Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «А» Тема: «Знаки > и <»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий
непосредственно-образовательной деятельности
с детьми старшей группы «А»
Тема: «Знаки > и <»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Надым 2025 г.
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |
2. | Вид деятельности детей | Игровая, Коммуникативная, Познавательная Продуктивная Двигательная | |
| |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Знаки > и <» | Программа «Игралочка» Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесный (вопрос-ответ, диалог) Наглядный (карточки, таблицы) Продуктивный (придумывание знаков «больше» и «меньше») Игровой | |
3. | Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально –коммуникативное развитие». «Физическое развитие» | |
4. | Возрастная группа: | Дети 5- 6 лет | |
5. | Цель: | Сформировать представления о знаках > и < | |
6. | Задачи: | ||
1 |
| Образовательные познавательные | |
2 |
| регулятивные | |
3 |
| коммуникативные | |
4 |
| личностные | |
7. | Планируемые результаты: | ||||||||||||
7.1 |
| ||||||||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
| |||||||||||
Конспект занятия (образовательной ситуации) | |||||||||||||
1.1 | Введение в игровую ситуацию (создание проблемной ситуации) | Дидактические задачи: - мотивировать детей на деятельность, - актуализировать знания об окружающем мире, - воспитывать культуру поведения. Воспитатель собирает детей около себя. Ребята вы дружные ребята? Да Давайте поиграем сделаем башенку дружбы. Да Мальчики какие у нас? (сильные) - Кому должны помогать мальчики? (Мамам, бабушкам, девочкам, более младшим детям.) Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за картошкой. Но Таня и Ваня поссорились . Ваня как настоящий мужчина сказал, что картошку из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей. - Как быть? (Какой пакет Ваня понесет? Тот пакет, в котором больше картошки, а Таня — тот пакет, где картошки меньше.) Ваня сказал, я понесу тот пакет с картошкой, где картошки больше. Ну это справедливо, он же мужчина. Таня сказала, что она тоже хочет быть помощницей. И понесет тот пакет с картошкой, где картошки меньше. | |||||||||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | ( Хотите помирить и сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать картошку?) Таня и Ваня вас просят вместе с ними сходить в магазин и помочь выбрать пакет с картошкой, где её больше. Вот хотите помочь выбрать такой пакет? — Да. Сможете это сделать? | Дети выражают своё желание | ||||||||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Мы пойдем к доске (в магазин), чтоб помочь ребятам подобрать нужные пакеты. | Дети проговаривают цель занятия | ||||||||||
II. | Основная часть: | ||||||||||||
Актуализация знаний | Дидактические задачи: - актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ≠; - развивать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества. 2.1. Игра «За картошкой» Дети подходят к доске — магазину. Воспитатель— продавец магазина рассказывает покупателям, что картошка во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах картошек поровну, а в некоторых — нет. Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков (Д-1). - О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами? (Знак = говорит о том, что в пакетах поровну картошки, а знак ≠ — о том, что в пакетах картошки не поровну) - Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему? Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак ≠, подойдут, так как они разные: в одном больше картошки, а в другом меньше. | Индивидуальное выполнение задания | |||||||||||
Затруднение в ситуации | 3.1. Игра «За картошкой» (продолжение) Дидактические задачи: - создать мотивационную ситуацию для введения знаков > и <; -сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; - тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь. - Какой мешок возьмет Ваня? Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака ≠. Хотя этот знак и рассказывает о том, что картошки не поровну, но он не говорит, где картошки больше, а где меньше. - Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором картошки больше? (Нет, не смогли) - Почему не смогли? (Потому что у нас нет знака, который бы рассказывал о том, где предметов больше, а где меньше.) - Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване? (Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.) Значит нам нужен другой знак. | ||||||||||||
Открытие нового знания | 4.1. Игра «Столбик» Дидактические задачи: - сформировать представления о знаках > и <; - сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук, коммуникативные качества. -- Как это можно узнать? К этому времени дети уже знают способы действий «спросить у того, кто знает», «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по учебнику». Если они назовут первые два способа, воспитатель должен сориентировать их на третий способ. - А давайте сами попробуем сконструировать эти знаки! Сможете? Дети садятся за столы по 4 человека. На каждом столе лежат кубики ЛЕГО четырех цветов по 5 штук каждого цвета вперемешку и 8 полосок картона одинакового цвета, длины и ширины. Воспитатель предлагает взять по 5 кубиков одного цвета. Может возникнуть ситуация, когда кубики одного цвета захотят взять двое, трое или все четверо детей. Эту проблему они должны решить самостоятельно. - Постройте из ваших кубиков столбик. - Как вы думаете, сколько таких же кубиков вам понадобится взять, чтобы построить столбик такой же высоты? (Понадобится 5 таких же кубиков.) Воспитатель кладет на столы дополнительные кубики, и дети строят еще один столбик. - Поставьте два ваших столбика на одну полоску, а сверху положите другую. - Какой знак получился из полосок? (Знак =) - Как вы думаете, почему получился знак =? (Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кубиков.) Воспитатель пишет на доске: 5 = 5. Воспитатель предлагает детям, сидящим за одним столом, убрать с правого столбика разное количество кубиков. Для выполнения этого задания детям придется договариваться. В результате один ребенок должен убрать 1 кубик, другой – 2 кубика, третий — 3, а четвертый — 4 кубика. Воспитатель предлагает детям поставить столбик на место и положить сверху полоску. - Что интересного вы заметили? (Полоска лежит неровно) - Где расстояние между полосками меньше? (Оно меньше там, где меньше кубиков.) - Сколько у вас кубиков в левом столбике? У всех детей в левом столбике по 5 кубиков. Воспитатель пишет на доске одну под другой четыре цифры 5. - Сколько кубиков осталось в правом столбике? Дети по очереди называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число: 5 1; 5 2; 5 3; 5 4 - Куда больше раскрыты полоски? (в сторону большего числа) Воспитатель пишет на доске знак >. - Так? (Да) - Можем мы его назвать знаком «больше»? (Да) Воспитатель пишет знаки между числами. Дети хором читают записи. Воспитатель предлагает детям поменять столбики и положить на них полоску. - Сколько теперь кубиков в столбиках слева (справа)? Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 1 до 4., а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5. - Куда больше раскрыты полоски?( В сторону большего числа) - Какие знаки вы предложили бы записать между числами 1 и 5, 2 и 5, 3 и 5, 4 и 5? Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии они пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа. Дети хором читают записи. - Как вы назовете знак, который только что придумали? (Знак «меньше») Воспитатель хвалит детей и говорит им о том. Что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше. Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2 (Д-2). - Какой же мешок возьмет Ваня? (Он возьмет мешок, который расположен справа). - Почему вы думаете, что это будет мешок, расположенный справа? (Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше картошки) - Смогли вы сами придумать знаки «больше» и «меньше» и помочь Ване? (Да) На самом деле ребята такие знаки придумали давно. Но вы сами смогли придумать знаки. - Молодцы! | Похвалить ребёнка выполнившего правильно задание Взаимопроверка | |||||||||||
Включение нового знания в систему знаний. Часть1 | 5.2.Игра «Кого больше?». Дидактические задачи: - закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках > и <; - тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, классификацию, умение делить слова на слоги, развивать внимание, память, воображение, творческие способности. Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Таня и Ваня принесли картошку домой и пошли поиграть во двор - Хотите поиграть вместе с ними? Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку. Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п. - В какой группе больше детей? (Больше, например, мальчиков 5 , а девочек 3) - Придумайте, как можно изобразить знак «больше». Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их в стороны, и т. д. Аналогично дети придумывают изображения знаков «равно» и «меньше». | ||||||||||||
Часть 2 | 5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе» ч.3) Дидактические задачи: - сформировать умение сравнить группы предметов по количеству с помощью знаков > и < на основе составления пар; - тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, речь. Дети садятся за столы. №1, с.39 «Сравни с помощью знаков > , < или =» Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки. Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов в мешках. Воспитатель предлагает детям рассмотреть первые два мешка. Дети пересчитывают бабочек и цветки и убеждаются, что числа записаны правильно. Воспитатель обращает внимание детей на то, что знак Ваня уже поставил, но не может объяснить, почему он поставил именно этот знак. - Объясните, как правильно надо было сравнить количество бабочек и цветков. Дети должны рассказать, что вначале надо было провести ниточки. Дети проводят ниточки между бабочками и цветками. Затем нужно было обвести цветки, имеющие пару. Дети обводят 2 цветка красной линией. Затем нужно посмотреть, сколько цветков осталось без пары. Остался лишний цветок. Значит, бабочек меньше, чем цветков. Поставили знак «меньше», полоски раскрыты в сторону цветков: 2<3. Второе задание выполняется фронтально. -Что делаем сначала? (Проверяем, правильно ли посчитаны огурцы и помидоры) -Что нужно сделать для того, чтобы сравнить по количеству огурцы и помидоры? (Надо провести ниточки и составить пары между огурцами и помидорами. Затем нужно обвести огурцы, у которых есть пара) Дети проделывают названные действия. - Какой вывод можно сделать? (Что огурцов больше, чем помидоров, потому что не всем огурцам хватило пары.) - В какую сторону раскрыты полоски? (В сторону огурцов) Дети рисуют знак. Воспитатель выставляет образец выполнения задания Д-3(1) для самопроверки. Третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой Д-3 (2) Ваня благодарит детей за то, что помогли ему выполнить задание. - Молодцы! Вы очень помогли Ване. | Самостоятельное выполнение задания | |||||||||||
III. | Заключительная часть: | ||||||||||||
Дидактические задачи: - провести рефлексию деятельности детей на занятии.. Дети собираются около воспитателя. - Кому вы сегодня смогли помочь? Как вы помогли (придумали знак > и < сконструировали ) Теперь дети с помощью знаков вы сможете записать каких предметов больше или меньше. Молодцы ребята. | Цель занятия достигнута | ||||||||||||
IV. | Дальнейшая разработка темы: | ||||||||||||
Закрепление полученных знаний в пособии «Игралочка» для детей 5-6 лет во вторую половину дня. | Методический приём «Игралочки» | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"
Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...
Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины »
Конспект занятия в старшей группе на тему: «История о символах» Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему "Знаки дорожные помни всегда"
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Каша для Незнайки" (лексическая тема «Продукты питания»)
Основой данной образовательной ситуации- является системно-деятельностный подход и образовательная технология"Ситуация", которую мы успешно применяем в своей педагогической деятельности.Данн...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Знаки дорожные детям знать положено»
Закрепление Правил дорожного движения в старшей группе....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Знаки дорожные помни всегда!"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...


