Дидактическое пособие «Хочу всё знать»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

 Цель: формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

2. Формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.

3. Обучать навыкам счёта в пределах 10.

4. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.

5. Знакомить детей с простыми временными понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fetrovaya_matematika.docx857.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Золотой ключик»

города Таштагола

Дидактическое пособие

«Хочу всё знать»

для детей среднего и

старшего дошкольного возраста

по формированию умственных способностей

на основе математических представлений

Автор-составитель:

Воспитатель Елисеева М.И.

                                                                     Таштагол

2023

Дидактическое пособие «Хочу всё знать».

 Цель: формирование у детей умственных способностей на основе математических знаний и представлений.

Задачи:

1. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

2. Формировать приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, установление причинно-следственных связей.

3. Обучать навыкам счёта в пределах 10.

4. Знакомить с величиной, формой предметов, их пространственными отношениями.

5. Знакомить детей с простыми временными понятиями.

Содержание:

Количество и счёт

Развивать навыки количественного счёта в пределах 10-ти, учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?».

Развивать навыки порядкового счёта в пределах 10-ти, называя порядковые числительные, отвечать на вопросы «Который?», «Какой по счёту?».

Учить сравнивать две группы предметов, формируя на основе счёта представления о равенстве и неравенстве.

Учить устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?».

Познакомить с цифрами до 10-ти.

Формировать понятия о том, что количество предметов не зависит от величины предметов, его составляющих, расстояния между ними и формы их расположения.

Учить счёту с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного).

Величина

Формировать умение сравнивать два предмета по одному из признаков: по величине (длине, высоте, ширине, толщине), пользуясь приёмами приложения.

Формировать навыки сравнения предметов по двум признакам величины (например: длине и ширине; толщине и высоте и т.д.)

Формировать навыки сравнения нескольких предметов (до 10-ти) разной величины, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке, обозначая порядок расположения предметов словами (например, высокий, ниже, ещё ниже, самый низкий).

Формировать навыки сравнения двух предметов с помощью третьего - условной меры.

Форма

Расширять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Познакомить с геометрической фигурой овал.

Учить обследованию геометрических фигур и тел осязательно-двигательным и зрительным способами.

Ориентировка в пространстве

Продолжать учить определять положение предмета по отношению к себе: слева, справа, впереди, позади, вверху, внизу, далеко, близко.

Развивать умение двигаться в заданном направлении.

Ориентировка во времени

Расширять представления о частях суток, их последовательности.

Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра, учить ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.

Учить различать понятия: скоро, быстро, медленно.

Описание:

Данное пособие выполнено в виде доски, на которой с одной стороны находятся  игры и задания по ориентировке во времени и пространстве

(расширение представлений о частях суток, дней недели и времени года, их последовательности). На другой стороне  детям предлагаются задания и игры на развитие навыков порядкового и количественного счёта в пределах 10-ти; на изучение и закрепление знаний о геометрических фигурах, умение их сравнивать по величине и форме и так же задания на ориентировку в пространстве.

Пособие и игры выполнены из фетра с использование дополнительных элементов в виде бумаги для ламинирования, бусин, кнопок и липучек.

  Пособие предназначено  для детей  среднего  и старшего дошкольного возраста.

Данное пособие позволяет в игровой форме закреплять и обобщать математические представления и знания по разделам количество и счет, величина и форма, ориентировка в пространстве и времени, развивать внимание, память, мышление, речь и мелкую моторику, формировать познавательный интерес.

Первая сторона:

1. Игра «Разноцветные окошечки» состоит из десяти окошек разного цвета, которые отгибаются вверх. За каждым окошком находятся приклеенные бусины разного вида (матрёшки, машинки, собачки, птицы и пр.) количество которых соответствует порядковому счёту. Дети  рассматривают, считают количество бусин, затем находят в нижнем правом кармашке нужную цифру и приклеивают на окошечко. Данная игра при использовании в среднем возрасте направлена на опережающее развитие, в старшем помогает закреплять знания о числах и цифрах, формирует навыки  количественного счета в пределах десяти.

2  Задание  «Деление целого на части» представлено в виде круга поделенного на пять частей, на которых находятся изображения предметов, выполненных из фетра пяти  цветов. Данное  задание помогает закреплять знание данных цветов, формировать и совершенствовать навык группировки по цвету и сравнению по величине.

 C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_104243.jpg

3. Игра «Рисунок из геометрических фигур», состоит из карточек с заданиями и геометрических фигур разного цвета и величины. С помощью данной игры закрепляются знания детей о геометрических фигурах, совершенствуется конструктивный навык, развивается воображение и   мелкая моторика рук.

C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_104758.jpg

4. Задание «Собери гусеницу» это задание представлено в виде  семи кружочков – разной величины (от большого к маленькому), выполненных из фетра, цвета которых соответствуют семи цветам радуги. В процессе сбора гусеницы, дети знакомятся с цветами радуги и их последовательностью, совершенствуется умение сравнивать предметы по размеру и размещать их в убывающем порядке.

5. Следующие задание  представляет собой изображения  будки со щенком. Данное задание помогает формировать и закреплять знания детей о пространственных понятиях (справа, слева, перед, за), закреплять умение использовать предлоги в речи, развивать умение ориентироваться в пространстве.

6. Игра «Логический квадрат»,  эта игра представляет собой основу, поделенную на девять ячеек и кармашка для хранения набора геометрических фигур четырех основных цветов, используется для знакомства детей с логическим квадратом, формирования умения видеть закономерность и на ее основе подбирать недостающий элемент, развивает умение анализировать и делать умозаключение. В таком варианте игра предназначена для старших дошкольников.

 При работе со средними дошкольниками, используя набор геометрических фигур, закрепляется знание их названий, формируются и совершенствуются навыки группировки с опорой на цвет и форму. Дети учатся составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», находить один и несколько одинаковых предметов, среди предложенных для рассматривания.

Данная игра способствует развитию логического мышления, внимания у старших дошкольников, помогает в игровой форме знакомить с понятиями «вертикаль, горизонталь, диагональ».

 

C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_104506.jpg

Вторая сторона:

1. Игра «Времена года», данная игра выполнена в виде основы с изображением дерева и отдельных деталей, изображающих природные явления четырех времен года. В процессе моделирования с детьми, какого либо из времён года закрепляются и обобщаются знания о временах года, их отличительных признаках, активизируется и развивается речевая деятельность при составлении предложений и описательных рассказов на основе получившегося изображения. А белочка и зайчик учат устанавливать равенства двумя способами, добавляя к меньшей группе или убирая из большей группы один предмет, отвечать на вопросы «Сколько было?», «Сколько стало?».

C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_105105.jpg
C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_105259.jpg

2. Игра «Бабочка»  представляет собой изображения ромашки и  бабочки. Данная игра помогает формировать и закреплять знания детей о пространственных понятиях (справа, слева, сверху, снизу), закреплять умение использовать в речи предлоги (под, над, на, в, за, перед), развивать умение ориентироваться в пространстве.

       

3.  Задание «Время суток», представляет собой заламинированный круг с изображением: утра, дня, вечера, ночи  и набора цифр от 1 до 12.  Это задание учит детей ориентироваться в частях суток, закрепить их последовательность и расставить цифры в нужном порядке.

      4.  Игра « Путешествие Ёжика», эта игра представляет собой  следочки (в виде квадратиков), расположенных по периметру всей доски, грибочков, ёжика, набора цифр от 1 до10 и математических знаков (плюс, минус и равно). Игра позволяет развивать умение ориентироваться в пространстве, решать не сложные задачки, закреплять умение использовать в речи предлоги (под,  в, за, перед) и развивать мелкую моторику.

   

C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_105251.jpg

 

5.  Задание «Изучаем дни недели» это задание позволяет закрепит названия и последовательность дней недели, их цветовое соотнесение. Задание представляет собой заламинированный круг с цветовым изображением дней недели и семи гномиков, исполненных в цвете соответствия дню недели  и под порядковым номером. Дети выстраивают гномиков по порядковому счёту, проговаривают их названия, затем располагают их на циферблате в соответствии  с номером и цветом.  

C:\Users\дмитрий\Desktop\дс12\IMG_20230321_105408.jpg

Как  видите, данное пособие решает достаточно большой объем воспитательных, развивающих и обучающих задач, а также является хорошим подспорьем в процессе проведения диагностики по выявлению качества и уровня усвоенных знаний умений и навыков у детей по пяти разделам ФЭМП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Хочу все знать»

Представляю вашему вниманию электронную игру «Хочу все знать».Чтобы детям было интересно получать или закреплять какие-либо знания, лучше всего это делать весело, в игровой форме, ведь игр...

дидактическое пособие лэпбук «Детям знать положено»

Дидактическое пособие лэпбук рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. В лэпбуке собраны материалы о ПДД для ра...

Дидактическая игра "Хочу все знать"

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, разви...

Дидактическое пособие "Хочу всё знать"

С помощью этого пособия развивается мелкая моторика, память, познавательный интерес. Можно использовать на занятиях по познавательному , речевому развитию....

Дидактическая игра «Хочу всё знать!»

Цель: обобщить и закрепить знания детей о растительном и животном мире Архангельской области.       Задачи: способствовать развитию интереса детей к природе;расширит...

Авторская дидактическая игра "Хочу всё знать"

Авторы: воспитатели МБДОУ №8 Туктамышева Лейсан Камилевна, Спиридонова Гульфия НазиповнаЦели: закрепить знания по темам «Домашние и дикие животные»; познакомить детей со звуками, и и...

Дидактическая игра «Хочу всё знать»

Дидактическая игра может использоваться как в свободной, самостоятельной деятельности дошкольника, так и может являться частью образовательной деятельности....