Мастер-класс "Играем с Нумиконом"
материал по математике

Терехина Юлия Михайловна

Возможности использования Нумикона очень раз­нообразны, что позволят встраивать его в разные части занятия. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр в режимных моментах, игр с во­дой и сыпучими материалами.Игра проходит по определенным этапам, каждый из которых соответствует возрасту ребенка, проигрываемым приемам. Давайте попробуем вместе проиграть отдельные приемы использования игры и обсудим особенности используемых этапов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_numikon.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Развивающая игра «Нумикон»

Автор: Терехина Ю.М.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.

Задачи:

Познакомить с развивающей игрой «Нумикон» и ее применением в разных формах работы в детском саду.

Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.

Вызвать у участников мастер -класса желание внедрить в практику работы развивающую игру «Нумикон».

Количество участников: 8 человек

Материалы: 2 стола, стулья по количеству участников, игра «Нумикон»- 2 шт.

1. Организационно – мотивационно этап

1) Ведущий: Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, мы рада видеть всех вас на этой встрече.

С вступлением в силу ФГОС ДО перед образовательными организациями встал вопрос с определением содержания развивающей предметно-пространственной среды, выбора средств реализации образовательной программы.

Если Вы находитесь в поиске универсальных дидактических средств, позволяющих вести образовательную деятельность в уникальной игровой среде, то развивающая игра «Нумикон» для вас.

2.Операционально-исполнительский

Ведущий: Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданного в Англии в 1996-1998 годах для тех детей, которым сложно изучать математику.

Проведя наблюдение за детьми, мы выявили, что традиционные методики не дают положительного результата освоения математических представлений у детей, и стали искать новые пути решения нашейпроблемы. Изучив программу Нумикон, мы модифицировали её в развивающую игру (соавторство педагогов – 50% на 50%) и взяли на индивидуальную работу с детьми со среднего возраста, у которых недостаточно развито математическое представление о цвете, числах, формах.

Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной образовательной программы.

Новизна: Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.

Как можно использовать Нумикон в образовательной деятельности?

Возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволят встраивать его в разные части занятия. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр в режимных моментах, игр с водой и сыпучими материалами.Игра проходит по определенным этапам, каждый из которых соответствует возрасту ребенка, проигрываемым приемам. Давайте попробуем вместе проиграть отдельные приемы использования игры и обсудим особенности используемых этапов.

1.Картинки – пазлы.

Положим на стол картинки – пазлы, и попытаемся сложить разные картинки – пазлы на доске.

Ведущий:Как вы считаете, на что направлен этот момент использования игры? Это развивает ориентировку на плоскости, сенсорные эталоны, мелкую моторику рук. По сути это подготовительный этап использования паттернов. Так как дети не считают и не определяют цвет, а лишь пытаются из частей сложить целое.

2. Делаем такой же паттерн.

Ребёнок набирает себе штырьки своего цвета, который выберет, и строить на столе паттерн из штырьков.

Ведущий:Вот сейчас ребенок уже узнает, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали может называть по цвету или размеру: «красная», «синяя», «большая», «маленькая», либо словами «три», «пять» и т. д. Однако на этом этапе ребенку еще не предлагается пересчитывать количество дырок в каждой детали. 

3.Игры со шнурками

А сейчас мы будем нанизывать штырьки на шнурок, можно делать бусы. Предлагаю Вам чередовать штырьки разных цветов. Еще, как вариант игры, можно спросить у ребенка, сколько штырьков и какого они цвета и показать при этом соответствующую цифру.

Ведущий:На этом этапе идет работа с цифрой, где у ребенка формируется понятие и числе и узнавание цифр.

4.Перепутанные паттерны.

Вначале можно использовать только формы от 1 до 6. Разложить их по порядку, начиная с самой маленькой. Затем перемешать формы и попросить ребёнка, снова разложить их по порядку. Постепенно добавляются новые формы до тех пор, пока ребёнок не научиться самостоятельно выполнять это сам.

Ведущий:Цель данного этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т.е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т.е. происходит подготовка к сложению и вычитанию. Особенностью этого этапа является его сложность, работу надо организовать в таком темпе, чтобы дать каждому ребенку возможность почувствовать изменение паттерны, которое ведет к изменению числа, вероятно с отдельными детьми можно проигрывать несколько занятий.

5. Что пропущено?

Ребёнок раскладывает формы по порядку. Потом ребенок отворачивается и вынимается из ряда одна из форм, оставив пустое место. Ребёнок находить недостающую среди форм, лежащих рядом.

6. Называем форму (паттерну)

Ребёнок раскладывает формы по порядку и начинает считать их от 1 до 10, затем выкладывает под формами карточки и цифрами.

7.Какое число пропущено?

Ребёнок раскладывает формы (паттерны) по порядку, под каждую из них кладет карточку с соответствующим числом. Взрослый убирает из ряда форму или карточку с числом, пока ребенок не видит. Ребёнок должен найти недостающую форму или карточку среди других.

Ведущий:На этих трех играх идет обучение счету, вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», взрослый показывает и называет вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т.п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего дырок?» 

8.Дети могут использовать паттерны, как мозаику или конструктор.

Ведущий: Мы предлагаем вам сейчас на листе бумаги в клеточку составить и нарисовать свой узор, рисунок, схему из паттерн. В качестве образца предлагаем вам один из рисунков.

Участники мастер-класса выполняют предложенную работу.

Ведущий: Таким образом, Нумикон – это уникальная игра, при использовании которой у детей углубляются математические представления и наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы при работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья ОВЗ.

3. Рефлексивно-оценочный этап:

Рефлексия участников:

Ведущий: Вот и подходит к завершению наш мастер-класс, предлагаем обменяться обратной связью и ответить на вопросы:

В чем преимущество данной игры перед другими развивающими играми?

Будете ли вы применять данную игру в своей практике и почему?

Ведущий: Если вас заинтересовала предложенная игра, и вы желаете вместе с детьми поиграть в неё, тогда я вам предлагаю зайти в социальную сеть в контакте и стать участником открытой группы «Непоседы». Вся информация размещается на странице «ВКонтакте».

Ведущий:Нам было приятно с вами сегодня сотрудничать. Спасибо вам за участие в мастер - классе. Свой мастер-класс хотим закончить словами «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. Конфуций (Кун-цзы). Мы с вами учились использовать паттерны в разных видах деятельности ребенка и хорошо, если вы будете учиться так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Это тоже слова
Конфуция и хотелось, чтобы вы до конца прочувствовали их смысл для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НУМИКОН

НУМИКОН - это программа и набор наглядного материала, разработанный в Англиии в 1996 - 1998 г.,, для детей испытывающих трудности при изучении математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье  представлен инновационный метод программы «Нумикон» для обучения математическим навыкам детей с синдромом Дауна, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные ...

Развивающая игра "Нумикон"

Цель:       Формирование  математических представлений.Задачи:      Формировать понятие о числе, задействовав разные каналы восприятия  - ки...

Развивающая игра "Нумикон"

Цель:       Формирование  математических представлений.Задачи:      Формировать понятие о числе, задействовав разные каналы восприятия  - ки...

Нумикон- мультисенсорный подход в изучении математики детьми с особенностями развития .

Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные...

Мастер - класс - развивающая игра "Нумикон"

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении....