Методические рекомендации: Финансовая грамотность детей старший возраст
методическая разработка по математике (старшая группа)

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют  дорогих подарков.

Включение в образовательную деятельность основ
 по формированию финансовой грамотности у дошкольников может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:

сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в

магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,

пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

    Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Именно игра позволяет ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

 

Основная цель:

Формировать у дошкольника умения:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

Задачи:

  • Помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь;
  • помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
  • научить видеть красоту человеческого творения;
  • сформировать базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

    Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности

      В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы

обучения (беседа). Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются

некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В

ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.

Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг

друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано,

тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует

сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим

поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно,

делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает

чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

 

Примерные темы бесед по формированию финансовой грамотности у дошкольников:

  • «Азбука финансов» (вводное занятие)
  • «Откуда пришли деньги?»
  • «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
  • «Сколько стоит папина машина?» (понятие цены, стоимости)
  • «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»
  • «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»
  • «Магазин или супермаркет: где выгодно?»
  • «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)
  • «Дом, где живут деньги» (поговорим о банке)
  • «Услуги и товары»
  • «Карманные деньги у детей»
  • «Наука Экономика»
  • «Большой или маленький? Проблема выбора»
  • «Моя копилка»
  • «Выбираем подарок другу»
  • «Сохранить и приумножить»
  • «Производители и ресурсы»
  • «Как сберечь ресурсы Планеты?»
  • «Какая бывает валюта?»
  • «Копейка рубль бережет», «Учимся экономить»
  • «Долг платежом красен»
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
  • «Ты – мне, я - тебе!»
  • «Сколько нужно человеку?» (потребности человека)
  • «Веселая реклама»
  • «Не все покупается и продается»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

 

 

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

ТСО: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры: предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для Вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

ТСО: монеты и купюры разных номиналов.

Суть игры: выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Не ошибитесь»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Суть игры: ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1: разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2: составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

Игра «Чей труд важнее?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью.

Суть игры: ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1: сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

 

Задание 2: сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.

Игра «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Суть игры: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Суть игры: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Суть игры: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Суть игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Игра «Мы-художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Суть игры: каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

 

Игра «Потребность – возможность»

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Суть игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.

Задание 1. Ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки».

Задание 2. Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Что продается в магазине?»

Цель – формирование у детей представления о товаре и о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Суть игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Игра «Давай положим в корзинку…»

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Суть игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

 

Игра «Что забыли положить в корзинку?»

Цель – формирование представления у детей о «категории товара», умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Суть игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

Игра  «Все по полочкам»

Цель – закрепление понятия «категория товара», формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Суть игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

Игра «Путаница»

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Суть игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

Рекомендуемые настольно-печатные и дидактические игры по экономике:

 «Что продается в магазине?»

«Конфетки-монетки»

«Всё по полочкам»

«Денежное дерево».

 «Кому что нужно для работы»

 «Угадай, где продается»

Важная роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

1. Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении

товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

(Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как

коза избушку построила», «Петушок и бобовое зернышко»);

2. Сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка», «Морозко», А.С. Пушкин

«Сказка о попе и работнике его Балде»);

3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения

народного хозяйства (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»);

4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы»,

«расходы», труд, распределение, обмен, производство; (С.Михалков «Как

старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво»);

5. Сказки, помогающие понять значение экономичность,

предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность,

бережливость. ( К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о

рыбаке и рыбке»).

   В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в

виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки.

 

Таким образом предложенная методическая разработка – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа по обучению детей финансовой грамотности дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что можно заинтересовать детей данной проблемой. В ходе составления методической разработки учитывались целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно, то, что ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ на ГМО

«Методические рекомендации

по формированию азов
финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного
возраста»

Подготовила:

Нурмухаметова Т. В.

2023 г.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.

Включение в образовательную деятельность основ
по формированию финансовой грамотности у дошкольников может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи:

сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в

магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,

пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Именно игра позволяет ввести ребят в сложный мир финансов, объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой.

Основная цель:

Формировать у дошкольника умения:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

Задачи:

  • Помочь детям 5–7 лет войти в социальную жизнь;
  • помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
  • научить видеть красоту человеческого творения;
  • сформировать базисные качества экономической деятельности — бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности –

жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности
В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы

обучения (беседа). Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются

некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В

ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.

Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг

друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано,

тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует

сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим

поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно,

делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает

чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.

Примерные темы бесед по формированию финансовой грамотности у дошкольников:

  • «Азбука финансов» (вводное занятие)
  • «Откуда пришли деньги?»
  • «Деньги: монета, банкнота, пластиковая карта»
  • «Сколько стоит папина машина?» (понятие цены, стоимости)
  • «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»
  • «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»
  • «Магазин или супермаркет: где выгодно?»
  • «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий)
  • «Дом, где живут деньги» (поговорим о банке)
  • «Услуги и товары»
  • «Карманные деньги у детей»
  • «Наука Экономика»
  • «Большой или маленький? Проблема выбора»
  • «Моя копилка»
  • «Выбираем подарок другу»
  • «Сохранить и приумножить»
  • «Производители и ресурсы»
  • «Как сберечь ресурсы Планеты?»
  • «Какая бывает валюта?»
  • «Копейка рубль бережет», «Учимся экономить»
  • «Долг платежом красен»
  • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
  • «Ты – мне, я - тебе!»
  • «Сколько нужно человеку?» (потребности человека)
  • «Веселая реклама»
  • «Не все покупается и продается»

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет

Игра «Груша-яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

ТСО: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры: предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для Вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

ТСО: монеты и купюры разных номиналов.

Суть игры: выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Игра «Не ошибитесь»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Суть игры: ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1: разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2: составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

Игра «Чей труд важнее?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью.

Суть игры: ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1: сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2: сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.

Игра «Хочу и надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Суть игры: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Кому что нужно»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.

Суть игры: разложить карточки в соответствии с профессией человека.

ТСО: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Суть игры: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Суть игры: прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Игра «Мы-художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Суть игры: каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

Игра «Потребность – возможность»

Цель – дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Суть игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках.

Задание 1. Ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки».

Задание 2. Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Игра «Что продается в магазине?»

Цель – формирование у детей представления о товаре и о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Суть игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Игра «Давай положим в корзинку…»

Цель – закрепление у детей представления о товаре.

Суть игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…

- продукты для завтрака,

- подарок на день рождения другу,

- продукты для супа и т.п.

Игра «Что забыли положить в корзинку?»

Цель – формирование представления у детей о «категории товара», умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.

Суть игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

Игра «Все по полочкам»

Цель – закрепление понятия «категория товара», формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Суть игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.

Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.

Игра «Путаница»

Цель – закрепление понятия «категория товара».

Суть игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

Рекомендуемые настольно-печатные и дидактические игры по экономике:

«Что продается в магазине?»

«Конфетки-монетки»

«Всё по полочкам»

«Денежное дерево».

«Кому что нужно для работы»

«Угадай, где продается»

Важная роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

1. Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении

товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения

(Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как

коза избушку построила», «Петушок и бобовое зернышко»);

2. Сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка», «Морозко», А.С. Пушкин

«Сказка о попе и работнике его Балде»);

3. Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения

народного хозяйства (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»);

4. Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы»,

«расходы», труд, распределение, обмен, производство; (С.Михалков «Как

старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х.Андерсен «Огниво»);

5. Сказки, помогающие понять значение экономичность,

предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность,

бережливость. ( К.Чуковский «Федорино горе», А.С.Пушкин «Сказка о

рыбаке и рыбке»).

В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в

виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки.

Таким образом предложенная методическая разработка – попытка организовать в игровой форме обучение дошкольников элементарным экономическим представлениям. Используя разные игровые приемы, такая работа по обучению детей финансовой грамотности дает, несомненно, положительные результаты, самое главное, то, что можно заинтересовать детей данной проблемой. В ходе составления методической разработки учитывались целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, а именно, то, что ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста.

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста....

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...