Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Абдурахмонова Елена Петровна

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Вплоть до самой школы ведущим видом деятельности ребёнка является игра. В игре детки учат буквы и цифры, изучают окружающий мир, знакомятся с основными понятиями и законами физики, астрономии, биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_matematika.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Воспитатель Абдурахмонова Е.П.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В. А.

Вплоть до самой школы ведущим видом деятельности ребёнка является игра. В игре детки учат буквы и цифры, изучают окружающий мир, знакомятся с основными понятиями и законами физики, астрономии, биологии.

- Что должны знать и уметь юные математики 3–4 лет?

- Как сделать развивающие занятия максимально эффективными?

- Какие игры предложить ребенку для изучения «царицы всех наук»?

Прежде чем составлять план занятий по математике для детей 3–4 лет, необходимо разобраться, что вообще следует знать и уметь малышам этого возраста:

- концентрироваться на задании не менее 5 минут;

-находить в представленном множестве одинаковые похожие предметы;

- складывать пирамидку;

-уметь находить отличия между предметами по 3–4 признакам (цвет, размер, температура, форма и т. п.);

- собиратьпазлы из 4 – 6  и более фрагментов;

- находить в представленном множестве лишние объекты;

- оперировать математическими понятиями «один», «много», «больше», «меньше», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий»;

- демонстрировать навыки ориентирования в пространстве (понимать, где верх и низ, где правая левая рука; осознавать значение предлогов «в», «на», «за» и т. д.);

- знать основные геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник;

- понимать и использовать обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, игрушки, овощи и др.

Эффективные развивающие занятия по математике для детей младшего дошкольного возраста выстраиваются по плану, в котором учитывается объём знаний, необходимый детям 3–4 лет.

Игры на развитие логики в 3–4 года

«Шеф-повар»

Достаньте из кухонного шкафа несколько кастрюль с крышками. Постарайтесь подобрать посуду, отличающуюся цветом, размером, материалом.

 Крышки снимите и выложите в произвольном порядке.

Ну-ка, малыш, подбери для каждой кастрюльки верную крышку!

Когда ребёнок самостоятельно или с вашей помощью справится с заданием, обсудите с ним, чем продиктован его выбор:

- для большой кастрюли — большая крышка;

- для красной — красная и пр.

«Найди отличия»

Игры на поиск отличий прекрасно развивают внимательность, а если сразу указать, сколько отличий надо найти, то ещё и тренируют устный счёт.

Подберите для малыша картинки на поиск отличий. Подпишите на них, сколько отличий надо найти. Каждое найденное отличие ребёнок должен обвести карандашиком и поставить на листке черточку. Когда задание выполнено, черточки подсчитываются,  чтобы понять, все ли отличия найдены.

«Повтори картинку»

Конструирование из плоских геометрических фигур — отличный тренажёр для развития логики, памяти, внимательности, образного и пространственного мышления. Для детей младшего дошкольного возраста задание должно быть простым и понятным.

Выкладывайте перед ребёнком картинки из геометрических фигур, комментируя свои действия. Малыш должен повторить картинку по вашему образцу.

«Весёлый хоровод»

Чем больше будет игроков, тем веселее получится игра. Это хороший вариант развлечения для детского дня рождения. Но за неимением компании вы вполне можете поводить математический хоровод вдвоём с карапузом.

Перед началом игры повторите с ребёнком, где у него правая ручка, а где левая. Объясните, где у круга центр. Договоритесь, что при команде «вверх» надо остановиться и, встав на носочки, вытянуть ручки вверх, а при команде «вниз» — сесть на корточки.

А теперь можно начинать.

Под музыку ходим по кругу, выполняя команды ведущего:

пошли влево;

пошли вверх;

пошли в центр;

пошли вниз.

Эта игра учит ориентированию в пространстве, развивает слуховую внимательность, тренирует навык коллективной работы.

«Раз, два — стоит ракета»

Раз, два — стоит ракета. (Прямые руки поднять вверх)

Три, четыре — самолёт. (Прямые руки развести в стороны)

Раз, два — хлопок в ладоши. (Хлопки в ладоши)

А потом на каждый счёт. (Ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре. (Хлопки в ладоши)

Руки выше, плечи шире. (Прямые руки поднимаем вверх, опускаем через стороны вниз)

Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши)

И на месте походили. (Ходьба на месте)

«Какого карандаша не стало?»

Обучать умению выделять признак длины при сравнении двух и более предметов. Использовать в речи слова: «длиннее», «короче».

Оборудование и материалы: коробка с карандашами перед каждым ребенком, фишки.

Перед ребенком коробка с карандашами. Он должен рассмотреть их, запомнить по какому-либо признаку: цвету, длине. Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает один карандаш. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какого карандаша нет. За правильный ответ он получает фишку.

«Что изменилось?»

Формировать умение понимать учебную задачу, представление о сохранении количества.

Умение согласовывать числительное «один» и наречие «много» в роде и падеже. Сравнивать совокупности с несовпадающим числом объектов. Оборудование и материалы: круг, квадрат, треугольник; два зайчика и четыре куклы, зеленый, красный и желтый шарфики.

На столе у воспитателя стоят от 1 до 3 (дальше до 5) игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают расположение. По команде воспитателя «Ночь!» дети закрывают глаза. В это время он убирает одну игрушку. Далее по команде воспитателя «День!» дети открывают глаза. Он спрашивает их, что изменилось. Затем игрушка возвращается на место, и игра продолжается (по аналогии с геометрическими фигурами игра может проводиться с любыми доступными предметами.)

«Найди свой домик»

Формировать умение сравнивать свою геометрическую фигуру сдругими, большего размера и находить среди них такие же.

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрическими фигур.

«Принеси и покажи»

Формировать умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет.

Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур ( круг, квадрат, треугольник) сначала на одном месте , потом еще на трех. Дети садятся на стульчики. Воспитатель говорит: " Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете ее искать и показывать нам, что нашли"

«Подбери по форме»

Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Детям раздают на подносах фигуры и карточки. Воспитатель: Показывает фигуру и спрашивает, какой формы, потом спрашивает какого цвета. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них по меньше.

Знания и умения формируются и накапливаются постепенно. Не надейтесь, что после первого занятия малыш запомнит и усвоит всё, что вы хотели до него донести. Последовательность, постепенность, закрепление и повтор - неизменные этапы успешного обучения математике в дошкольном возрасте.

Не забывайте правильно хвалить малыша за успешное выполнение заданий. И учитывайте, что старание - тоже повод для разумной похвалы.

Работайте над развитием логики, учите обобщать и систематизировать, а счёт, органично вплетаясь в канву занятия, будет освоен сам по себе, между прочим.

Учиться в игре можно не только в саду, но и  дома. Считайте ступеньки на выходе из дома, замечайте круглые и квадратные предметы во время вашей прогулки, рассматривайте номера страничек в книгах, которые читаете перед сном.

Список литературы:

1. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.

2. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.  

4. Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г.

5. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

6.Закалюжная, Т. В. Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ / Т. В. Закалюжная, А. В. Дорофеева, Е. Н. Бутенко // Молодой ученый. –2023.

7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М., 1989г.  

8. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.

9. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

10. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

11. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

12. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

13. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В статье отражены вопросы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам игры....

План работы методобъеденеия «Познание» (ФЭМП) Тема : «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: формирование у ребенка умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жи...

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,...

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....