Мастер – класс на тему: «Дидактические игры и упражнения по ФЭМП»
материал по математике

Мингалева Ирина Владимировна

Дидактические игры и упражнения по ФЭМП

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     Д/С № 27 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

         

Мастер – класс на тему:

«Дидактические игры и упражнения по ФЭМП»

Провела: Мингалева И.В.

19.12.2019год

Дидактические игры и упражнения по ФЭМП

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».

 «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.

Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Познакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет.

Задача. Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.

Материал и оборудование. Обручи (красный, синий, зеленый), «Колумбово яйцо»,  блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Уважаемые коллеги сегодня я предлагаю вам принять участие в играх с использованием игрового занимательного материала  по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.


Математика – наука
Хороша и всем нужна.
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с блоками Дьенеша

1.«Давайте познакомимся»

Цель: Учить детей  в выделении  и назывании   свойств блоков.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Дети встают в круг, у каждого в руках свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока,  т.е. перечислить все свойства (толщину, величину, цвет, форму).

2.«УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ».

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему».  Закрепление навыков порядкового счета.
Материал: Изображение елки, комплект логических фигур. 
Ход игры:

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки (счет начинаем с верхушки елки).  Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

3.«Подарки».
Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям.

4.«Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).

Это задание для старшей группы:

 Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет.

Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Дети отвечают на вопрос«Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).

Игры с палочками Дж. Кюизенера

Уважаемые коллеги! А вы любите путешествовать. Тогда отгадайте на чём мы отправимся в путешествие сегодня.
В поле лестница лежит дом по лестнице бежит.

Молодцы правильно отгадали загадку. Ну что ж подготовим свой поезд в путь дорожку.

1. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой из черной палочки.

Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине? (розовую)

2. Оранжевая и жёлтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая - другой. Как можно уровнять длины поездов (приложить жёлтую палочку.)

3. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трёх розовых. Какой поезд будет длиннее и на сколько?

Игра «Сделай фигуру»

Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.

Описание:

Вопросы и задания

– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.

– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.

– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.

– Из остальных палочек сделайте трапецию.

– Сколько всего фигур?

– Который по счету прямоугольник?

– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?

– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.

– Какое число обозначает голубой цвет?

– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?

Игра «Кто старше?»

Цель. Формировать представления о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине.

Материал. Комплект цветных счетных палочек в пределах 9; комплект палочек для конструирования фигуры человека; цифры от 1 до 7.

Описание: Воспитатель начинает занятие с чтения стихотворения:

У нашей мамы семеро детей,

Семь самых славных, милых малышей.

Ане – младшей – только год.

Паше – семь, в школу идет.

Саша на год старше Иры,

Ему исполнилось четыре.

Пять зим живет наш братик Коля.

Меньше Саши на год Оля.

Сложив вместе возраст Ани и Коли,

Мы узнаем возраст Толи.

Вопросы и задания

– Назовите имена детей счастливой многодетной мамы.

– Сколько детей в семье? Будьте внимательны. Я буду читать еще раз стихотворение, а вы, услышав имя ребенка, определите, сколько ему лет, и положите палочку, обозначающую этот возраст. Под палочками положите соответствующие цифры.

– Сколько лет Ане? (Оле, Ире, Саше и т. д.)

– Кто самый старший среди детей?

– Кто самый младший? Сколько ему лет?

– Кто пойдет в школу через год?

– Толе шесть лет. Кто из вас его ровесник?

– Если сложить возраст Ани и Саши, какое получится число? Какого цвета палочка его обозначает?


Игра «Полосатая салфетка»

Цель. Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.

Материал. Цветные счетные палочки: 5 фиолетовых, 3 желтых, 3 красных, 3 голубых, 3 розовых, 3 белых; карточка.

Описание: Воспитатель дает детям задание: «Покажите палочку, которая обозначает число шесть».

– Какого она цвета? (Фиолетового.)

– Из палочек фиолетового цвета сделайте квадрат.

– Сколько понадобилось палочек для изготовления квадрата?

– Как по-разному можно назвать квадрат? (Четырехугольник, многоугольник.)

– Сегодня вы будете делать полосатые салфетки. Вы сделали кайму салфетки. Она получилась квадратной формы. Первый ряд внутри каймы сверху «вышьем» белыми «нитками». Второй ряд «вышьем» желтой и белой «нитками». Третий ряд – красной и розовой, четвертый – голубой.

– Какими цветами надо «вышить» следующий ряд? (Розовой и красной «нитками».)

– И последний ряд? (Белой и желтой «нитками».) Получилась полосатая салфетка.

Вопросы

– Какое число обозначает желтый цвет? Красный? Голубой? Розовый?

– Как вы составили число шесть? (Пять и один будет шесть. Четыре и два будет шесть. Три и три, а вместе шесть. Два и четыре, а вместе шесть. Один и пять, а вместе шесть.)

– Какое число вы составили?

– Сколько всего рядов палочек получилось в салфетке?

Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

  1. «Танграм»
  2. «Вьетнамская игра»
  3. «Волшебный круг»
  4. «Листик»
  5. «Пентамино»

6.«Колумбово яйцо» 
Игра называется «Составь фигуру лисы». Для этого мы будем использовать «Колумбово яйцо».  Ваша задача: составить изображение по схеме.

      7.«Сфинкс»

В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно, творчески решать интересные несложные задачи.

Логические головоломки Красноухова «Сложи новогоднюю игрушку-шар», «Веселые рыбки».

 Игра «Живые числа»

Каждый игрок берет одну карточку на которой написана цифра. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «встаньте по порядку» команда должна построиться в последовательности от1 до10.

В процессе работы я отметила, что порядковый счет детям дается сложнее, поэтому сочетаю его с практической работой через подвижную игру.

«Кто соседи»
Цель: совершенствовать умения называть соседей числа.
Ход игры: Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет любое число. Ребенок поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для их решения надо проявить находчивость, понимание юмора, смекалку. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания.

1. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое).

2. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?(4).

3. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки 3 кошки. Сколько кошек в комнате?(4).

4. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади, сколько ног у животного?(4).

5. Сколько лап у двух медвежат?(8).

6. В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе?(3).

7. Шли 3 поросёнка. Один впереди двух, один между двумя, а один позади. Как шли поросята (друг за другом).

8. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки(3).

9. Сколько орехов в пустом стакане (нисколько).

10. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе(4).

11. Росло 4 берёзы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких веточки. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок (нисколько. На березе яблоки не растут).

Игра «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа. Правила игры: каждый гараж имеет свой номер, обозначенный цифрой. На автомобилях примеры на состав числа. По сигналу нужно поставить автомобиль в свой гараж с соответствующим номером.

Игра помогает совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Игру можно проводить с музыкальным сопровождением.
Дети с удовольствием играют в эту игру.
Самое интересное для детей – это конечно же
графический диктант «Елка».  Для всех он будет одинаковый. 

В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски»«Посчитай предметы»«Найди правильную цифру». математические пазлы и др.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»

Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....

Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всегомир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,вечный источник детского разума.В.  Сухомлинский1. И так что ж...

Мастер – класс на тему: «Дидактические игры по экологии».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.Релаксационная минутка.Поднимите правую руку те у кого сегодня хорошее настро...

Мастер класс на тему: "Дидактические игры по развитию речи"

Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ как методический материал...

Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....

Мастер-класс на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ»

Цель мастер-класса : способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов.Задачи:- закрепить знания педагогов по ПДД, о правилах пользования опасными предметами, которые в...