Конспект открытого занятия по ФЭМП "Веселая математика" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Попова Елена Павловна

Занятие по формированию математических представлений у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 г. Челябинска»

Адрес: 454108, г. Челябинск, ул. Челябинского рабочего,1а

Тел: 256-35-31, 259-35-60; e-mail: ya.mdou10@yandex.ru

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе

 «Весёлая математика»

Выполнил: Попова Е.П., воспитатель

2024

Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий, умение практически их использовать посредством игры.

Обучающие задачи:

  • Совершенствовать навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • Совершенствовать умение находить место числа в числовом ряду, соседние числа.
  • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Какое число больше (меньше)»», «На сколько число… больше (меньше) числа…?»
  • Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с овалом.
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника, овала.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
  • Совершенствовать умение уравнивать количество предметов путем добавления недостающих предметов или изъятия лишних.
  • Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Развивать   смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. 

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методы: 

словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей),

наглядные (использование иллюстраций, карточек) ,

практические,

поощрение.

Оборудование и материалы: доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1 комплект); счетные материалы морковки, грибочки, яблочки) на каждого ребенка; образец числового ряда от 1 до 10; подарок (раскраски «найди все цифры и раскрась их); мяч; карточки с изображениями движений; цветик-семицветик; круг; овал; цифровой веер.

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)

Воспитатель достает конверт.

Воспитатель: ребята, к нам пришло письмо.

- Вам интересно от кого это письмо?

- Да.

- Сейчас я его открою и прочту.

Читает письмо

«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Воспитатель: поможем, ребята?

Дети: да.

Воспитатель: попасть в страну математики, нам поможет цветик- семицветик.

Произнесём волшебные слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели…»

- Вели, чтобы мы попали в страну математики.

2. Основная часть.

Воспитатель подходит к столу, где лежат цифры в беспорядочном положении.

1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит посчитать их в прямом и обратном порядке, затем каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).

Воспитатель: сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше или меньше»

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

Воспитатель показывает карточку с цифрой, ребенок называет число на один больше (меньше). 

Дети садятся на ковер.

Воспитатель читает следующее задание: ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут.

Дидактическая игра «Отгадай фигуру».

Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

2. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

3. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,

в садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на прямоугольник.

5. Он похожий на яйцо

Или на мое лицо.

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг (овал).

Ребята, посмотрите на круг и овал, в чем их отличие?

Теперь давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Воспитатель: молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, вставайте в кружок.

Физкультминутка

Выполнение движений, изображенных на карточках в соответствии с указанной цифрой.

Воспитатель: ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

- Семь.

Дидактическая игра «Назови день недели»

В стране математики все дни недели перепутались, нам надо помочь расставить их по местам.

Воспитатель кидает мяч, ребёнок отвечает на вопрос и кидает мяч обратно.

Вопросы:

1. Какой день недели первый по счёту?

2. Какой день недели идёт после понедельника?

3. Как называется день недели, который наступит завтра?

4. Какой день недели стоит по счёту четвёртый?

5. Какой день недели стоит между четвергом и субботой?

6. Какой день недели по счёту шестой?

7. Какой день недели по счёту седьмой, самый последний?

Воспитатель: молодцы, ребята!

Дети садятся за столы.

Дидактическая игра «Три веселые задачки»

Воспитатель: зверюшки в стране математики совсем запутались с угощениями друг для друга, нам надо помочь им. Мы будем их решать с помощью выкладывания предметов на трехполосных карточках.

Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на карточках фигуры.

1. Ёжик собрал 4 яблока и 2 яблока ему подарил лисенок. Сколько всего яблок у ёжика?

2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковкой он угостил медвежонка. Сколько морковок осталось у зайчонка?

3. Бельчонок подарил 3 грибочка ежику и 2 грибочка медвежонку. Сколько всего грибочков он подарил своим друзьям?

Посмотрите на полосы на карточке. Давайте сравним количество предметов на них.

Сколько предметов на первой полосе?

Сколько предметов на второй полосе?

На сколько предметов меньше на второй полосе, чем на первой?

На сколько предметов больше на первой полосе, чем на второй?

Сколько предметов на третьей полосе?

Сравните количество предметов на второй и третьей полосах. Что мы можем сказать об их количестве?

Как нам уравнять количество предметов на всех трех полосах?

3. Заключительная часть

Воспитатель: ребята, вы помогли Королеве навести порядок в стране Математики. А я хочу проверить, как хорошо вы всё запомнили.

Дидактическая игра «Верно – неверно»

Я буду называть утверждения. Если оно будет правильным, вы хлопаете в ладоши. Если неправильное, то топаете ногами.

- после субботы идет воскресенье   ДА

- за понедельником следует среда   НЕТ

- первый день недели суббота          НЕТ

- семь на один больше шести           ДА

- в неделе 5 дней                                НЕТ

- у квадрата 4 угла                             ДА

- у круга 2 угла                                   НЕТ

- мяч похож на квадрат                     НЕТ

- овал похож на яйцо                         ДА

- у треугольника нет углов               НЕТ

- два на один меньше трех                ДА

Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями! Королева Математики благодарит вас и передает подарки (раскраски).



Предварительный просмотр:

  1. «Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики.

Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.

Поможем, ребята?

  1. Попасть в страну математики, нам поможет цветик- семицветик.

Произнесём волшебные слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели…»

Вели, чтобы мы попали в страну математики.

  1.  Воспитатель подходит к столу, где лежат цифры в беспорядочном положении.

Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.

Дидактическая игра «Построй цифры»

Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит посчитать их в прямом и обратном порядке, затем каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).

  1. Сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Садитесь на ковер.

Она называется «Назови на один больше или меньше»

Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше)»

Я вам показывает карточку с цифрой, вы называете число на один больше (меньше). 

5. Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут.

Дидактическая игра «Отгадай фигуру».

Я вам загадываю загадку, а вы называете геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.

1. Три вершины,

Три угла,

Три сторонки

Кто же я? (треугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.

2. Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.

3. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

4. Эти фигуры по городу мчат,

в садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

(прямоугольник)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на прямоугольник.

5. Он похожий на яйцо

Или на мое лицо.

Вот такая есть окружность

Очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг (овал).

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

  1. Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, вставайте в кружок.

Физкультминутка

Вам нужно выполнить движения в том количестве, какую цифру я покажу.

  1. Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним!

Но сначала скажите, сколько дней в неделе?

Дидактическая игра «Назови день недели»

В стране математики все дни недели перепутались, нам надо помочь расставить их по местам.

Я кидаю мяч, тот кому кидаю, отвечает на вопрос и кидает мяч обратно.

Вопросы:

1. Какой день недели первый по счёту?

2. Какой день недели идёт после понедельника?

3. Как называется день недели, который наступит завтра?

4. Какой день недели стоит по счёту четвёртый?

5. Какой день недели стоит между четвергом и субботой?

6. Какой день недели по счёту шестой?

7. Какой день недели по счёту седьмой, самый последний?

Молодцы, ребята!

Дети садятся за столы.

  1. Дидактическая игра «Три веселые задачки»

Дети садятся за столы.

Зверюшки в стране математики совсем запутались с угощениями друг для друга, нам надо помочь им. Мы будем их решать с помощью выкладывания геометрических фигур на трехполосных карточках.

Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на карточках фигуры.

1. Ёжик собрал 4 яблока и 2 яблока ему подарил лисенок. Сколько всего яблок у ёжика?

2. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковкой он угостил медвежонка. Сколько морковок осталось у зайчонка?

3. Бельчонок подарил 3 грибочка ежику и 2 грибочка медвежонку. Сколько всего грибочков он подарил своим друзьям?

Посмотрите на полосы на карточке. Давайте сравним количество предметов на них.

Сколько предметов на первой полосе?

Сколько предметов на второй полосе?

На сколько предметов меньше на второй полосе, чем на первой?

На сколько предметов больше на первой полосе, чем на второй?

Сколько предметов на третьей полосе?

Сравните количество предметов на второй и третьей полосах. Что мы можем сказать об их количестве?

Как нам уравнять количество предметов на всех трех полосах?

  1. Ребята, вы помогли Королеве навести порядок в стране Математики. А я хочу проверить, как хорошо вы всё запомнили.

Дидактическая игра «Верно – неверно»

Я буду называть утверждения. Если оно будет правильным, вы хлопаете в ладоши. Если неправильное, то топаете ногами.

- после субботы идет воскресенье   ДА

- за понедельником следует среда   НЕТ

- первый день недели суббота          НЕТ

- семь на один больше шести           ДА

- в неделе 5 дней                                НЕТ

- у квадрата 4 угла                             ДА

- у круга 2 угла                                   НЕТ

- мяч похож на квадрат                     НЕТ

- овал похож на яйцо                         ДА

- у треугольника нет углов               НЕТ

- два на один меньше трех                ДА

Воспитатель: молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями! Королева Математики благодарит вас и передает подарки (раскраски).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Конспект открытого занятия «Музыкальная Москва» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  Развитие музыкальных способностей детей через использование различных видов музыкальной деятельности....

Конспект открытого занятия "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

В  конспекте занятия "Космическое путешествие" НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста, представлена возможность отправиться в увлекательное путешествие в далекую га...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Моя страна - Россия!"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация знаний детей об их Родине - России; формирование уважительного отношения к государственным символам; закрепления знаний о русских промыслах; в...

Конспект открытого занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в сфере дорожного движения Тема: «Прогулка по городу»

Цель: Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход». «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка п...

Конспект открытого занятия. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Развитие коммуникативных способностей  детей старшего дошкольного возраста....