Картотека игр по ФЭМП в старшей группе
картотека по математике (старшая группа)

 Старковская Анастасия Алексеевна

Данная картотека включает в себя игры по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет (старшая группа) по следующим разделам: количество и счет, форма, величина, пространство. Прописаны цели по каждой игре и краткое описание хода игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_femp_v_starshey_gruppe.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр по ФЭМП в старшей группе

Слайд 2

Величина

Слайд 3

. Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него дерево. Затем предлагает ребятам подобрать дерево такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора. Предварительно уточняет: «Как узнать высоту дерева? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте дерева?» Вызванный ребенок измеряет высоту дерева (без остатка). Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота дерева? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать деревья для озеленения двора? (Высота дерева должна быть равна двум счетным палочкам.)» Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию дерева и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца дерева». Дети подбирают деревья заданной высоты, измеряя их палочкой. Выбранные деревья дети наклеивают вокруг дома на ватман «Посадим деревья» Цель: Совершенствование навыков у детей 5-6 лет определять величину предметов Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и деревья.

Слайд 4

Ход: На детских столах и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков. Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков. Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша» Цель: Развитие глазомера и умения находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. Материалы: фланелеграф , плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Слайд 5

Ход: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает дошкольникам решить логические задачи. 1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете? 2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите. «Кто кого выше?» Цель: формировать умение у детей 5-6 лет устанавливать отношения между величинами.

Слайд 6

Форма

Слайд 7

Ход: воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры – паровозик. Дети из геометрических фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам. Варианты проведения: воспитатель в паровозик кладет карточку-ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон, воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд. «Веселый поезд» Цель: формировать умение у детей 5-6 лет подбирать геометрическую фигуру по контуру и цвету

Слайд 8

Ход: Воспитатель предлагает детям разделиться на команды. Затем предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков. «Посмотри вокруг» Цель: закрепление знания у детей 5-6 лет о геометрических фигурах и находить предмет такой же формы вокруг.

Слайд 9

Ход: «Зайку можно провести к домику или в детский сад. К домику он пройдет по этой дорожке. Посмотрите внимательно! На ней расположены формы: сначала вот такая - круг, потом - треугольник. В детский сад зайка пойдет по этой дорожке. Здесь сначала находятся треугольник, потом - круг. Если зайка придет домой, он поиграет на бубне, а если в детский сад - попляшет с детьми. Дорогу нам покажет вот этот кубик». Педагог бросает кубик, смотрит, какая наверху форма, и дает посмотреть детям. Ставит фигурку зайчика в начало пути и ведет его к той форме, которая выпала на кубике. Если это круг - ведет налево, проводит по дорожке, обращая внимание, что нужно искать близлежащую форму, нельзя перескакивать. Потом бросает кубик второй раз. Если снова выпадает круг, зайке придется стоять на месте. А если выпадает треугольник, он продолжает путь и проходит по дорожке к домику. Зайка радуется, благодарит, берет бубен, играет. В том случае, когда зайка проходит в детский сад, он приглашает всех детей поплясать с ним. При повторном проведении игры фигуркой действует ребенок. Педагог следит за правильностью выбора форм, за соблюдением направления движения. Аналогично проводятся игры с использованием 2-го, 3-го листа. Причем применяются уже другие игровые кубики. «Куда идет зайка?» Цель: Закрепление знаний у детей 5-6 лет в названии форм, осуществлять выбор форм по ее названию, последовательно передвигать предмет по намеченному пути. 1-й лист. Внизу - начальный пункт движения, от которого вправо и влево отходят два пути. На равном расстоянии от начальной точки находятся ориентиры, с одной стороны - круг, с другой - треугольник. На следующей точке ориентиры меняются: там, где был треугольник, становится круг, и наоборот. Эти ориентиры расположены около конечной цели. В конце одного пути дано изображение детского сада, другого - изображение зайкиной избушки. 2-й лист. Изображение построено по тому же типу, но в одном месте каждая линия пути раздваивается. Таким образом, в конце пути оказывается уже не два пункта назначения, а четыре: детский сад, зайкина избушка, дерево, елочка. 3-й лист. Та же схема пути, как и на втором листе, но в качестве ориентиров используются все шесть форм.

Слайд 10

Количество и счет

Слайд 11

Ход: Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей и называет любое число (в пределах 10). Ребёнок, поймавший мяч, продолжает считать дальше (называет ещё 2 числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому-то из детей и называет число. Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз. «Считай дальше » Цель: закреплять умение у детей 5-6 лет считать до 10, уметь продолжить счет Оборудование: мяч

Слайд 12

. Ход: Дети делятся на 2 команды. У каждой команды свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек. Дети бегают по группе. По сигналу они берут карточки со столов и ищут свою пару, т.е. к каждой карточке с цифрой – карточку с соответствующим количеством точек. Дети, оставшиеся без карточек, проверяют, все ли пары соответствуют друг другу. Карточки возвращаются на прежнее место, игра повторяется. «Найди пару» Цель: закреплять умение у детей 5-6 лет соотносить цифру с числом, упражнять в счете . Материал: карточки с точками и цифрами

Слайд 13

Ход: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается. « Стройся по порядку » Цель: упражнять детей 5-6 в счете (прямом и обратном) в пределах 10 . Материал: карточки с цифрами от 1 до 10

Слайд 14

Ориентировка в пространстве

Слайд 15

. Ход: Воспитатель предлагает детям встать в кружок на полу и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка. «Отгадай — где» Цель: закрепление у детей 5-6 лет умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию. Оборудование: кружки, фишки

Слайд 16

«Что изменилось?» Цель: закреплять у детей 5-6 лет умение определять словом положение одного предмета по отношению к другому. Оборудование: игрушки. Ход: Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза. Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша , который был внизу между щенком и попугаем. Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком. В роли ведущего может-быть как воспитатель, так и ребёнок.

Слайд 17

Ход: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый. "Контролер" Цель : закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека. Оборудование : билеты красного и зеленого цвета, обручи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы детского сада.

Дидактические игры  развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве....

Картотека игр по ФЭМП в старшей группе

Картотека игр по ФЭМП в старшей группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы по программе "Детство"...

Картотека игр по ФЭМП в старшей группе

Картотека дидактических игр по ФЭМП...

Картотека считалок по ФЭМП в старшей группе

Картотека считалок по математике...