Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
учебно-методический материал по математике

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Организация кружка  «Математические ступеньки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать логическое мышление.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskie_stupenki.docx91.23 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науки муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 «Аист» города Смоленска

Принята Утверждаю:

на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ

от «_____»_____________20____ «Детский сад № 30 «Аист»

Протокол № ________ Гапон О.А.________________

«______»_____________20__

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - гуманитарной

направленности «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Возраст обучающихся: 6– 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Дмитроченкова Наталья Вячеславовна воспитатель

г. Смоленск

2022

Оглавление

Пояснительная записка 2

Учебный план 6

Содержание учебного плана 6

Календарный учебный план 8

Методическое обеспечение программы 14

Список литературы 16


Пояснительная записка

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения приобретенные в дошкольном возрасте фундамент для дальнейшего развития.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Организации кружка «Математические ступеньки» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом ДО. Основная идея Программы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Организация кружка «Математические ступеньки » дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.

Программа кружка «Юные математики» направлена на общее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 6-7 лет.

Актуальность программы

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза. Происходит формирование знаний о количестве, числе, пространстве и времени, форме, размере, развитие познавательных интересов, любознательности и мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Отличительные особенности программы

Особенность программы заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе, а так же организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал дидактические игры математического содержания, схемы - модели.

Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.

В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения которых ребёнок находится в творческом поиске.

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста. Она эффективна при работе с детьми с разным уровнем развития математических способностей и склонностей, это обеспечивается наличием учебно-методического комплекта. Дети являются субъектом разнообразных видов деятельности. У них формируются познавательные процессы, интересы и происходит становление личностной готовности к школе.

Содержание и объем (36 учебных часа)

Форма организации образовательного процесса: очное, очно-заочное

Виды занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной работы, занятия – путешествия, занятия – соревнования, дидактическая игра, упражнения с цифрами и геометрическими фигурами, сказки и подвижные игры

Режим занятий: общее количество занятий в год – 36. Длительность каждого занятия – 30минут. Периодичность проведения – одно занятие в неделю по подгруппам (четверг 11:10 – 11:40/11:50 – 12:20; 15:40 – 16:10/16:20 – 16:50)

Программа реализуется в течение одного года (подготовительная группа) в следующих основных видах деятельности ребенка:

- общение, игра, самостоятельная деятельность детей, занятия

Цель программы: развитие логического мышления, смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

Планируемые результаты

К концу года дети должны:

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 20 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 20.
- Соотносить цифру (0-20) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать
-
Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление
-
О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.

Условия реализации программы: занятия проводятся по подгруппам, в групповой комнате дети могут заниматься как за столами (работа с раздаточным материалом, работа в тетради), так и на ковре (дидактические игры, динамические и релаксационные паузы, которые являются составной частью каждого занятия) на постоянной основе используется доска, где располагается демонстрационный наглядный материал, который меняется и дополняется по мере изучения программы. Кроме этого широко используются зоны предметно-пространственной среды, оснащенные материалами (Геометрические фигуры, счетный материал, дидактические игры математического содержания, схемы-модели)

Формы аттестации/контроля

Мониторинг усвоения материала ребенком происходит на каждом занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы.

Для проверки результативности освоения программы проводится диагностика два раза в год (первые две недели сентября и последние две недели мая)

Используются следующие методы: беседы, наблюдение, игровая ситуация

Оценочные материалы: диагностические упражнения представленные В.Е. Колесникова «Тесты для детей 6-7 лет раздел математика»

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория / практика

1

Количество и счет

12

2

Геометрические фигуры

7

3

Определение величины

5

4

Ориентировка во времени, пространстве на плоскости

7

5

Решение логических задач

5

Содержание учебного плана

1. «Количество и счет»

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, закрепить умение считать в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закрепить понимание отношений между числами натурального ряда. При закреплении знаний о числах дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и знаков их решения.

2. «Геометрические фигуры»

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам. Учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из геометрических фигур.

3. «Определение величины»

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы.

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

Ориентировка в пространстве. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.

Практика - Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5. «Решение логических задач»

Основной задачей данного раздела-является развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Используемые пособия (кубики Никитина, палочки Кьюизенера различные ребусы «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание, и логическое мышление.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия:

Календарный учебный план

п/п

Месяц

Число

Форма

проведения занятия

вид занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место про-

ведения

1

08,15,

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

3

«Засели домики». Закреплять навыки количественного и порядкового счета. Повторить числа 1-10 образование, написание, состав.

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 11. Соотнесение количества предметов с цифрой. Ориентировка в тетрадке в клетке. Цель: закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; учить писать цифру 11;

-знакомить с пословицами, в которых упоминается число 11

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 12 Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Учить писать цифру 12. Число и цифра -13 Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; закреплять умение писать цифры 11, 12; учить писать цифру 13.

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 14 Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков закреплять умение писать цифры 10, 11, 12, 13; учить писать цифру 14

Гр-а

3

Общение, конструированиепознавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Какой по счету?» Цель: закрепление навыков порядкового счета, уточнение представлений о взаимном расположении предметов в ряду слева, справа, до, после, между перед, за, рядом.

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 15 Цель: Познакомить с образованием и составом числа 15,цифрой 15«Какое число больше?» Цель: развивать умение сравнивать смежные числа.

Гр-а

1

Общение, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Логическая задача на установление закономерностей. Геометрические фигуры Цель: учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Раздели на части» Цель: уточнение приемов деления предметов на две, четыре и восемь равных частей; установление отношения целого и части.

Гр-а

3

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие), конструирование

П-г

1

«Чего больше?» Цель: сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры. Развитие понимания результата измерения длины от величины меры

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 16Цель: учить писать цифру 16; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?; учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; учить рисовать прямоугольники в тетради

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

« Создай картину » Цель: развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги,, тетради).

Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше - ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, в круг и т.д.

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 17Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 8;учить писать цифру 17;

Гр-а

3

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Магазин»

Цель: продолжать знакомить с монетами различного достоинства.

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Который час?» Цель: развивать умение определять время по часам.

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 18 Цель: учить отгадывать математическую загадку; записывать решение с помощью цифр и математических знаков; - познакомить с цифрой 18;учить писать цифру 18

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Двигаемся по команде» Цель: развивать умение изменять направление движения по заданию педагога. Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.

Гр-а

3

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Число и цифра 19 Цель: учить отгадывать математическую загадку; познакомить с числом 19;учить писать число1 9

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Займи свое место» Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью плана групповой комнаты.

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Решение примеров на сложение и вычитание Цель: продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание

Число и цифра 20 Цель: учить отгадывать математическую загадку; познакомить с числом 20;учить писать число 20

Гр-а

3

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой.. Части суток. Работа в тетради в клетку. Треугольники. Величинные понятия Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; - учить читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь)

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Измерь» Цель: развивать умение измерять длину отрезка с помощью мерки (мерка равна длине 2 клеток). «Сравни» Цель: упражнять в сравнении смежных чисел, используя знаки < >.

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Сколько нас без одного?» Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Реши задачу» Цель: закрепление знания структуры задачи (понятия: условие, вопрос). Придумывание задач детьми; решение задач, используя цифры и математические знаки.

Гр-а

3

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Сколько нас без одного?» Цель: продолжать развивать умение составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Найди спрятанную игрушку » Цель: умение ориентироваться в пространстве с помощью плана

групповой комнаты. Находить спрятанную игрушку.

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Что за чем следует»» Цель: закреплять знание времен года, месяцев и дней недели «Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений. Запись задач с использованием цифр и арифметических знаков (+, -, =).

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Решение математической загадки. Сложение числа 20 из двух меньших чисел.. Ориентировка на листе. Цель: продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись; закреплять умение составлять число 20 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина».

Гр-а

3

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве Цель: упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя.

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Заблудившиеся цифры»

Цель: продолжать развивать умения моделировать отношений между числами числового ряда при помощи моделей типа логического древа.

Гр-а

1

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

«Запиши при помощи цифр» Цель: развивать умение составлять числовое выражение при

помощи цифр и знак

Гр-а

2

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Развлечение «Юные математики» Цель: закрепление изученного материала

Гр-а

3

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Решение задачи и примеров.

Соотнесение цифры с количеством предметов. Цель: учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;-формировать навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы

Гр-а

4

Общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (занятие)

П-г

1

Графический диктант

Развития пространственного воображения устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелких мышц кисти руки

Гр-а

Методическое обеспечение программы

Нормативно – правовой ресурс

#1047;акон РФ «Об образовании» от #1075; №273 ФЗ;

#1050;онвенция о правах ребёнка от #1075;;

#1050;онституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием );

#1055;орядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 26 сентября 2013 г. № 30038;

;Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 26);

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования #1075; № 1155;

  1. Устав ДОУ

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

  1. Положение о кружковой работе.

Научно-методический ресурс

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ

Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.

Материально- техническое обеспечение Программы

Оборудование кружковой деятельности:

- демонстрационный материал по всем разделам содержания Программы;

- раздаточный материал на каждого ребенка;

- набор цифр;

- набор геометрических плоскостных и объемных фигур;

- модель часов, весы;

- наборное полотно;

- Набор счетных палочек на каждого ребенка;

- карточки и схемы математических упражнений;

- магнитные цифры;

- символические обозначения.

Цветные карандаши

Простые карандаши

. Листы тетрадные

. Линейки

-Трафареты с геометрическими фигурами

. Дидактические игры

Особенности организации предметно – пространственной среды кружка «Математические ступеньки»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Центр «Игровая деятельность»

В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие элементарных математических представлений, плакаты с математической тематикой.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр «Математические ступеньки»

Здесь размещаются магнитные цифры, касса цифр и математические знаки, наборное полотно, рабочие тетради для самостоятельной деятельности по ФЭМП, детские книги из серий: «Медвежонок Миша учится считать», «Я играю и учусь», «Поиграем в цифры», «Времена года», «Веселые часы».

Центр «Приобщение к художественной литературе»

Здесь размещаются детские книги со стихами и рассказами на количество и счет, знакомство с цифрами, величиной, геометрическими фигурами, ориентировкой во времени и пространстве.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Центр «Изобразительная деятельность»

Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Учимся писать цифры», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».

Технологический ресурс:

  • анкетирование;
  • беседа;
  • информационные стенды «Мои открытия»;
  • теоретические и практические занятия;
  • рисунки;
  • схемы

Список литературы

  • Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002
  • Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.

. Панова Е.Н. «дидактические игры и занятия в ДОУ»

  • ПетерсонЛ.Г. «Раз - ступенька, два - ступенька».
  • Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. - ПРЕСС, 2001.
  • Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
  • Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  • Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
  • Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
  • Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
  • Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
  • Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д,
  • Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.

. Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Всезнайка» (стартовый уровень)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной  направленности«Всезнайка» (стартовый уровень)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...