Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе МДОУ “ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ”
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Захарова Елена Николаевна

Основная цель конспекта НОД – это формирование элементарных математических представлений у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. В ходе занятия у детей развивается познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyoloe_puteshestvie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по  формированию  элементарных  математических  представлений в  старшей  группе  МДОУ  

“ВЕСЁЛОЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ”

Программное содержание:

Продолжать учить детей передвигаться в указанном направлении и считать шаги.

Закреплять: навыки порядкового счёта до 9; знания геометрических фигур; названия цветов.

Упражнять: в группировке геометрических фигур по разным признакам (цвету, размеру); в соотнесении сенсорных эталонов (цвета, формы) с предметами окружающего.

Развивать восприятие цвета, формы; внимание.

Воспитывать умение слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними.

Словарная  работа:

Побуждать детей употреблять следующие слова и выражения: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый; круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы.

Ввести в словарь детей слова: планета, ракета.

Повторить названия цветов.

Предшествующая  работа:

Познакомила детей с порядковым и количественным счетом в пределах 10. Учила соотносить сенсорные эталоны (цвет и форма) с предметами окружающего мира. Провела беседу с детьми о космосе и планетах.

Подготовка воспитателя:

Продумала организацию и методику проведения занятия, составила конспект. Подготовила необходимое оборудование. Расставила столы для работы с раздаточным материалом. В разных местах группы разложила геометрические фигуры для игры “Кто правильно пойдет, тот фигуру найдет”.

Оборудование:

     Демонстрационный материал: 10 карандашей из картона: красного, жёлтого, синего, зеленого, фиолетового, оранжевого, коричневого, белого, серого  и чёрного цветов.

Геометрические фигуры из картона для  игры “Кто правильно пойдет, тот фигуру найдет” и выкладывания по образцу изображения ракеты.

Аппликация “Ракета” (из геометрических фигур: квадратов, прямоугольника и треугольников).

Рисунок Геометрической планеты.

   Раздаточный материал: набор моделей геометрических фигур: маленький красный и большой желтый квадраты, большой красный и маленький синий треугольники, большой красный и маленький синий круги, большой синий и маленький синий овал, маленький синий прямоугольник – всего 9 моделей.

Организация и методика проведения занятия.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: На каком транспорте можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолёте, на пароходе, на поезде …

Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня отправимся в веселое путешествие и побываем на волшебных планетах. Какой транспорт нам понадобится для путешествия?

Дети: Ракета.

Воспитатель: Правильно, нам понадобиться ракета, так как она движется быстрее любого другого транспорта. Но все не так просто. На волшебные планеты может полететь волшебная ракета (демонстрирую образец). Вот такая. И только тогда, когда мы её построим, мы сможем отправиться в путешествие. Какие геометрические фигуры нам для этого понадобятся?

Дети: Треугольники, прямоугольники.

Воспитатель: А какие ещё фигуры можно использовать для постройки ракеты кроме прямоугольников?

Дети: Квадраты.

Воспитатель: Кто хочет построить для нас ракету? (дети по желанию выходят к доске и выбирают нужные фигуры) Вот наша ракета готова. Можно отправляться в путь. Впереди вас ждёт много испытаний и трудностей. И, если вы будете очень внимательными, то легко с ними справитесь. Давайте произнесем волшебные слова и отправимся навстречу приключениям:

                                Чтоб лететь нам на планету

                                Мы построили ракету.

Раз, два – стоит ракета,                            Друг на друга посмотрите,

Три, четыре – руки вверх.                       А сейчас мы с вами, дети,

Руки в стороны держите                          Опускаем руки вниз,

                                  И летит ракета ввысь.

                        (выполнение движений по тексту)

Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели на одну из волшебных планет. Это - планета “Разноцветная”, а почему она так называется, вы мне сами расскажите после того, как я познакомлю вас с её жителями. Вот послушайте загадку про одного из них:

            Я длинный, тонкий, деревянный,

            Любого цвета быть могу.

            И , если ты меня заточишь,

            То нарисую, что захочешь.

- Что же это за жители? Как их зовут?

Дети: Карандаши.

                                          Выставляю Карандаш.

Карандаш: Здравствуйте, ребята.  Я рад приветствовать вас на нашей планете.          Я сам -  простой, друзья – цветные,

                Меж собой мы все родные.

Познакомьтесь с моими друзьями (демонстрация цветных карандашей),

 Назовите их цвета?

Дети:  Оранжевый,  жёлтый, зелёный,  синий, фиолетовый, белый, коричневый, красный,  черный.

Воспитатель: Кто из вас догадался, почему планета называется “Разноцветной”?

Дети: Жители – карандаши разных цветов.

Карандаш: А вы умеете считать?  Помогите мне сосчитать моих друзей. (Дети считают)

Дети: 9 карандашей.

Карандаш: Какого цвета первый карандаш? Последний карандаш? Который по счету зеленый карандаш? И т.п.

   Дети, используя порядковый счёт, находят место карандашей среди других.

Воспитатель: Ну, вот, погостили мы на этой планете, пора отправляться дальше. Давайте попрощаемся с карандашами.

                           

Воспитатель: Пока мы были на этой планете, карандаши научили меня одной игре, давайте поиграем в неё.  Эта игра называется «Добавь слово», встаньте в круг, я буду называть предметы, а вы должны добавлять слова, говорящие о цвете этих предметов.  Отвечает тот, кому я брошу мяч.  (Каждый игрок по очереди, поймав мяч, произносит название цвета указанного мною предмета).  Помидор – красный, огурец – зелёный, банан – жёлтый, баклажан – фиолетовый, и т.д.

Воспитатель: Во время игры, мы с вами прилетели на следующую планету – “Геометрическую”. А живут здесь геометрические фигуры, давайте их назовём.

                                 Предлагаю детям сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами на тарелочках лежат геометрические фигуры. Разложите их перед собой, рассмотрите их: какого они цвета, размера, формы (по каждому вопросу опрос 2-3 детей).

Воспитатель: Можно ли разделить их на группы? По каким признакам?

Дети: Можно. По цвету, по размеру, по форме.

Воспитатель: Составьте группы фигур по цвету.

          Проводится анализ групп: сколько групп получилось, какие фигуры вошли в группу.

Воспитатель: А теперь перемешайте фигуры и разложите их на группы по размеру (проводится аналогичный анализ групп).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие вы знаете стихи о геометрических фигурах (дети читают стихи по желанию).

Дети:

Ты на меня внимательно смотри –

Ведь у меня всего, всего по три:

Три стороны и три угла,

Три пика – острия.

Мне это нравится вполне,

Ведь треугольник я.

С детства я – знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня – квадрат.

Людям я – старинный друг,

Называют меня круг.

Оглянись внимательно,

Увидишь обязательно.

Воспитатель: Полетели с вами дальше, давайте произнесём волшебные слова:                         Чтоб лететь нам на планету

                                Мы построили ракету.

Раз, два – стоит ракета,                            Друг на друга посмотрите,

Три, четыре – руки вверх.                       А сейчас мы с вами, дети,

Руки в стороны держите,                          Опускаем руки вниз,

                                  И летит ракета ввысь.

                        (выполнение движений по тексту)

        Вот мы прилетели на планету «Игровая».  Здесь мы с вами поиграем в игру “Кто правильно пойдет, тот фигуру найдет”. Геометрические фигуры спрятались от вас, а вам надо их найти. Для этого вам надо будет идти в указанном мною направлении. Я буду вас вызывать по одному и говорить, в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать. Если вы будете точно выполнять мои команды, то легко их найдёте.

             

                Игра “Кто правильно пойдет, тот фигуру найдет”. 

Воспитатель: Саша, сделай шесть шагов вперёд и поверни налево. Сделай четыре шага и найди фигуру. Покажи её ребятам. Олеся, назови эту фигуру и расскажи о ней.

Олеся: Это – круг. Он круглый, у него нет углов, он может катиться. Этот круг красного цвета.

Воспитатель: Ребята, назовите предметы круглой формы.

Дети: Пуговица, тарелка.

                           Аналогично провожу игру 3-4 раза.

Воспитатель: Пришло время возвращаться назад. Давайте опять произнесём волшебные слова, и наша ракета доставит нас в группу.

           Раз, два – стоит ракета,                             Друг на друга посмотрите,

           Три, четыре – руки вверх.                         Пока мы делали зарядку,

           Руки в стороны держите                            Пошла ракета на посадку.

                (выполнение движений по тексту)

Воспитатель: Вот мы с вами снова в группе. Где мы сегодня были? С кем встречались?