Дидактические игры с Нумекон
консультация по математике

Породкина Елизавета Игоревна

Картотека дидактических игр с Нумекон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_s_numekon.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с НУМИКОНом

     

     Нумикон – это уникальная игра для обучения детей математике.

   Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка: способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать паттерны, т.е. запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы при следующих предъявлениях.

   Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, движение и речь.                                                    

      Главная цель это сформировать у детей элементарные математические представления.

      I. Формирование начальных математических представлений.

      В этом разделе описаны цели, которых вы можете достичь с помощью набора «Нумикон». Для этого вам предлагается ряд интересных игр, которые вы найдете в разделе II. Эти игры помогут ребенку на собственном опыте осознать значение понятий «большой-маленький», «длинный-короткий», «легкий-тяжелый», «много-мало», «меньше-больше», а также запомнить названия цветов и получить представление о простейших геометрических формах. Обязательно проговаривайте эти понятия вслух в процессе игры.

  1.  Подбор по сходству. 

     Умение подмечать сходства и различия очень важно для развития учебных навыков. Однако, прежде чем распространить это умение на математику, чтение и другие учебные дисциплины, ребенку необходимо научиться осознавать сходство и различие реальных предметов. Нумикон поможет малышу получить представление о сходствах и различиях предметов по форме, цвету, размеру.

  1. Подбор по сходству реальных предметов.

     Возьмите один штырек Нумикона. Попросите малыша найти такой же в коробке с деталями конструктора. Неважно, какого цвета. Главное – чтобы малыш понял, что эта деталь такой же формы, как предложенный вами образец. Игры «Чаепитие», «Куклин дом» помогут малышу закрепить понятие «одинаковый», «такой же». Используйте жест «Одинаковый».

  1. Подбор реального предмета к его изображению. 

      Покажите ребенку изображение детали на картинке, размещенной на коробке Нумикона. Попросите найти в наборе такую же деталь.

  1. Подбор по сходству очертаний. 

     Научите ребенка ставить штырек в отверстие в форме Нумикона. Чтобы выполнять задание было интересно, придумайте понятную малышу цель, например, с помощью штырьков построить заборчик для игрушечного зайчика. Можно усложнить игру, предложив малышу вместе со штырьком несколько других предметов, которые не подходят к отверстиям в форме Нумикона, чтобы он среди них нашел нужный.

  1. Подбор по сходству цветов. 

Играйте в игры, помогающие ребенку научиться различать цвета. Начните с самых ярких и легко различимых цветов – красного и желтого. Сыграйте в игры «Нарядные пальчики», «Разложи по цвету», «Поляна».

  1. Подбор по сходству размеров. 

     Начните с понятия «большой» и «маленький», используя формы Нумикона. Поначалу разница между ними должна быть очевидна (например, формы 2 и 8). Можно подбирать предметы по сходству размеров в процессе игр «Строитель», «Куклин дом», «Чаепитие», «Повар». Понятия «короткий» и «длинный», «короче» и «длиннее» проиллюстрируйте с помощью игр «Маленькие ножки», «Едем в гости».

  1. Выбор по определенным признакам. 

     Выбрать предмет без демонстрации образца, ориентируясь на словесную инструкцию – задача более сложная. Выложите на стол или на поднос по несколько форм 2 и 8 Нумикона. В мисочку насыпьте разноцветные штырьки. Просите ребенка дать вам красный штырек или желтый, большую форму или маленькую. Можно разнообразить такую игру, попросив ребенка выбрать большую или маленькую деталь наощупь (игры «Песочница», «Кладовая»), а также сравнивая не только детали набора, но и построенные из них конструкции (игры «Строитель», «Куклин дом»).

  1. Сортировка и группировка. 

     Еще один важный навык, который в дальнейшем пригодится малышу для усвоения математических понятий – сортировка и группировка. С помощью Нумикона научите ребенка сортировать детали: складывать штырьки в одну коробку, а формы – в другую. Игру можно разнообразить, попросив ребенка разложить формы, отличающиеся по величине, на две группы, например, 2 и 6, 4 и 8. В процессе игр «Повар», «Куклин дом», «Чаепитие», «Копилка для Нумикона» ребенок также выполняет сортировку и группировку.

  1. Чередование цветов. 

     Используя Нумикон, играйте с ребенком в игры, которые помогут ему развивать понятие последовательности. Оно просто необходимо при дальнейшем обучении математике. Сделайте вместе с малышом красивые бусы, нанизывая разноцветные штырьки Нумикона на шнурок или проволоку в определенной последовательности. Начинайте с простого чередования двух цветов, затем постепенно усложняйте последовательность. Показывайте ребенку последовательность цветов и просите ее повторить, а затем продолжить. Для развития понятия последовательности подойдут также игры «Строитель», «Едем в гости».          

  1.  Принцип соответствия по количеству. Значение понятий «один» и «два» 

     Попросите малыша поместить штырьки в формы 1, 2 и 8 Нумикона. После того как формы заполнены, можно сравнивать количество штырьков: «Здесь один штырек, здесь два, здесь – много. Покажи: где много, где два, где один?» Подсчитывайте вслух штырьки и формы Нумикона и откладывайте сосчитанные детали в сторону. Начните с чисел «один» и «два». Используйте один из вариантов игры «Нарядные пальчики»: попросите ребенка «нарядить» ваши пальцы в штырьки Нумикона, приговаривая: «На этой руке один пальчик нарядим в красивое платьице, а на этой – два». Также подойдут многие другие игры: «Здравствуй, пальчик», «Строитель», «Куклин дом», «Едем в гости» и др. Во время этих игр просите ребенка дать вам одну или две детали. Например, когда строите пирамиду из штырьков Нумикона, попросите ребенка дать вам два штырька, потом один, потом снова два и т. д.

  1. Заучивание числового ряда. 

     Играя с Нумиконом, повторяйте ребенку и вместе с ребенком считалки, в которых используется последовательность чисел. Например, выстраиваем штырьки в одну линию и говорим: Один-два-три-четыре-пять, Хорошо штырьки считать! Или прячем штырек под салфетку, повторяя считалку: Раз, два, три, четыре, пять, Выхожу тебя искать! После этого ребенок может нарядить свои пальчики. Например, этой считалкой можно сопроводить игру «Нарядные пальчики»: Раз штырек, два штырек, три штырек, четыре, пять. Мы надели их на пальцы, посчитаем их опять: Раз, два, три, четыре, пять!  

       II. Описание игр 

       «Нарядные пальчики» 

       Словарь: нарядные, надень, посмотри, пальчики, один, два, много, красный, желтый и т. д.  

       Игра заключается в том, чтобы ребенок надевал на пальчики штырьки, следуя указаниям взрослого. Это могут быть штырьки одного цвета, разных цветов, один штырек, много штырьков и т. п. – в зависимости от того, какие понятия вы хотите закрепить. «Наряжать» можно одну руку или две, свои пальцы или чужие. Самый простой вариант: «Надень штырьки на пальчики. Посмотри, какие пальчики нарядные».

       «Здравствуй, пальчик» 

       Словарь: надень, рука, большой пальчик, поздоровайся, здравствуй, один, два.

       Можно придумать разные варианты этой игры: ребенок надевает штырьки себе или взрослому, на один палец или на несколько. Затем, следуя указаниям взрослого, он здоровается с одним «нарядным» пальцем, c двумя, со всеми.

       «Маленькие ножки» 

       Словарь: маленький, большой, далеко, близко, пальцы, ножки, дорожка, топ-топ.

       Взрослый надевает штырьки на указательные пальцы. Декламируя стихи, стучит пальцами со штырьками по столу. Одной рукой – часто, но несильно, делая короткие «шаги»: «Маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ». Второй рукой – громче и реже, делая длинные шаги: «Большие ноги шли по дороге, топ- топ-топ». Затем взрослый проговаривает: «Большие ножки убежали далеко, а маленькие – близко».

       «Песочница», «Кладовая» 

        Словарь: найди и спрячь, выбери, большая форма, маленькая форма, названия цветов.

       Закопать в песке или в крупе детали Нумикона, а затем попросить ребенка вынуть на ощупь большие детали или маленькие. Во влажном песке можно выдавливать дырки формами Нумикона и спрашивать у ребенка, большие они или маленькие.

      «Разложи по цвету» 

      Словарь: цветные, красный, синий, желтый, зеленый, голубой, такой же, форма,  миска, положи.

       Сортировку по цвету начинайте с двух контрастных цветов. Попросите ребенка сортировать штырьки Нумикона по цвету, раскладывая их в емкости соответствующего цвета, например, в разные миски. Если мисок нужного цвета нет, вы можете использовать листы соответствующего цветного картона или бумаги. Второй вариант игры заключается в том, чтобы ребенок подбирал по цвету и вставлял штырьки в детали того же цвета (для начала достаточно будет разложить на поверхности детали двух цветов).    

       «Строитель» 

       Словарь: штырьки, формы, названия цветов, разноцветный, большой, маленький, сначала, потом.

       Пирамидку можно собрать из штырьков и форм, башню – из одних штырьков. Взрослый просит собрать большую или маленькую пирамидку, большую или маленькую башню, башню определенного цвета или с чередованием цветов.

       «Копилки для Нумикона» 

       Словарь: копилка, большой, маленький, форма.

       Из плотных коробок сделайте две копилки: с большой и маленькой прорезью. В одну опускаются формы 1 и 2, в другую – 3 и 4. Дайте ребенку возможность действовать методом проб. Когда он правильно подберет отверстие, подтвердите его выбор: «Сюда – маленькая форма. А это – большая, она сюда не подойдет».

      «Поляна» 

       Словарь: пластилин, разомни, раскатай, нажми, наложи, травка, ягодки, корова, кукла, покорми и т. п.

       «Сажаем» на «поляну» «ягодки» и «травку» – красные и зеленые штырьки втыкаем в тесто или пластилин. Можно покормить травкой игрушечную корову, собрать ягодки для куклы. Попутно проговариваем: «Ягодки – красные, травка – зеленая. Кукла любит красные ягодки. У нас много травки для коровы, а ягодок мало».

       «Повар» 

       Словарь: пластилин, разомни, раскатай, нажми, наложи, печенье, сыр, покорми, собачка, мышка, мишка, одно, два, много.

        Предложите ребенку сделать из пластилина печенье для собачки, мышки, медведя (раскатать пластилин, выдавить из него фигурки формами Нумикона, дырки сделать штырьками). Затем предложите малышу угостить зверят, объясняя: «Мышка маленькая, она съест одно печенье. А собачка – большая, она съест два печенья. А медведь еще больше. Он голодный, он съест много печенья».

        «Куклин дом» 

        Словарь: кукла, кровать, спит, большой, маленький.

      Из форм и штырьков соберем кроватки для кукол. Для маленькой куклы – маленькую кроватку. Для куклы побольше – кроватку побольше. Проговариваем это вслух, предлагаем ребенку уложить кукол спать.

       «Чаепитие» 

       Словарь: кукла, чашка, красный, желтый, большой, маленький.

       Собираем вместе с ребенком из форм и штырьков Нумикона стол для кукол. Просим малыша посадить кукол за стол, поставить на стол «чашки» – штырьки. Этой кукле – красную чашку, этой кукле – желтую чашку. Можно сравнить размер этих «чашек» с настоящими: «У тебя большая чашка, а у куклы маленькая чашка. А моя чашка больше всех!»

       «Едем в гости» 

        Словарь: дорога, машина (машинка), длинный, короткий, много, мало.    

        Предложите ребенку выложить из форм Нумикона две дорожки: к зайке – короткую, к мишке – длинную, и съездить к ним в гости на машинке. В процессе строительства акцентируем внимание ребенка на понятиях «много», «мало», «короткий», «длинный»: «Мы построим длинную дорогу, нам нужно много деталей. А это будет короткая дорога, в ней мало деталей». Потом проговариваем: «Мишка живет далеко, мы построили длинную дорогу, а зайка близко – дорога короткая». Предложите ребенку показать и назвать (можно с помощью жеста) длинную и короткую дороги. Можно также строить дорогу, чередуя детали в определенной последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...