ДООП естественно-научной направленности "Веселая математика"
рабочая программа по математике

ТИХОНОВА (КЛЕЙМЕНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Данная образовательная программа педагогически целесообраз­на, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

 Цель: создание условий для познавательного развития детей через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания; развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  «Детский сад  № 36  города Ельца»

Принято на заседании

Педагогического Совета ДОУ

Протокол № 1 от 30.08.2024

Утверждено:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 36 г. Ельца»

__________ Меренкова И.М.

Приказ № 83 от 02.09.2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

                          «Весёлая  математика»

                            Возраст обучающихся:  5-6 лет

                             Срок реализации: 1 год

                         

                                                                   Автор-составитель

         Тихонова Татьяна Николаевна

                                                                   воспитатель

                                             

г. Елец- 2024

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………….....

1.1. Направленность Программы …………………………………………….

1.2.  Актуальность  Программы ………………………………………………

1.3. Цель Программы …………………………………………………………

1.4. Задачи Программы………………………………………………………

1.5. Отличительные особенности данной Программы…………………..…

1.6. Адресат Программы …………………………………………………….

1.7. Срок реализации Программы.……………………………….…………

1.8. Принципы построения Программы……………………………….……

1.9. Формы и методы работы …………………………………………..……

1.10. Примерная структура занятия ……………………….………………

2. Содержание Программы ………………………………………………

2.1. Планируемые результаты ………………………………………………..

3. Организационно – педагогические условия реализации Программы

3.1. Учебный план …………………………………………………………….

3.2. Календарно – учебный график ……………………………………..……

3.3. Оценочные материалы ……………………………………………………

3.4. Формы аттестации ………………………………………………………..

4. Условия реализации Программы

4.1. Кадровые условия реализации Программы …………………….……

4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………….

4.3. Методическое обеспечение ……………………………………………..

3

3

3

5

5

5

5

5

6

7

7

8

9

10

10

11

12

13

13

14

                      1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 города Ельца» разработана в соответствии с Федеральным  Законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013     № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МБДОУ детский  сад № 36 г. Ельца.

1.1. Направленность ДООП:  естественно – научная.

 Целесообразность.  Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

 1.2. Актуальность программы. 

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. 

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Огромную роль в развитии математических, интеллектуальных способностей   играют интеллектуальные игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность.

        Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизинера,  наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.  

Занятия по программе «Веселая   математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Новизна программы в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используется увлекательная проблемно-игровая деятельность.        

 1.3.  Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания; развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала воспитанников

 1.4. Задачи Программы:

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

 1.5. Отличительные особенности Программы:

  Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

1.6. Адресат Программы: возраст учащихся, на который рассчитана данная Программа – 5 – 6 лет.

1.7. Срок реализации: 9 мес. 

ДООП естественно-научноной направленности «Веселая математика» состоит из 36 занятий.  Занятие проводится 1 раз в неделю,  продолжительность составляет 25  минут, во вторую половину дня.

1.8. Принципы построения Программы:  

В основу работы по программе положены следующие принципы:

природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

–   творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

  Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

 Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.  Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

1.9. Формы и методы работы с детьми.

В процессе ОД используются различные формы работы: индивидуальные, групповые и фронтальные.

Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

Практические (упражнения)

 Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи,  дидактический  материал,  математические игры, интеллектуальные и дидактические игры, игры – развлечения, ребусы,  головоломки, задачи-шутки,  КВН.

1.10. Примерная структура занятия.

Игровой сюжет занятия всегда различен, но структура занятия едина.

1ч Вводная

Цель:  Вызвать интерес к  игре, поставить перед детьми цель

Приемы: загадка, стихотворение, сказка, знакомство со сказочным персонажем

2ч Основная

Цель: решение задач данной образовательной деятельности

Приемы:  проблемные ситуации, исследования, эксперименты, физминутка

3ч  Заключительная

Цель: Рефлексия, подведение итогов

Приемы: беседа, оценка, самооценка

 2. Содержание Программы

Краткое описание  учебных курсов программы:

    «Палочки  Кюзенера»

Ознакомление с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

 Ознакомление  детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

      Осваивание прямого и обратного счета.

      Ознакомление  с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

      Овладение арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа.

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.

       «Блоки Дьениша»

   Развитие логического мышления, представления о множестве, умения производить операции над множествами ( сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
 Формирование представлений о математических понятиях(алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаками отрицания);
  Формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам ( по одному, двум, трем), объясняя сходства и различия объектов, обосновывая свои рассуждения;
 Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
  Развитие познавательных процессов, мыслительных операций, психических функций, связанных с речевой деятельностью.

 «Занимательный математический материал»

Способствовать развитию интереса к решению познавательных задач.

Умение ориентироваться в лабиринтах.

Проявление  интереса к решению логических задач, отгадыванию загадок.

Формирование умение понимать учебную задачу и выполнять её.

Развитие у детей внимания, логического мышления, сообразительности.

Воспитание  у детей интереса к занимательной математике.

2.1. Планируемые результаты

    К концу обучения по программе «Веселая математика» у детей должны быть развиты:

  1. арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  2.  произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  3. формирование мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии);
  4. развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
  5. развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  6.  основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  7. творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  8. навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  9. желание заниматься математической деятельностью.

     Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

3. Организационно – педагогические условия реализации Программы

3.1. Учебный план

№ п/п

Название курса

Всего часов

Форма проведения промежуточной аттестации

1.

«Палочки

 Кюзенера

12

Решение логических задач с помощью  палочек Кюизенера»

2.

Блоки Дьениша

12

Итоговое занятие: Турнир «Знатоков  и Эрудитов»

3.

Занимательный математический материал

12

Математический  КВН

Всего 36 часов

3.2. Календарный учебный график.

Начало занятий

02.09.2024

Окончание занятий

31.05.2025

Количество занятий

36

Продолжительность занятия

25 мин.

Форма промежуточной аттестации

мониторинг (тесты)

Форма занятий

очная

Количество детей в группе

9

3.3. Оценочные материалы:

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

 Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

 Способен объединять и распределять предметы по группам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний.

 Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

 Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: 

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

 Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями.

Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них.

Затрудняется самостоятельно делать умозаключения.

Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май). Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года), в форме итоговых игровых занятий (конец года)

3.4. Формы аттестации Программы

-Решение логических задач с помощью  палочек Кюизенера»

- Итоговое занятие: Турнир «Знатоков  и Эрудитов»

-Математический  КВН

     

           4. Условия реализации Программы.

4.1. Кадровые условия реализации Программы.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе естественно -научной направленности «Веселая математика» проводит воспитатель. Она имеет соответствующее образование и квалификацию для реализации целей и решения задач, определенных в программе.

Должность

Образование

Квалификационная категория

Стаж работы

Воспитатель

высшее

высшая

36 лет

4.2. Материально – техническое обеспечение

Перечень имеющегося оборудования

Количество штук

1

Ноутбук

1

Интерактивная доска

1

2

Доска магнитная

1

3

Мольберт

1

4

Столы детские

6

5

Стулья детские

12

Стеллажи с необходимыми материалами:

блоки Дьенеша,

набор карточек-схем,

 палочки Кюизинера,

игра «Пифагор»,

 игра «Танграм»,

«Монгольская игра»,

«Колумбово яйцо»,

 дидактические   и настольные игры,

 подборка литературы со стихами, загадками, сказками,

наборы геометрических фигур,

 счётные палочки,

 цветные карандаши,

презентации, обучающие компьютерные игры.

4.3. Методическое обеспечение.

  1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) / Авт.-сост. Е.Н. Панова. Воронеж, 2006 г.
  2. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.
  3. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
  4. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-мето-дическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
  5. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
  6. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая  Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург, 2002 г.
  7. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1997 г.

Электронные ресурсы:

Палочки Кьюзенера http:// www.doshvozrast.ru 

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье http:// www.fbr.ru

Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада http:// www.doshvozrast.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экологических представлений через естественно-научные знания(ознакомление с космосом),статья

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.Экологические проблемы прису...

Консультация для родителей: «Реализация в МБДОУ № 44 «Сибирячок» научно-образовательного проекта «Вариативные модели интеграции естественно-научного и художественно-эстетического содержания образования»

laquo;Реализация в МБДОУ № 44 «Сибирячок» научно-образовательного проекта  «Вариативные модели интеграции естественно-научного и художественно-эстетического содержания об...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Веселая математика»

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к ФЭМП, как средства познавательного развития....