Дополнительная общеобразовательная программа «Ступеньки к знаниям» для детей 4-7лет
методическая разработка по математике (старшая группа)

Харлашева Ирина Юрьевна

Дополнительная общеобразовательная программа для дошкольников «Ступеньки  к знаниям» (Далее Программа) представляет собой учебно-методическую документацию, на основании которой педагог дополнительного образования организует и реализует образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 4 до 7лет, работу по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 29 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

 Кировского района Санкт-Петербурга

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Ступеньки  к знаниям»

для детей 4-7лет

Срок реализации программы 3 года

Автор дополнительной общеобразовательной программы:

                                                                           воспитатель высшей квалификационной категории

Харлашева Ирина Юрьевна

Санкт-Петербург

2023 год

Содержание

Содержание

стр

Содержание

2

Информационная карта

3

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1

Пояснительная записка.

4

1.2

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

5

1.3

Новизна программы

5

1.4

Актуальность 

6

1.5

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

7

1.6

Возрастная категория детей,

8

1.7

Сроки реализации

8

1.8

Особенности развития детей

8

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.1

Формы занятий, виды занятий

12

2.2

Планируемые результаты освоения и реализации Программы

16

2.3

Формы подведения итогов реализации

18

2.4

Педагогические технологии:

18

2.5

Виды и формы контроля освоения программы.

18

2.6

Критерии выполнения программы (знания, умения, навыки).

19

2.7

Взаимодействие с семьями воспитанников

19

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19

3.1

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

19

3.2

Методическое обеспечение образовательной программы

20

3.3

Организационные условия реализации программы (общее количество часов, периодичность проведения занятий, продолжительность занятия, нормы наполнения групп).

21

3.4.

Санитарно-гигиенические требования.

21

3.5.

Комплексно-тематический план (разделы и подразделы).

3.6.

Список литературы.

26

4

Приложения:

4.1

Приложение № 1.  Календарное планирование

4.2

Приложение № 2. Методическое обеспечение (картотека развивающих игр)

29

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа для дошкольников «Ступеньки  к знаниям» (Далее Программа) представляет собой учебно-методическую документацию, на основании которой педагог дополнительного образования организует и реализует образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 4 до 7лет, работу по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29  Кировского  района Санкт-Петербурга (далее по тексту –  ДОО) осуществляет образовательную деятельность  по адресу: Санкт-Петербург ул. Козлова, д. 17, корпус 2.

В данном учреждении в группах общеразвивающей направленности реализуется Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 29  района общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности  по познавательно-речевому развитию детей  Кировского района Санкт-Петербурга, которая соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО. 

  • на основе ФГОС ДО (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования)
  • на основе ФОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Нормативно-правовые документы: 

Нормативно-правовая база оказания  дополнительных образовательных услуг:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019)
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Дата подписания 28 сентября 2020 г. Опубликован 22 декабря 2020 г. Вступает в силу 1 января 2021.
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  5. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 30.10.2013 N 2524-р Об утверждении методических рекомендаций "О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга"
  6. Профстандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н)

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности   детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Программа носит социально-педагогическую направленность:

Программа направлена на создание развивающей образовательной среды для детей среднего и старшего и дошкольного возраста в области интеллектуального развития. Реализация Программы открывает возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, индивидуализации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

В основе занятий разнообразные упражнения и игры, способствующие:

- формирование познавательной деятельности ребёнка, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир.

-  системное развитие у  детей полного комплекса мыслительных операций:  анализ свойств исследуемых объектов или явлений;  синтез на основе выбранной структуры;  сравнение свойств предметов;  классификация по выбранному свойству;  обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;  конкретизация; абстрагирование, сериация, систематизация; аналогия.  

- развитию психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, и речи.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

            Программа подлежит размещению на сайте образовательного учреждения http://www.dou29.kirov.spb.ru, в разделе «Сведения об образовательной организации», подраздел «Образование», размещаются  в соответствии с рубрикатором информации подраздела.

Принципы дошкольного образования, установленные  ФГОС ДО и используемые в создании Программы:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОО с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

3. Новизна программы: 

-  Эффективный  подбор  и систематизация разного рода игр, упражнений, пособий, литературы, направленных на интеллектуальное  развитие  детей 4-7 лет и не используемых в  образовательных программах.

- Программа позволяет комплексно решать обозначенные в ней задачи развития у детей  психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), познавательных способностей и интересов,  фантазии, творчества дошкольников.

-  Комплексное применение универсального занимательного дидактического материала в организации игровой и познавательной деятельности.

4.  Актуальность (педагогическая целесообразность) дополнительной                                    обще образовательной Программы

Дошкольный возраст - время активного становления индивидуальности каждого ребёнка, время эмоционального отношения к окружающему миру, время приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека.

Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что умственное (интеллектуальное) развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне мыслительных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. Программа предполагает системное использование детьми полного комплекса мыслительных операций:

анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

синтез на основе выбранной структуры;

сравнение свойств предметов;

классификация по выбранному свойству;

обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

конкретизация;

абстрагирование,

сериация, систематизация;

аналогия.

Интенсивное  интеллектуальное развитие  в дошкольном возрасте повышает  успешность обучения  детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Эффективным  средством интеллектуального воспитания является игра.

Игра  - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно - образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Используемые в Программе развивающие игры полезны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью.

 Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка.  

Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес - познание - творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.  Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности (ближайшего развития). Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.

Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

В соответствии с психологическими особенностями развития дошкольников Программа представляет собой систему развивающих, дидактических игр, логико-поисковых заданий, интеллектуальных игр и разминок, игровых упражнений занимательного характера, направленных на развитие элементов логического мышления детей, с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием

Педагогическая целесообразность

Программа предусматривает увлекательную систему игр и упражнений и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

 В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, поисково - творческие задачи,  рисование, штриховка, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д.

Необходимость объяснять свои действия подталкивает  детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.

В  Программе предусмотрено использование форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности  и формирование Универсальных Учебных Действий (таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)  

5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

 

Цель программы:

 - развитие логического, творческого и вариативного мышления  и познавательной активности детей среднего и старшего дошкольного возраста через использование универсального занимательного дидактического материала.  

         Задачи Программы:

Обучающие:

- формировать приемы умственной деятельности, познавательной активности;

- формировать умение устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала;

-  обучать  навыкам использования полученных знаний для решения практических вопросов;

-  обучать навыкам игровой деятельности

-  обучать навыкам самостоятельной работы;

-  углублять представления об окружающем мире, способствовать расширению кругозора и развитию речи детей на основе имеющихся знаний;

-  формировать предпосылки универсальных учебных действий (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,  слушать взрослого и выполнять его инструкции, проверять результат своих действий, исправлять ошибки).

Развивающие:

-  развивать  познавательные психические процессы:  восприятие, память, мышление, воображение и  речь;

- развивать познавательный интерес, желание включаться в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний,  развивать  мотивации к определенному виду деятельности и т.п.;

-  осуществлять сенсорное развитие детей, формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия

-  развивать логическое  мышление детей: формировать представления детей о порядке  и закономерности,

  •  Совершенствовать  у детей мыслительные операции:
  • анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
  • синтез на основе выбранной структуры;
  • сравнение свойств предметов;
  • классификация по выбранному свойству;
  • обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
  • конкретизация;
  • абстрагирование,
  • сериация, систематизация;
  • аналогия.

  -   развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

-  развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

-  развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.

Воспитательные:

  • формировать  у детей познавательные  интересы,  познавательную активность воспитывать любознательность;
  • воспитывать  интерес к новым знаниям, мотивацию к изучению нового, неизвестного в окружающем мире;
  • воспитывать привычку к умственному труду;
  • воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам, формировать  способность  работать в группе сверстников.
  • воспитывать  самостоятельность, уверенность в себе и своих действиях, способность к принятию самостоятельных решений.
  • воспитывать   морально-волевые качества личности ребенка;

Возрастная категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной

Возраст детей, которым адресована Программа - 4-7 лет.

4-5 лет - средний дошкольный возраст

5-6 лет  старший дошкольный возраст

 6-7 лет – подготовительная группа  

7. Особенности развития детей

Особенности развития детей
среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

На пятом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребёнка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется время активного бодрствования. Игры становятся более сложными. В игре ребёнок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Игры для детей среднего дошкольного возраста рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых умений. В этом возрасте дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные их свойства (вес, длительность звука и т. п.) и характеризовать предмет с помощью таких свойств. У дошкольников к этому возрасту совершенствуются сенсорные функции, активно развиваются все сферы психики.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая

потребность

Потребность в общении; познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая

деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно -деловое: взрослый - источник информации

Отношения со  сверстниками

Ситуативно - деловое: сверстник интересен как партнёр по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости

Способ

познания

Вопросы: рассказы взрослого; экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); свойств

предметов

Внимание

Внимание зависит от интереса ребёнка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения.

Удерживает внимание 10-15 минут.Объём внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида  деятельности

Объём памяти 4-5предмет из 5, 2-3 действия

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное (появление элементов творческого воображения)

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования

1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации

собственной деятельности

2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения

3. Появление элементов сюжетной игры

Особенности развития детей
старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Игры становятся более сложными. В старшем дошкольном возрасте детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствование разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировке в пространстве и при создании образов. Дети используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. Они учатся применять всё более сложные наглядные модели (планы, схемы, чертежи).

Развивающие занятия учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы и саморегуляции.

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый - источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса к партнёру по играм, предпочтении в общении

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Способ

Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная

познания

деятельность, экспериментирование

Внимание

Начало формирования произвольного внимания.

Удерживает внимание 15-20 минут

Объём внимания 8-10 предметов

Память

Развитие целенаправленного запоминания

Объём памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического

Воображение

Развитие творческого воображения

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1. Планирующая функция речи

2. Предвосхищение результата деятельности

3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)

Особенности развития детей
старшего дошкольного возраста 6-7 (8) лет

Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. У ребёнка 6-7 лет достаточно развито наглядно-образное мышление и формируется более сложная форма мышления – словесно-логическая. Благодаря этому дети могут понять главную мысль литературных произведений, высказываний, сюжетных картин; объединить несколько предметных картин на основе общих признаков; разделить картины на группы.

Память по-прежнему является непризвольной, основанной на эмоциях, интересе. В этом возрасте дети могут быстрее ориентироваться в ситуациях, переходить от одной деятельности к другой, могут одновременно сосредоточиться на двух и большем числе различных объектов. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил. К возрастным особенностям 6-7 летних детей относятся непосредственность, эмоциональность, любознательность, доверчивость, отзывчивость. Именно в этом возрасте формируется мотивация к обучению

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение, словесно-логическое мышление

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения, умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью

Отношения со  взрослыми

Внеситуативно-личностное: взрослый - источник эмоциональной поддержки

Отношения со сверстниками

Внеситуативно-деловое: собеседник, партнёр по деятельности

Эмоции

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребёнок начинает осознавать свои переживания

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Интенсивное развитие произвольного внимания.

Удерживает внимание 20-25 минут

Объём внимания 10-12 предметов

Память

Интенсивное развитие долговременной памяти

Объём памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий

Мышление

Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

Воображение

Переходит на внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, стихи)

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

2. Содержательный раздел 

В соответствии с психологическими особенностями развития дошкольников Программа представляет собой систему дидактических игр, словесно-логических упражнений, логико-поисковых заданий, интеллектуальных игр и разминок с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, направленных на развитие элементов логического мышления детей.

Развитие мышления идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих  отношений. Она позволяет развивать мышление, вскрывая отношения между целями и средствами их достижения, и тем самым расширять опыт ребенка. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее и активнее; в игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

 Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками. Педагог выбирает игру, сложность которой соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и его успешное выполнение придадут уверенность в себе, появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. В процессе выполнения этих игр, упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.д. Каждый раз ход игры потребует от ребёнка развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств.

При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание. При проведении других потребуется серьёзная работа памяти.

Наиболее типичные задачи:

  • выделение общих признаков,
  • сравнение, определение понятий,
  • установление отношений между понятиями,
  • классификация по одному, двум, трем признакам,
  • обобщение,
  • нахождение закономерностей, противоположностей и др.

Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы.

Комплексно-тематическое планирование Программы  (Приложение № 1) 

Форма работы с детьми – игровые обучающие ситуации, игры-занятия, содержание которых  объединено общей сюжетной линией.

 Формы организации детей: 

групповая, подгрупповая.

Виды занятий:

  • Тематическое занятие. Занятие посвящено конкретной теме.
  • Комбинированное занятие В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (интеллектуальный тренинг, игровая, изобразительная,) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи, математическое развитие, методика ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.).
  • Интегрированное занятие. Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. Предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
  • Нетрадиционные занятия.
  • Занятие – творчество.  Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Например: «Сочиняем сказки «наизнанку», « Придумаем несуществующее животное, растение».
  • Занятие – сказка. Интеллектуальное развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.
  • Занятие – эксперимент. Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
  • Занятие – конкурс. Дошкольники участвуют в конкурсах, викторинах.
  • Занятие – рисунки  - сочинения. Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Система организации и проведения занятий  построена с учётом следующих подходов и принципов:

  • принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
  • принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества (креативности): процесс обучения ориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятия;
  • проблемность;

Активизация детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации детской деятельности, чередованием коллективных и индивидуальных, словесных и графических игр и упражнений.

Используются игровые методы, мотивационные ситуации:

- путешествие;

- помоги герою (например, Мальчик-с-пальчик может быть освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги);

- достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся «под замками»; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить);

- решение бытовых вопросов;

- соревнование.

Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, знания входят в жизнь ребенка не как догма, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Постоянное изменение формы вопросов, заданий, стимулирует поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.

Значительное место в программе занимают кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, синхронизации работы полушарий головного мозга как основы интеллектуального развития дошкольника, и упражнения, развивающие мелкую моторику рук и координацию в системе «глаз-рука».

В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах, формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия:

  1. Разминка
  2. Введение в игровую ситуацию
  3. Основное содержание
  4. Физминутка
  5. Закрепление материала
  6. Итог занятия.

1. Разминка. В разминку включаются достаточно лёгкие, вызывающие интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, проявление определённого чувства юмора и быстроту реакции. Разминка в виде загадки, стиха, задачи–шутки, считалки позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.

2. Введение в игровую ситуацию. На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.

3. Основное содержание. Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия. На данном этапе в ходе дидактической игры педагог организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей.

4. Физминутка (кинезиологические упражнения). Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию межполушарных связей, крупной и мелкой моторики.

5. Закрепление материала. Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию. На этом этапе детям предлагаются игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Это может быть развивающая игра, работа в учебной тетради по теме, графический диктант, рисование, шнуровка, работа с планшетом «Логико-малыш», в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения. Возможно включение дополнительных заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

6. Итог занятия. В завершение педагог совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?» Педагог отмечает: «Смогли помочь, потому что научились... узнали...»

Продолжительность этапов занятия зависит от темпов освоения детьми программного содержания и от дидактических целей занятия.

Методы организации педагогического процесса

Игровые методы и приемы

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, организует и активизирует деятельность детей.

  • дидактическая игра
  • игровая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).
  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
  • инсценировка
  • внезапное появление объектов;
  • выполнение воспитателем игровых действий;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • введение элементов соревнования.

Наглядные методы и приемы

  • метод наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование);
  • иллюстративный метод (использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, фотографий, портретов, схем, моделей, таблиц и пр.);
  • демонстрационный метод (показ образца задания, способа действия, показ мультимедийных презентаций, прослушивание аудиозаписей, просмотр видео).

Словесные методы и приемы

  • беседа;
  • чтение художественных произведений, энциклопедической литературы;
  • вопросы поискового характера;
  • метод предварительной ошибки;
  • игровая мотивация;
  • диалог с игровыми персонажами;
  • объяснение;
  • описание;
  • рассказ педагога, рассказы детей;
  • сказка;
  • уточнение;
  • сравнение;
  • указание;
  • педагогическая оценка.

Практические методы и приемы

  • сравнение;
  • упражнения (устные и графические);
  • манипуляция;
  • исследование;
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование;
  • совместная деятельность взрослого с ребенком;
  • самостоятельная деятельность.

Методическое обеспечение Программы:

  • Демонстрационный и раздаточный материал по темам программы;
  • аборы геометрических фигур;
  • Логические блоки Дьенеша;  Палочки Кюизенера
  • Финкельштейн Б.Б. Альбом-игра «Волшебные дорожки». Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. – СПб.: КОРВЕТ.
  • Финкельштейн Б.Б. Альбом-игра «Волшебные дорожки». Палочки Кюизенера для самых маленьких. - СПб.: КОРВЕТ.
  • Финкельштейн Б.Б. Давайте поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб.: КОРВЕТ.
  •  Финкельштейн Б.Б. Страна блоков и палочек. Сюжетно-дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера. СПб.: КОРВЕТ.
  • Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце сидели. Игры с палочками Кюизенера. СПб.: КОРВЕТ.
  • Финкельштейн Б.Б. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. СПб.: КОРВЕТ.
  • Семёнов Н.Г. Альбом заданий «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» для детей от 2-5 лет.-СПб.: ООО КОРВЕТ.
  • 6. Семёнов Н.Г. Альбом заданий «Чудо-кубики 2» для игры «Сложи узор» для детей от 4-8 лет.-СПб.: ООО КОРВЕТ.
  • Комплекты Геометрических конструкторов «Танграмм», Колумбово яйцо» и др.
  • Поисково - творческие задачи и игры Зак  А.З.
  • Материалы для  организации развивающих игр с использованием технологии ТРИЗ
  • Головоломки со  счетными палочками ( счетные палочки, схемы заданий к ним)
  • Лабиринты.
  • Опорные картинки для составления рассказов
  • Катры Проппа.
  • настольно-печатные игры для развития логического мышления;
  • различные лото по темам программы;
  • пазлы и разрезные картинки;
  • наборы карточек «Последовательность событий»;
  • игры со шнуровкой;
  • игра «Чудесный мешочек»;
  • картотека занимательных вопросов, загадок, считалок, задач в стихотворной форме, стихов-шуток, задач-шуток;
  • картотека словесных игр для развития логического мышления;
  • картотека комплексов кинезиологических упражнений;
  • картотека литературного материала;
  • игрушки;
  • фишки.

10. Планируемые результаты освоения и реализации Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров ДО и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению ДО

Основные характеристики развития ребенка представлены в виде перечисления возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Обозначенные в Программе возрастные ориентиры «к одному году», «к трем, четырем, пяти, шести годам» имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы

Планируемые результаты освоения и реализации Программы

для детей среднего возраста:

1. Ребёнок правильно называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);

2. Умеет сгруппировать предметы по форме (круглые, треугольные, квадратные, овальные);

3. Правильно называет структурные компоненты геометрических фигур;

4. Правильно ориентируется в игровой ситуации, самостоятельно может увеличить или уменьшить количество предметов;

5. Легко ориентируется в пространстве, владеет необходимыми речевыми навыками;

6. Ориентируется во временных ситуациях;

7. Выполняет счёт до 10, понимает итог счета как количество предметов;

8. Умеет группировать предметы по заданным признакам; умеет соотносить число с количеством предметов (понимает количественное значение числа);

9. Составляет сюжетные картинки по замыслу;

10. Умеет конструировать предметы с опорой на схему;

11. Умеет группировать предметы по одному признаку:  форме, цвету величине;

12. Умеет складывать предметные силуэты из частей по замыслу и схематичному рисунку;

13. Умеет ориентироваться на плоскости зрительно с помощью словесного диктанта;

14. Знает цвета радуги;

15. Умеет обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их.

Планируемые результаты освоения и реализации Программы для детей старшего дошкольного возраста:

1. Правильно называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник), тела (цилиндр, шар, куб), называет их структурные компоненты (угол, вершина, сторона);

2. Умеет рисовать геометрические фигуры по заданным точкам;

3. Умеет составлять по силуэтной схеме фигуры из частей;

4. Умеет сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам;

5. Умеет делить целое на части, сравнивать их между собой;

6. Умеет воспринимать количество независимо от расположения и цвета;

7. Умеет составлять целое из частей;

8. Умеет составлять фигуры по точкам координатной сетки;

9. Понимает пространственные отношения;

10. Умеет рисовать изображения с помощью графического диктанта;

11. Конструировать силуэты из геометрических фигур по схеме;

12. Умеет анализировать схему фигуры и находить ошибки при её конструировании;

13. Умеет обобщать геометрические фигуры (круглые, треугольные, четырёхугольные)

14. Считает до 10 и более, понимает итог счета как обозначение количества предметов.

15.  Использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира;

16. Способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству;

17. Владеет счетом ( 10-15), ориентировкой во времени.

Планируемые результаты освоения и реализации Программы для детей подготовительной группы:

1. Ребенок владеет основными логическими операциями:

•         проводит анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

•        сравнивает признаки и свойства предметов, умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов.

•        свободно оперирует обобщающими понятиями;

•        способен распределять предметы и объединять их в группы по существенному признаку, по категориям, по выбранному свойству;

•        выполняет сериацию по всем свойствам предметов;

•        способен определять правильную последовательность событий (7-8 последовательных картинок), выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

•        умеет устанавливать причинно-следственные связи, находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;

•        проводит аналогии между разными предметами или явлениями

2. Правильно называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция) и тела (куб, шар, цилиндр, конус), называет их структурные компоненты (сторона, угол, вершина);

3. Умеет на ощупь определять геометрические фигуры и составлять из них различные силуэты; - умеет рисовать геометрические фигуры по точкам координатной сетки;

4. Умеет конструировать предметные формы по схемам (конструктивным и силуэтным);

4. Самостоятельно придумает фигуры и силуэты и складывает их из заданных частей; - умеет составлять целое из частей;

5. Умеет складывать объёмные и плоскостные фигуры;

6.  Владеет навыками счета в прямом и обратном порядке до 20 и более;

7.  Считает единицами, парами, тройками, успешно досчитывает до заданного числа;

8; Свободно пользуется меркой, может сравнивать результаты измерений, понимает зависимость результата измерения от величины условной мерки;

9. . Ориентируется по плану и выполняет задание последовательно

10. Умеет решать логико-математические задачи;

12. Составляет сюжетные картинки из частей  и геометрических фигур

13. Ребенок любознателен, активен в познавательной деятельности, наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

14. Ребенок умеет подчинять свои интересы определенным правилам. Владеет навыками сотрудничества, проявляет доброжелательное отношение к сверстнику, выслушивает, помогает по необходимости, умеет работать в паре и микрогруппе.

15. Ребенок умеет обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, исправлять ошибки

16. Владеет  предпосылками универсальных учебных действий (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,  слушать взрослого и выполнять его инструкции, проверять результат своих действий, исправлять ошибки).                

Формы подведения итогов реализации  Программы. 

Подведение итогов реализации Программы проводится в виде диагностики детей, открытого итогового занятия и анкетирования родителей.

Эффективность программы достигается через использование современных образовательных технологий: 

  • Здоровьесозидающая технология (кинезиологические упражнения, физкультминутки, развития мелкой моторики);
  • Игровая технология (детская деятельность объединена единым сюжетом, насыщена проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования; новое знание дается не в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков);
  • Технология развивающего обучения (с использованием универсальных дидактических средств, в том числе поисково-творческие задачи и игры  Зак А.З.
  • Мнемотехника (использование приемов)
  • ТРИЗ технология (использование приемов)
  • Технология личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

Виды и формы контроля освоения программы.

-      наблюдение за работой детей на занятиях,

-      контроль за выполнением заданий детьми.

-  диагностика владения детьми операциями логического мышления, уровня развития зрительно-моторной координации и речевого развития (вводный – сентябрь, итоговый – май).

Критерии выполнения программы:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется  делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Затрудняется ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Испытывает трудности  работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

18.  Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы организации работы с родителями:

  • Папка - передвижки о подборе развивающих игр для детей 4 -7 лет;-
  • Открытое занятие  в конце учебного года

III Организационный раздел

15. Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствуют государственным и местным требованиям и нормам. Образовательный процесс в ОУ организуется в соответствии с:

- СанПиНом;

- правилами пожарной безопасности;

- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

- требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной среды;

- требованиями к материально-техническому обеспечению программы.         

Специализированный кабинет

                                                Кабинет интеллектуального развития

Кабинет интеллектуального развития находится на первом этаже.

Педагог дополнительного образования   осуществляет с детьми образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием различных педагогических, в том числе информационно-коммуникативных технологий: игровые обучающие ситуации, детское экспериментирование, метод проектов, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРиЗ, мнемотехника. В кабинете имеется этнографический  мини-музей «Александрино», мини-лаборатория «Маленький исследователь», мини-музей природы «Удивительное рядом». Кабинет оснащен интерактивным оборудованием.  

Кабинет интеллектуального развития (кабинет дополнительного образования формируется с учетом специфики  ДОО, оборудование может дополняться)

Специализированная мебель и системы хранения

Доска магнитно-маркерная

Доска пробковая

Система хранения расходного материала

Стеллажи для хранения пособий

Стол модульный, регулируемый по высоте ( по количеству детей)

Стул, регулируемый по высоте ( по количеству детей)

Оборудование, средства обучения и игры

Комплект интерактивного   оборудования   (настенная интерактивная панель)

Мольберт двухсторонний

Б.П. Никитина («Сложи квадрат», «Сложи узор», «Внимание», «Внимание, угадай-ка» и др.)

Семёнов Н.Г. Альбом заданий «Чудо-кубики» для игры «Сложи узор» для детей от 2-5 лет.-СПб.: ООО КОРВЕТ.

Семёнов Н.Г. Альбом заданий «Чудо-кубики 2» для игры «Сложи узор» для детей от 4-8 лет.-СПб.: ООО КОРВЕТ.

Блоки Дьенеша, (

Цветные палочки Х.Кюизенера, (Волщебные дорожки, На золотом крыльце.., Страна блоков и палочек, Посудная лавка. Кростики, )

Комплекты Геометрических конструкторов «Танграмм», Колумбово яйцо» и др.

Поисково - творческие задачи и игры Зак  А.З.

Материалы для  организации развивающих игр с использованием технологии ТРИЗ

Головоломки со  счетными палочками ( счетные палочки, схемы заданий к ним)

Лабиринты.

Опорные картинки для составления рассказов

Катры Проппа.

Картотека мнемотаблиц; коллажи к сказкам.

Картотека алгоритмов для составления описательных рассказов.

Картотека  мнемотаблиц к  стихам и рассказам.

Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

Изделия народных промыслов – комплект

Комплек «Развитие эмоционального        интеллекта ребенка дошкольного возраста»

Разрезные сюжетные картинки (6–10 частей)

Фигурки сказочных персонажей и элементов декораций для театра теней – комплект

Ширма настольная для кукольного театра

Ширма настольная для театра теней

 Рабочие листы к занятиям

Рабочее место педагога

Доска магнитно-маркерная

Компьютер        педагога с периферией/ноутбук мультимедиа-проектор, интерактивная доска (лицензионное программное обеспечение, программное обеспечение)

Кресло педагога

Многофункциональное устройство/Принтер

Стол педагога

Организационные условия реализации программы (общее количество часов, периодичность проведения занятий, продолжительность занятия, нормы наполнения групп).

 Срок реализации программы 3 года, общее количество часов  96 часов

 (32  занятия) для каждой возрастной категории детей в течение одного учебного года.

Занятия проводятся с октября по май.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятий:

Средний дошкольный возраст  4-5 лет -  20-25 мин

Старший дошкольный возраст  5-6 лет – 25-30 мин

Подготовительная группа  6-7 лет -  30-35 мин

Количество детей в группе –   20-25 детей

Предполагаемый состав групп – дети одной возрастной группы.

17. Санитарно-гигиенические требования.

Программа разработана   в соответствии с нормативно-правовым  актом:

Постановление Главного государственного врача РФ от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

18 Учебный график

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется на русском языке.

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется во вторую половину дня.                                                                                     Занятия по освоению дополнительных общеобразовательных программ начинаются не ранее 15:15 и заканчиваются не позднее 17:00.

День недели

Группа

Время проведения

Среда

Подготовительная группа № 2

Подготовительная группа № 4

Средняя группа № 6

15:15-15:40

15:50-16:15

16:25-16:45

Четверг

Старшая группа № 7

Старшая группа №  8

Средняя группа  № 5

15:15-15:40

15:50-16:15

16:25-16:45

 Комплексно-тематический план (разделы и подразделы).

Календарное планирование (Приложение № 2)

Циклограмма использования  дидактического материалы

Дидактический материал

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Развивающая игра «Сложи узор».

1.1

Складывание узора из кубиков по образцу

+

+

+

1.2

Складывание узора из кубиков по образцу с  последующим   срисовыванием

+

+

1.3

Придумывание   своего узора из кубиков и зарисовывание

+

2.

Развивающая игра «Сложи квадрат»

2.1

Выкладывание   нескольких,    квадратов с    предварительной   классификацией деталей

+

+

2.2

Изготовление  новых моделей  квадратов

+

2.3

Выкладывание предметов из деталей

Нескольких квадратов

+

3.

Развивающая игра «Внимание»

+

4.

Развивающая игра «Внимание, угадай-ка»

+

5.  

Развивающая игра «Точечки»

6

Развивающая игра «Уголки»

+

+

6.1

Складывание моделей по образцам

+

+

6.2

Придумывание своей модели

+

7.

Развивающая игра «Кубики для всех»

7.1

Классификация   кубиков

+

7.2

Складывание моделей по образцам

+

7.3

Придумывание своей модели

+

8.

Развивающая игра   «Хамелеон»

8.1

Рассматривание кубиков,  различных способов установки кубиков

+

8.2

Воспроизведение на плоскости построек  по образцам.

+

+

+

8.3

Воспроизведение на плоскости построек  по образцам с  последующим   срисовыванием

+

8.4

Создание    своей постройки из кубиков  из кубиков и зарисовывание

+

9.

Блоки Дьеныша

9.1

Выявление и называние отдельных свойств Группировка по наличию / отсутствию одного свойства.

+

9.2

Группировка по наличию / отсутствию двух свойств

+

9.3

Группировка по наличию / отсутствию трех свойств

+

9.4

Классификация по одному свойству (игры со  шнурами)

+

9.5

Классификация по  двум свойствам (игры со  шнурами)

+

9.6

Альбом «Лепим небылицы»

+

9.7

Альбом «Поиск затонувшего клада»

+

9.8

Альбом Спасатели приходят на помощь»

+

+

9.9

Альбом «Праздник в стране блоков»

+

10.

Цветные палочки Х.Кюизенера

10.1

Задания на ознакомление с палочками

+

10.2

Задания на изучение цвета

+

10.3

Задания на измерение.

10.4

Задания на построение из палочек по схеме

+

+

10.5

Задания на состав числа.

+

9.6

Логические задания с палочками.

+

11.

Геометрических конструкторов «Танграмм»

11.1

Знакомство с   Геометрическими   фигурами

+

11.2

Составление фигур по образцу

+

+

+

11.3

Составление фигур по образцу без границ,

Обозначающих  геометрические фигуры

+

12

Поисково - творческие задачи и игры Зак  А.З

+

13

Развивающие игры с использованием технологии ТРИЗ

13.1

Игры «Да - нет» с использованием линейного

пространства

+

+

13.2

Игры «Да - нет» с числами в линейном пространстве

+

13.3

Игры «Да - нет» на плоскости

+

13.4

Игры «Да – нет» в объемном пространстве

+

13.5

Формирование классификационных навыков на основе анализа признаков объектов материального мира

+

+

14

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников

14.1

Составление из палочек предметных изображений: дома, кораблики, посуда, предметы мебели и др. по образцу.

+

14.2

Составление из палочек геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек.

+

14.3

Обучение решению задач на смекалку (головоломки) со  счетными палочками

+

+

14.4

Логические задачи на поиск недостающих фигур  (судоку)

+

+

14.5

Задачи  на поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

+

22. Список литературы

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.:Академия развития, 1996. – 208 с., ил.
  2. Венгер А.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.Н. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1989. – 127 с., ил.
  3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. -88с, илл.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,1985
  5. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников.,2004
  6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н. Поддьякова,
  7. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 240 с.
  8. Никитин Б.П Ступени творчеста или развивающие игры. —3-е изд., доп.— М.:
  9. Просвещение, 1990.—160 с:
  10. Михайлова З.А. «Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей дет. Садов» - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
  11. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников : книга для воспитателя детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
  12. Михайлова З.А. «Математика до школы : пособие для воспитателей дет. садов и родителей» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  13. Михайлова З.А., Носова Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера». -СПб.,
  14. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
  15. Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть». Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет»:, 2015. -
  16. Математика в движении : планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа / авт.-сост. Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград : Учитель. 2014 г.
  17. Математика в движении : планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. - Волгоград : Учитель : ИП Гринин JI. Е., 2014.
  18. Математика в движении : тематическое планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград : Учитель. - 2014..
  19. Гин, С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений». - 4-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008.
  20. Зак А.З. «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет.» - М.: АРКТИ, 2003
  21. Зак. А.К «Развитие интеллектуальных способностей  детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие для учителей, -М, Новая школа 1996 г
  22. В. Волина, В.В. Загадки от А до Я, Издательство: С-Пб.: Дидактика Плюс, 352 страниц; 1997 г.
  23. Волина В.В. (сост.) - Учимся играя. - Новая школа, 1994г.
  24. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники. СПб.,2005.

  1. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /

Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

  1. Полянская Т.Б.Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64
  2. Полянская Т.Б.« Использование метода мнемотехники в детском саду» Издательство «Детство-Пресс» 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа речевой направленности для детей подготовительной группы "Звукобуквенные прятки"

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развит...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детей 4-7 лет «Тико-мастера»

Программа реализуется на занятиях кружка моделирования «ТИКО-мастера». Программа основана на программе И.В.Логиновой «Тико-мастера» для детей 3-7 лет.рограмма...

Программа дополнительного образования Логопедического кружка «АБВГДейка» для детей 6-7лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Программа дополнительного образования Логопедического кружка «Говоруша» для детей 6-7лет

Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравствен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика" (возраст 6-7лет)...

Сценарий развлечения ко Дню Знаний для детей 3-7лет

Обобщить знания детей о празднике День Знаний....