом? Это кошка Мурка!

 А еще у матрешки перед домом огород есть, там репки растут. Зашла матрешка в дом. Все у нее хорошо, все в порядке!

Дети расставляют игрушки, согласно тексту.

Вопросы: какие игрушки находятся внутри дома, снаружи дома, слева от дома, справа от дома? и т.п.

Инструкции и  предметы можно менять.

№ 16 «Кто скажет правильно»

 Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив.

Ход игры:

В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки), садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку.

Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички – с левой, а Белочки – впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторяет, где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.

 Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.

№ 17 «Шаг вперед и два назад»

Дидактическая задача: тренироваться ориентироваться в пространстве, следуя инструкции; учить зрительно определять направление и расстояние до объекта.

Ход игры: Выбирается ведущий, которому завязываются глаза. Его цель дойти до какого-то предмета с закрытыми глазами, следуя указаниям других детей, которые определяют направление и расстояние до предмета.

Например: «Сделай 4 шага вперед. Повернись направо и сделай 1 большой шаг. Теперь повернись налево, сделай 3 шага и возьми мяч».

Можно усложнить игру: в конце пути нужно, например, сесть на стул или за стол.

  1. Игры на временные представления.

№ 1 «Когда это бывает?»

Дидактические задачи: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например, весной тает снег». Передает камешек рядом сидящему, тот вспоминает еще что-нибудь о весне. Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру.

Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

№ 2 «Назови пропущенное слово»

Дидактические задачи: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

      - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.

- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….

-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

№ 3 «Что дальше?»

Дидактические задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Ход игры.

 Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся». Можно ввести игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,— отвечает ребенок. «А потом?» Воспитатель кладет камешек перед другим ребенком. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— уход домой.

Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

№ 4 «Кто раньше? Кто позже?»

Дидактические задачи: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Ход игры:

 Инсценировка сказок с использованием иллюстраций  "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.

№ 5 «Назови пропущенное слово»

Дидактические задачи: закреплять знания детей  о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

 Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….".  

Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую: "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …" и т.п.

№ 6 «Светофор»

Дидактические задачи: закреплять представления детей о временах года.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета на каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог говорит, например, "Кончилось лето, наступила весна". Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются и т.п.

Если высказывание верное, то дети поднимают зеленый круг.

№ 7 «Раньше - позже»

Дидактические задачи:  помочь детям в осознании зависимости между временными эталонами (части суток, времена года); упражнять в использовании предлогов «за», «перед», «до»; формировать умение связно рассказывать о развитии предложенной ситуации, используя слова «сначала», «потом», «после того как»; закрепить умение правильно употреблять глаголы прошедшего времени, составлять сложноподчинённые предложения.

Ход игры:

Игровое действие:   расставить карточки по порядку.

Игровое правило:  связно объяснить своё действие.

Воспитатель называет «кусочек времени». Дети выстраивают цепочку по принципу:  что было раньше, ещё раньше; что будет.

Пример. Воспитатель: «Зима».

Ребёнок:  «Перед зимой была осень, ещё раньше было лето, ещё раньше была весна;  или; после зимы наступает весна, позже – лето, ещё позже – осень».

  1. Игры на сравнение  величин.

№ 1 «Мы шагаем»

Дидактические задачи: закрепить  понятие – длинный, короткий.

Ход игры:

Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.

После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный - короткий».

В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные (или короткие) шаги на цыпочках.

№ 2 Упражнение «Дощечка, мостик и плот»

Дидактические задачи:  закреплять умение сравнивать три объекта по ширине, развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: набор для конструирования.

Ход игры:

Дети по лесу гуляли, гуляли,

Слушали птичек, грибы собирали.

Надо теперь им преграду пройти –

Речка, река и ручей на пути.        

Из имеющегося набора конструктора дети должны построить дощечку через ручей, мост через речку и плот для переправы через реку и пройти по ним. Самая узкая – дощечка, мост пошире, плот самый широкий.

№ 3  Упражнение «Что длиннее»

Дидактические задачи: сравнение предметов по длине.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре, он катит мяч кому-нибудь из детей и говорит:

–  Сапоги длинные, а ботинки… Ребенок, у которого мяч, отвечает:

–  Короткие.

Катит мяч воспитателю.

–  У футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные).

–  Гольфы длинные, а носки… (короткие).

–  Шорты короткие, а брюки… (длинные).

–  Платье длинное, а юбка… (короткая).

–  Пальто длинное, а куртка… (короткая).

        

№ 4  Упражнение «Столбики»

Дидактические задачи: учить сравнивать предметов по толщине и длине.

Оборудование: столбики разные по толщине и длине.

Ход игры:

Дайте ребенку пять столбиков разной толщины и длины.  (Столбики могут быть взяты из строительного набора или изготовлены из пластилина). Предложите сравнить их по толщине, а затем расставить в порядке уменьшения толщины, т.е. начать с самого толстого, а закончить самым тонким. Пусть ребенок назовет их соответственно: «самый толстый», «потоньше», «самый тонкий».

Потом по тому же принципу попросите ребенка сравнить столбики по длине.

№ 5 «Что таким бывает?»

Дидактические задачи:  уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры:

Дети садятся в круг. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так. Я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

– Длинный, — говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

– Дорога, — отвечает тот и передает камешек соседу.

– Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

– Широкий, — предлагает   воспитатель   следующее слово.

№ 6 Упражнение «Разноцветные  полоски»

Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в величине полосок, закреплять понятия: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски по данным параметрам величины.

Оборудование: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.

Ход игры:

Варианты заданий:

1) группировка «широкие – узкие»;

2) группировка «длинные – короткие»;

3 выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;

4) Строим мостик через реку: раскладывание полосок от самой короткой до самой длинной, от самой узкой до самой широкой.

№ 7  «Беги к тому, что назову»

Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий, закреплять понятия.

Ход игры:

Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги!

Раз, два, три -  к широкой (узкой) ленточке беги!

Раз, два, три – к высокой (низкой) елке беги! И т.д.

Называть можно любой предмет,  любой величины.

Картотека игр создана воспитателем МБДОУЦРР № 28 «Огонек» гр.№4 Чечкиной Ольгой Сергеевной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе ДОО

Картотека дидактических игр в средней группе по формированию элементарных математических представлений....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для средней возрастной дошкольной группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для средней группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

Дидактические игры по ФЭМП для детей средней группы, которое можно использовать в образовательном процессе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

quot;Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели". А. Маркушевич...

картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе

упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.и т.д....