Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений 4-5 лет
методическая разработка по математике (средняя группа)

Волкова Ксения Михайловна

В данном сборнике представлены игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включённую в контексте. Развитие математических способностей у дошкольников лучше усваивается в игровой форме, так как игра – ведущий вид деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_wecompress.com_.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18

Муниципального образования Усть- Лабинский район ст. Воронежская

Сборник дидактических игр 

по формированию элементарных математических представлений

для детей 4-5 лет

Разработали:

Воспитатель Волкова К.М.

Воспитатель Поповичева О.В.

2022г.

Пояснительная записка

Дети –творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. 
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них учёба, игра для них труд, игра для них- серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников способов познания окружающего мира. 
Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. 

В данном сборнике представлены игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включённую в контексте. Развитие математических способностей у дошкольников лучше усваивается в игровой форме, так как игра – ведущий вид деятельности детей.

Игра ценна только в том случаи, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей.

Формирование и развитие математических представлений у детей является основой интеллектуального развития дошкольников, а также способствует общему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Важным средством и эффективной технологией воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

Методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Они могут быть составной частью образовательной деятельности. Кроме того, в часы, отведённые для игровой деятельности, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и образовательной деятельностью, в перерывах между НОД, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между НОД. При этом следует учитывать характер занятия. Перед деятельностью по физической культуре предпочтительны спокойные игры, а если НОД требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре.

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

В образовательной деятельности используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании дидактических игр в совместной с воспитателем деятельности необходимо, чтобы новые игры, взятые в образовательной деятельности, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования её в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка.

При организации игр с детьми необходимо создавать следующие условия:

  1. Обеспечить эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям.
  2. Необходимо поддерживать индивидуальность и инициативу детей через:

создание условий для свободного выбора игр, участников игры;

  • создание условий для принятия детьми решении, выражение своих чувств и мыслей;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности;
  1. Создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми.
  2. Развитие и умение детей играть в группе сверстников.
  3. Обеспечить поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Возрастающая роль в современном обучении игровых средств делает занимательный математический материал незаменимым при обучении детей математике. Он помогает не только не снижать уровень математического содержания, но и существенно расширить спектр рассматриваемых вопросов и перенести многие традиционные темы на более ранний период. Например, ознакомление с цифрами, установление связей и зависимостей между объектами.

Развитие логического мышления ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. А источником их развития является чувственный опыт.

В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), а так же использование их для анализа окружающих предметов. Малыши совершают действия во внешнем плане: прикладывают, накладывают предметы друг на друга, обводят пальцем.

Именно от практического сравнения величины предметов идёт путь малыша к познанию количественных отношений «больше - меньше», «равенство - неравенство». Соотнесение величины предметов – это переход от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому.

Через активную практическую деятельность с различными предметами малыш овладевает понятиями: «сходство», «соответствие». У них формируется не только различие формы, цвета, величины, но и классификация и упорядочивание по данным свойствам. Появляется умение рассуждать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи (Кубик не катится, углы мешают; Ты неправильно положил пуговичку; Здесь белые лежат, а эта чёрные).

Доступны малышам простые замещения, схематизация. Постепенно заместители становятся более условными, символическими, действия детей переходят во внутренний план, совершаются в «уме». На основе наглядно-действенного мышления складывается наглядно-образное, являющееся основной формой мышления дошкольника, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

«Подбери по форме и цвету»

Цель: развивать умение подбирать по форме и цвету геометрически фигуры, закреплять названия цветов и форм.

Ход игры: детям предлагаются карточки с изображением геометрических фигур (на карточке разные фигуры разного цвета) и геометрические фигуры разного цвета. Ребенку необходимо соотнести геометрическую фигуру с изображением на карточке.

«Веселая гусеница»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, закрепить умение различать основные цвета.

Ход игры: детям предлагаются карточки с изображением гусениц и круги разного цвета. Необходимо собрать гусеницу в той же последовательности цветов как на карточке.

«Найди пару»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия.

Ход игры: на столе в хаотичном порядке лежат пары варежек, ребенку необходимо найти каждой варежке пару.

«Выложи узор»

Цель: развитие у детей логического и образного мышления, творчества, мелкой моторики рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки. Дети определяют, что изображено на них и какого цвета. После этого ребенок выбирает крышки нужного цвета и выкладывает узор.

«Мухоморы»

Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете, закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе шляпки мухомора, на которых нарисовано разное количество крапинок и ножки, на которых нарисованы цифры. Ребенку необходимо подобрать шляпку к ножке.

«Цветочная полянка»

Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете, закреплять знание цифр, соотносить их с числом предметов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям карточки (полянки), на которых изображены цифры разного цвета. Детям необходимо соотнести количество цветов с цифрой на полянке, причем цвет цветка должен совпадать с цветом цифры.

«Найди тень»

Цель: развивать умение у детей находить заданные силуэты путем наложения, развивать зрительное восприятие, мышление

Ход игры.

1й вариант: воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какого-либо предмета. Дети должны найти, среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту.

2й вариант: на одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – цветные изображения картинок. Детям необходимо разложить тени на цветные картинки (или наоборот).

«Подбери по цвету»

Цель: закрепление знания цветов, формирование зрительного восприятия.

Ход игры: детям предлагается 4 корзинки разного цвета (желтая, красная, зеленая, синяя) и картинки с изображением фруктов и овощей разного цвета. Детям необходимо разложить фрукты (овощи) по корзинам так, чтобы цвет фрукта (овоща) совпадал с цветом корзинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с использованием современных образовательных технологий «Познавай-ка»

Сборник дидактических игрпо формированию элементарныхматематических представленийс использованием современныхобразовательных технологий«Познавай-ка»...

"Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для старших дошкольников"

Игры и упражнения для формирования математических представлений у старших дошкольников...

Сборник дидактических игр, по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Данный сборник дидактических упражнений используется в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности, в игровой деятельности и в режимных моментах.Дидактические упражнения...

«Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Увлекательная математика».

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, родителям, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В...

Сборник дидактических материалов по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста

С целью формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, мною был создан сборник дидактических материалов.Содержанием данного сборника являются дидактические игры: ...

Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений 3-4 года

   Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Как извес...