«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
учебно-методический материал по математике

Бондарь Ирина Александровна

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_obuchenii_detey_osnovam_matematiki.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

              “Без игры нет и не может быть полноценного умственного

                 развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

                 духовный мир ребенка вливается живительный поток

                представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

                пытливости и любознательности.

                                              В.А. Сухомлинский 

     В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

      Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры.

Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр является подходящей формой обучения детей раннего возраста. Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми 

   

Дидактический материал.

            Картотека игр

" ЛЕВО – ПРАВО" д. и. Ориентировка относительно себя.

Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.

Это – левая рука.

Это – правая рука.

Это – левая нога.

Это – правая нога.

Ушко левое у нас.

Ушко правое у нас.

А вот это левый глаз. прикрыть глаза ладошками

А вот это правый глаз.

- Ку – ку

" НАЙДИ СВОЙ ДОМИК" п. и. Геометрические фигуры.

На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках

карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.

"НАВЕДЕМ ПОРЯДОК" д. и. Сравнение величины предметов.

Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).

"ВОЗЬМИ СТОЛЬКО ЖЕ" д. и. Счет, отсчет, сравнение количества.

Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.

"КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО " д. и. Цифры, внимание.

Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числа и называют недостающее. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

"БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН "д. и. Части суток, внимание.

Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши если нет – топаем ногами.

Сначала вечер, а потом - ночь.

Мы завтракаем вечером.

Мы гуляем ночью.

После дня наступит вечер….

" ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ " п. и. Части суток.

Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.

" РИКИ – ТИКИ" д. и. Количество, цифры.

Рики – тики, посмотри,

Сколько пальцев говори. Из-за спины показываются раскрытые пальцы

(Что за цифра говори) показывают карточку с цифрой

" СОСЧИТАЙ ПРАВИЛЬНО" п. и. Счет и отсчет движений.

Один, два, три, четыре, пять –

Начал заинька скакать.

Прыгать (хлопать, топать) заинька горазд,

Он подпрыгнул … раз.

" СНАЧАЛА – ПОТОМ" д. и. Временные и количественные представления.

Сначала весна, а потом….

Сначала день, а потом….

Сначала маленький, а потом…

Сначала 2, а потом…

Сначала 4, а потом….

Сначала яйцо, а потом….

Сначала гусеница, а потом…

Сначала цветочек, а потом…

" ОДИН – МНОГО "д. и. Соотнесение количества с движениями, внимание.

Если предмет бывает только один –хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз

Сколько голов у человека?

Сколько рыб в море?

Сколько полосок у зебры?

Сколько хвостов у собаки?

Сколько песчинок на дне реки?

Сколько звездочек на небе?

Сколько листьев на дереве?

Сколько стебельков у цветочка?.

"НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ"

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

"ВЫЛОЖИ ОРНАМЕНТ"

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.

"ЛЕВО - ПРАВО"

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право, Где лево,Понять он не мог.

Но вдруг ученик В голове почесал

Той самой рукою, Которой писал,

И мячик кидал, И страницы листал,

И ложку держал, И полы подметал.

«Победа!» — раздался Ликующий крик.

Где право, Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

"ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ"

Цель: развивать умение ориентироваться на листке бумаги.

«Ребята! Петрушка прислал нам письмо, на котором он для нас нарисовал волшебные узоры. Но он их не дорисовал до конца. Давайте поможем Петрушке.

Дорисуй узор справа.

Дорисуй узор слева.

Нарисуй «вишенки» внизу. Вверху».

" САМЫЙ ЛОВКИЙ"

Цель: развитие пространственно-ориентировочных реакций, мелкой моторики рук.

Материал: комплекты палочек по 20 штук.

«Ребята, перед вами коробочки, в которых у каждого из вас лежат палочки. Сейчас мы с вами проведем соревнование и узнаем, кто из вас самый ловкий. По моему сигналу вы правой рукой выкладываете по одной палочке из ко робки. Затем этой же правой рукой по одной палочке — в коробку. Выигрывает самый ловкий и быстрый».

Это же упражнение можно выполнять с детьми при работе левой рукой или же обеими руками одновременно.

" НАЙДИ ПРЕДМЕТ"

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве при помощи плана.

Для проведения данной игры предварительно необходимо нарисовать (можно вместе с ребенком) план комнаты (или двора) и заранее договориться с ребенком, какую игрушку нужно будет найти. Незаметно от ребенка спрячьте в комнате игрушку

 Игры с цифрами и числами:

 Игра « Путаница».

Цель. Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры.

В игре цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

Игра « Какой цифры не стало?»

Цель. Закрепить знания детьми цифр, умение называть соседей числа. Развивать память, внимание.

Ход игры.

В игре также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

Игра « Что изменилось»

Цель. Закрепит умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание, память.

Ход игры.

Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.

Ход игры.

В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.

Игра « Которой игрушки не стало».

Цель. Закрепить порядковый счёт предметов, понятие «сколько». Развивать внимание, память.

Ход игры.

Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим.

 

Игры «путешествие во времени»

 

Игра «НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Ход игры.

Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро), Усложнение - назвать часть суток, а ребенок  рассказывает действия,  которые могут происходить в это время суток.

 

Игра «ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в  календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т.д.

 

Игра «12 МЕСЯЦЕВ»

Вырежьте  из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца  года. Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы - красным цветом, зимние – белым, осенние - жёлтым, весенние - зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

 

Игра «ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ»

Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся  с любого другого дня недели.

 Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

 

Игры на ориентирование в пространстве

 Игра "Найди игрушки"

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями взрослого, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

   Ход игры.

Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

 Игра "Разноцветное путешествие"

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Ход игры.

Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Взрослый  задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп!  Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

 

"Найди место"Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Содержание: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник

такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине,

мишку - в ближнем правом углу и т.п.

 

Игры с геометрическими фигурами

Игра «Дом для геометрических фигур» для детей 5-6 года жизни.

 Цель:  закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
Игровой материал: таблицы, геометрические фигуры.
Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть модели домов для геометрических фигур, сосчитать количество этажей, называть фигуры, живущие на первом, втором и других этажах. Дети узнают, сколько квартир на каждом этаже, какие фигуры в них живут. Затем дети расселяют геометрические фигуры по квартирам, ориентируясь на форму и цвет фигур.

Игра «Опиши фигуру» для детей 5-6 года жизни.

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.
Игровой материал: геометрические фигуры, карточки со специальным кодом, графически изображающие признаки фигур (форму, цвет, величину).
Ход игры. Кодовые карточки можно расположить перед ребёнком рядами:
1 ряд – карточки, обозначающие форму,
2 ряд – цвет,
3 ряд – величину.
Ребёнок получает геометрическую фигуру, подбирает к ней  кодовые карточки. Например, у ребёнка большой красный круг. Он называет фигуру, рядом кладет карточку с    изображением круга (форма фигуры), карточку с цветовым красным пятном (цвет фигуры), карточку с большим домиком (размер фигуры).

 

Дидактическая игра «Подбери фигуры для зверят» для детей 4-6 года жизни.
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Игровой материал:
- набор геометрических фигур для детей 3-4 лет: круг, квадрат, треугольник;
- набор геометрических фигур для детей 4-5 лет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
- набор геометрических фигур для детей 5-7 лет: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- карточки с изображением зверят, рядом с которыми нарисованы контуры геометрических фигур, совпадающих по форме с фигурами из наборов.
Ход игры.
Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением зверька, рядом с которым нарисованы контуры геометрических фигур, и поднос с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает детям фигуры, дети их называют. Дает задание: «Дети, с вами хотят поиграть зверята. Расскажите, кто пришел к вам в гости». Каждый ребёнок называет своего животного (бельчонок, мишка, лисичка, слоненок и т.д.) Воспитатель продолжает: «Рядом со зверятами нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносах. Помоги зверятам разложить все фигуры так, чтобы они подошли друг к другу по форме». Дети берут фигуры с подносов и накладывают их на контуры фигур. В конце игры спросить детей: «Какие фигуры подобрали для мишки (лисички, зайчонка и т.д.)?»

Игра «Найди пару» для детей 5-6 года жизни.
Цель: учить детей находить парные рукавички; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать внимание.
Игровой материал: силуэты рукавичек с узором из геометрических фигур.  
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одной рукавичке из пары. Затем показывает оставшиеся рукавички. Ребёнок, увидев свою парную рукавичку, должен сказать: «Это моя рукавичка». Спросить: «Почему?» Ребёнок описывает узор на рукавичках.

 Игры на логическое мышление

Игра «Разные дома» с детьми 5-7 года жизни.
Цель: учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета; закреплять представления о форме предметов.
Игровой материал: наборы разных чертежей (контур постройки) и по три картинки, отличающиеся от чертежа формой отдельных элементов, к каждому чертежу.
Ход игры. Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. Предложить рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Показать чертеж и первую картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем показать вторую и третью картинки, найти ошибки.

Игра «Найди недостающую фигуру» с детьми 5-7 года жизни.
Цель: учить находить закономерность в последовательном расположении геометрических фигур; закреплять знания о геометрических фигурах; тренировать зрительную память детей.
Игровой материал: таблицы с недостающими фигурами, карточки с геометрическими фигурами.
Ход игры. Предложить рассмотреть таблицу с геометрическими фигурами, найти недостающую фигуру на карточке и положить карточку в таблицу.

Игра «Найди лишнюю картинку»

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

 Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

 

Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

        Рисовать        Писать        Использовать, как палочку,        Указка и т.д.

 

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память.

 

Разминка на быстроту реакции.

Из чего видна улица?

Дед, который раздает подарки?

Съедобный персонаж?

Часть одежды, куда кладут деньги?

Какой день будет завтра?

 Дополни фразу.

Если песок мокрый, то...

Мальчик моет руки, потому что...

Если переходить улицу на красный свет, то...

Автобус остановился, потому что...

 

Закончи предложение.

Музыку пишет... (композитор).

Стихи пишет... (поэт).

Белье стирает... (прачка).

Горные вершины покоряют... (альпинист).

Обед варит... (повар).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...