«Опыт работы по реализации парциальной программы Елены Владимировны Колесниковой «Математические ступеньки от 3 до 7 лет». Средняя возрастная группа, дети 4-5 лет.
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Косенко Ольга Владимировна

Колегги к вашему вниманию программа Е.В.Колесниковой и дидактический материал по которому мы работаем с детьми среднего возраста 4 -5 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад № 38

муниципального образования Кореновский район

                                                           

Выступление на РМО на тему:

«Опыт работы по реализации парциальной программы Елены Владимировны Колесниковой «Математические ступеньки от 3 до 7 лет».  

Средняя возрастная группа, дети 4-5 лет.

Подготовил: воспитатель

Косенко Ольга Владимировна

Кореновск 2024г.

Уважаемые коллеги, сегодня  я хотела  бы поделиться с вами опытом работы по реализации парциальной программы Елены Владимировны Колесниковой «Математические ступеньки от 3 до 7 лет».  Средняя возрастная группа, дети 4-5 лет.

Как всем известно, не позднее 31 августа во всех дошкольных образовательных учреждениях должна быть принята основная образовательная программа, разработанная в соответствии с федеральной образовательной программой, и конечно же наше дошкольное образовательное учреждение не стало исключением.

Учебно-методический комплект для реализации ФОП, каждая дошкольная образовательная организация выбирала самостоятельно.

Наверняка каждый из вас уже столкнулся с этой проблемой.

Нами тоже была проделана большая работа в плане анализа учебно-методического комплекта реализуемого в нашем детском саду в соответствии с ФОП.

Как известно УМК реализуемый в ДОУ должен соответствовать ФОП в обязательной части программы, а в части ЧФУ образовательных отношений превышать ФОП.  

Сделав анализ ряда методических пособий по ФЭМП, мы выбрали для себя парциальную программу Елены Владимировны Колесниковой «Математические ступеньки от 3 до 7 лет».  

Средняя возрастная группа, дети 4-5 лет.

Цель: приобщение к математическим знаниям, накопленные человечеством, с учетом возвратных особенностей детей 3-7 лет в соответствием с требованиям Стандарта.

Задачи:

1.Раскрыть основные направления математического развития детей 3-7 лет

2.Создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических способностей.

3.Вводить ребенка в мир математики через решения проблемно - поисковых задач, ознакомления с окружающим миром.

4.Развивать логические формы мышления, приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, моделирование)

5.Учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении)

6.Формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу

7.Способствовать умственному развитию ребенка, развивать психические процессы (память, мышление, внимание), потребность активно мыслить

8.Формировать графические и конструктивные умения и навыки(плоскостное моделирование)

9.Воспитывать инициативность, самостоятельность.

10.Обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации, вариативность разнообразие содержания Программы и форм ее усвоения.

У этой программы есть учебно - методический комплект:

1. Методическое пособие «Математика для детей 4-5 лет» (в котором представлено содержание и условия реализации Программы. Даны развернутые методические рекомендации по реализации ее целей и задач, подробное планирование занятий.

2.Рабочие тетради «Я считаю до 5» в двух вариантах (цветной и черно белый) с подробными в системе развивающими знаниями, выполнение которых направлено на последовательное усвоение детьми содержания Программы. Тетради предназначены для индивидуальной работы ребенка в ДОО, центрах развития, группах кратковременного пребывания,   дома.

Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение:

- позволяет широко применять наглядный, словесный методы обучения, метод практических заданий, моделирования

- создает условия для ориентировочно исследовательской деятельности детей, что достигается через систему словесно – зрительных и двигательных действий (рисование, геометрических фигур, определенное количества предметов, написание цифр.

3.Демонстрационный материал «Математика для детей 4-5 лет» на основе предметных и сюжетных картинок, с помощью которых дети знакомятся с числами и цифрами, геометрическими фигурами, величиной предметов, пространством и временем, математическими понятиями.

В программу включены тематические разделы:

1.Количество и счет

Пример: Кукол меньше, чем конфет, а конфет больше, чем кукол. Три меньше, чем четыре, а четыре больше, чем три.

Пример: Идет мама по дорожке

Топ – топ – топ

А за ней шагает

Маленький сынок

Ушла мама в магазин

И остался сын …(Один)

Пишут цифру 1 по точкам

Находят ее среди  множества других цифр и обводят или закрашивают.

2.Величина:

Пример: Нарисуй с высоким домом низкое дерево, а с низким домом высокое дерево.

3.Геометрические фигуры

Пример: Раскрась морковку, которая близко к зайчику. Раскрась зайчика, который далеко от морковки.

4.Ориентировка во времени

Пример: ознакомления с частями суток и временами года

5.Ориентировка в пространстве

 Пример: Игра «Кто внимательный», ребенку нужно найти      различия ме

Коллеги в некоторых ее разделах  программа Е.В. Колесниковой даже   немного   превышает.

  В разделе «Количество и счет» - знакомим детей с математическими загадками.

 В разделе «Геометрические фигуры» закрепляем знания о геометрических телах - цилиндр и куб.

Первые четыре занятия посвящаются повторению пройдённого. Детям предлагается задания из программы второй младшей группы, но в несколько усложненных вариантах.

Иллюстративный материал рабочей тетради связан не только с решением программных задач, но и вовлекает детей в увлекательный процесс познания математики: веселые рисунки, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа, стихи о цифрах ориентируют процесс обучения на ребенка 4-5 лет.

Художественное слово используется для повышения эффективности обучения.

На этом этапе у детей формируются элементарные действия самоконтроля и самооценки – это важные предпосылки учебной деятельности. Ребенок начинает контролировать свою работу, руководствуясь данными ему пояснениями. Формирование самоконтроля и самооценки качественно изменяет способ действий ребенка, его психику. Он учится не только слушать, но и слышать его.

Для самооценки существует цветовая шкала:

Зеленый – все задания выполнены правильно.

Желтый – одна ошибка.

Красный – не справился с заданием.

Символика этих цветов понятна ребенку, она соответствует сигналам светофора, с которыми они уже хорошо знаком.

Каждое задание,  предложенное  в методическом пособии, всегда связаны с темой и целью занятия  и предполагает выполнение ребенком практических упражнений в тетради.

Перед тем, как предложить детям задания в тетради используем демонстрационный материал.

Желательно провести с детьми работу с раздаточным материалом (объёмным, плоскостным).

Например: перед занятием номер 1 дети могут

- положить перед собой 1 матрешку и много кубиков

- 2 матрешки 2 кубика

- поставить маленькую матрешку на большой кубик, а большую матрешку - на большой
- из множество геометрических фигур найти только круги.

Коллеги такой подход поможет детям правильно выполнить задания в тетради, развить математические способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Обзор парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в образовательном процессе МБДОУ

статья "Обзор парциальной программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» в образовательном процессе МБДОУ Содержание программы ориентировано на развитие математических с...

Презентация парциальной образовательной программы Е. В. Колесниковой " Математические ступеньки"

Презентация парциальной образовательной программы Е. В. Колесниковой " Математические ступеньки"...

Работа по дополнительной программе Е.В. Колесниковой "Математические ступеньки" 2018 - 2020 гг

Современные достижения требуют от человека мыслить обстрактно, и необходимость логического мышления уже с дошкольного возраста стоит перед воспитателями. Актуальность заключена в формировании ключевых...