Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «А» Тема: «Знаки > и <»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Белых Ирина Васильевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_znak_bolshe_menshe_belyh.docx89.04 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий

непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы «А»

 Тема: «Знаки > и <»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Надым 2025 г.

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

Игровая,

Коммуникативная,

Познавательная

Продуктивная

Двигательная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Знаки > и <»

Программа «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный (вопрос-ответ, диалог)

Наглядный (карточки, таблицы)

Продуктивный (придумывание знаков «больше» и «меньше»)

Игровой

3.

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»  «Социально –коммуникативное развитие». «Физическое развитие»

4.

Возрастная группа:

Дети 5- 6 лет

5.

Цель:

Сформировать представления о знаках > и <

6.

Задачи:

1

  • Познакомить с знаками > и <;
  •  сформировать умение записывать результат сравнения с помощью знаков > и <;
  • тренировать счетные умения;
  • Развивать внимание, память, воображение, логическое и вариативное мышление.

Образовательные

познавательные

2

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «придумаем сами»;
  • тренировать навыки самоконтроля.

регулятивные

3

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  • воспитывать умение слушать ответы товарищей;

коммуникативные

4

  • вызвать эмоциональную вовлеченность в деятельность ,создать положительно эмоциональный настрой;
  • способствовать поддержке детской инициативы.

личностные

7.

Планируемые результаты:                

7.1

  • сформировано представление о знаках  > и <;
  • умеет использовать знаки для записи результата сравнения;
  • сформирован опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «придумаем сами»;
  • умеет слушать ответы товарищей;
  • дети проявляют эмоциональную вовлеченность в деятельность.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Демонстрационный материал:

  1.  Таблица №1 к заданию 2.1;
  2. Таблица №2 к заданию 4.1;
  3. Образец выполнения задания 5.3;

Раздаточный материал:

  1. Кубики к заданию 4.1;
  2. Полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого к заданию 4.1;
  3. Карандаши.

Конспект занятия (образовательной ситуации)

1.1

Введение в игровую ситуацию

(создание проблемной ситуации)

Дидактические задачи:

- мотивировать детей на деятельность,

- актуализировать знания об окружающем мире,

- воспитывать культуру поведения.

Воспитатель собирает детей около себя.

Ребята вы дружные ребята? Да

Давайте поиграем сделаем башенку дружбы. Да

Мальчики какие у нас? (сильные)

 - Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, более  младшим детям.)

Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в  магазин за картошкой. Но Таня и Ваня поссорились .

Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

 - Как быть? (Какой пакет Ваня понесет?  Тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.)

Ваня сказал, я понесу тот пакет с картошкой, где картошки больше. Ну это справедливо, он же мужчина.

 Таня сказала, что она тоже хочет быть помощницей. И понесет тот пакет с картошкой, где картошки меньше.

1.2

Мотивация деятельности детей

( Хотите помирить и сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?)

Таня и Ваня  вас просят вместе с ними сходить в магазин и помочь выбрать пакет с картошкой, где её больше. Вот хотите помочь выбрать такой пакет?

— Да. Сможете это сделать? 

Дети выражают своё желание

1.3

Целеполагание

(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы пойдем к доске (в магазин), чтоб помочь ребятам подобрать нужные пакеты.

Дети проговаривают цель занятия

II.

Основная часть:

Актуализация знаний

Дидактические задачи:

-  актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ≠;

- развивать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества.

2.1. Игра «За картошкой»

Дети подходят к доске — магазину.

Воспитатель— продавец магазина рассказывает покупателям, что  картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет.

Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков (Д-1).

- О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак ≠ — о том, что в пакетах картошки не поровну)

- Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак ≠, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше.

Индивидуальное выполнение задания

Затруднение в ситуации

3.1. Игра «За картошкой» (продолжение)

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <;

-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

- тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

- Какой мешок возьмет Ваня?

    Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака ≠. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше.

    - Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли)

-  Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.)

- Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

Значит нам нужен другой знак.

Открытие нового знания

4.1. Игра «Столбик»

Дидактические задачи:

- сформировать представления о знаках > и <;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества.

-- Как это можно узнать?

К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ.

- А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины.

 Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета.

Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно.

- Постройте из ваших кубиков столбик.

- Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится 5 таких же кубиков.)

Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик.

- Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую.

- Какой знак получился из полосок? (Знак =)

- Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое  количество кубиков.)

Воспитатель пишет на доске: 5 = 5.

Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться.

В результате один ребенок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий — 3, а четвертый — 4 кубика.

Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску.

- Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно)

- Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.)

- Сколько у вас кубиков в левом столбике?

У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5.

- Сколько кубиков осталось в правом столбике?

Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5  названное число:

 5    1;

 5    2;  

 5    3;

  5    4

- Куда больше раскрыты полоски? (в сторону большего числа)

Воспитатель пишет на доске знак >.

- Так? (Да)

- Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да)

Воспитатель пишет знаки между числами.

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики и положить на них полоску.

- Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4., а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

- Куда больше раскрыты полоски?( В сторону большего числа)

- Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи.

- Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше»)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том. Что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2 (Д-2).

- Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа).

- Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки)

- Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да) На самом деле ребята такие знаки придумали давно.

Но вы сами смогли придумать знаки.

- Молодцы!

Похвалить ребёнка выполнившего правильно задание

Взаимопроверка

Включение нового знания в систему знаний.

Часть1

5.2.Игра «Кого больше?».

Дидактические задачи:

- закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках > и <;

- тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, классификацию, умение делить слова на слоги, развивать внимание, память, воображение, творческие способности.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во двор

- Хотите поиграть вместе с ними?

Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку.

Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п.

- В какой группе больше детей? (Больше, например, мальчиков 5 , а девочек 3)

- Придумайте, как можно изобразить знак «больше».

Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их  в стороны, и т. д.

Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше».

Часть 2

5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3)

Дидактические задачи:

- сформировать умение сравнить группы  предметов по количеству с помощью знаков > и < на основе составления пар;

- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь.

Дети садятся за столы.

№1, с.39

«Сравни с помощью знаков > , < или =»

Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки.

Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак.

- Объясните, как правильно надо было сравнить количество бабочек и цветков.

Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками.

Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией.

Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2<3.

Второе задание выполняется фронтально.

-Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры)

-Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара)

Дети проделывают названные действия.

- Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.)

- В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов)

Дети рисуют знак.

Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д-3(1) для самопроверки.

Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Д-3 (2)

Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание.

 - Молодцы! Вы очень помогли Ване.

Самостоятельное выполнение задания

III.

Заключительная часть:

Дидактические задачи:

- провести рефлексию деятельности детей на занятии..

Дети собираются около воспитателя.

- Кому вы сегодня смогли помочь?

Как вы помогли (придумали знак  > и < сконструировали )

Теперь дети с помощью знаков вы сможете записать каких предметов больше или меньше.

Молодцы ребята.

Цель занятия достигнута

IV.

Дальнейшая разработка темы:

Закрепление полученных знаний в пособии «Игралочка»  для детей 5-6 лет во вторую половину дня.

Методический приём «Игралочки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины »

Конспект занятия в  старшей группе на тему:   «История о символах»    Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Каша для Незнайки" (лексическая тема «Продукты питания»)

Основой данной образовательной ситуации- является системно-деятельностный подход и образовательная технология"Ситуация", которую мы успешно применяем в своей педагогической деятельности.Данн...