Сборник игр на количество и счёт для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Формирование у дошкольников представлений о количестве является важнейшей частью подготовки детей к школе. Прочные представления о количестве являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребёнка.
В узком смысле, количество - число элементов в данном множестве. Число используется для счетной деятельности.
Общую линию развития у детей деятельности счета можно представить поэтапно, основываясь на исследованиях Леушиной А.М.
По её мнению, прежде чем обучать детей счёту с помощью слов-числительных, надо научить их воспринимать множество в целом, в его границах, и в то же время видеть все элементы, его образующие.
Это мнение не потеряло актуальности и на современном этапе. Дети старшего дошкольного возраста, в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду», должны усвоить последовательность слов- числительных и точно соотносить числительное с каждым элементом множества не зависимо от формы его расположения и качества элементов.
Дети не только осваивают итоговое число, но и понимают, что итог является показателем количества, а каждое последующее число больше предыдущего на 1, и каждое предыдущее меньше последующего на 1.
Известно, что дети испытывают определенные трудности при оценке количества предметов, часто выполняя действия счета механически. Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время среди множества средств, используемых в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников особенно можно выделить дидактическую игру.
Дидактическая игра - это не только средство, но и метод организации обучения и воспитания, воздействующий на интеллектуальную сферу детей, стимулирующий их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирский области «Владимирский педагогический колледж»
Сборник игр на количество и счёт для детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических колледжей
Владимир, 2022 год
Оглавление
«Игра с Винни-Пухом» с палочками Кюизенера 7
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку» 7
Тема 2. Игры путешествие во времени 8
Пояснительная записка
Формирование у дошкольников представлений о количестве является важнейшей частью подготовки детей к школе. Прочные представления о количестве являются базой для дальнейшего математического и общего образования ребёнка.
В узком смысле, количество - число элементов в данном множестве. Число используется для счетной деятельности.
Общую линию развития у детей деятельности счета можно представить поэтапно, основываясь на исследованиях Леушиной А.М.
По её мнению, прежде чем обучать детей счёту с помощью слов-числительных, надо научить их воспринимать множество в целом, в его границах, и в то же время видеть все элементы, его образующие.
Это мнение не потеряло актуальности и на современном этапе. Дети старшего дошкольного возраста, в соответствии с «Программой обучения и воспитания в детском саду», должны усвоить последовательность слов- числительных и точно соотносить числительное с каждым элементом множества не зависимо от формы его расположения и качества элементов.
Дети не только осваивают итоговое число, но и понимают, что итог является показателем количества, а каждое последующее число больше предыдущего на 1, и каждое предыдущее меньше последующего на 1.
Известно, что дети испытывают определенные трудности при оценке количества предметов, часто выполняя действия счета механически. Формирование количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время среди множества средств, используемых в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников особенно можно выделить дидактическую игру.
Дидактическая игра - это не только средство, но и метод организации обучения и воспитания, воздействующий на интеллектуальную сферу детей, стимулирующий их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки.
Рекомендации по использованию дидактических игр на количество и счет для детей старшего дошкольного возраста
При проведении игр на количество и счет необходимым является:
- использование различного наглядного материала, основываясь на который, проводится та или иная игра;
- введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры;
- проведение работы детей с предоставленными индивидуальными карточками;
- организация игрового общения ребенка в форме игры в парах;
- организация игрового общения детей в малых группах (группа 3 – 4 человека);
- организация игровой деятельности одновременно со всей группой детей;
- поддерживание оживленного темпа игры, который способствует активации действий ребенка.
Для поддержания интереса к играм на количество и счет рекомендуется использовать различные загадки, стихотворения, пословицы.
При изготовлении дидактического материала для игр необходимо учитывать принцип вариативности его использования.
«Математическая путаница»
Цель: Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка.
Развивать внимание, память, речь.
Ход игры: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
«Какой цифры не стало?»
Цель: Развитие зрительного восприятия, произвольности внимания, памяти.
Задачи: Развивать внимание, память.
Ход игры: В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
«Убираем цифры»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Задачи: Формирование логического мышления.
Ход игры: Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.
«Игра с Винни-Пухом» с палочками Кюизенера
Цель: Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6.
Ход игры: Аналогично знакомятся с образованием чисел 7,8,9,10.
Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».
«Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Задачи: Закреплять порядковый счет; представление о количественных отношений между числами.
Ход игры: В чудесном мешочке находятся счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого–то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько тот услышит ударов молоточка, ударов бубна, или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают цифру, соответствующую количеству ударов. Выполнение задания проверяют все вместе. Ведущим становится другой, игра повторяется.
Игры «Что изменилось?», «Исправь ошибку»
Цель: Закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Ход игры: Несколько групп предметов размещают на доске или фланелеграфе, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
«Сколько»
Цель: Развитие умения внимательно вслушиваться и различать тонкие
звуковые нюансы.
Задачи: Упражняет детей в счете.
Ход игры: На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие, догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают, сколько морковок нарисовано на карточке, и показываю цифру 4. Вместо загадок можно давать описание предметов. Например: «Это животное ласковое и доброе. Оно не разговаривает, но хорошо знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».
Тема 2. Игры путешествие во времени
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.
«А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.
«Времена года»
Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Материалы: модель времена года.
Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
«Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
Список литературы
- Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения.[Текст]/Блехер Ф Н.– М.: Просвещение, 2010. – 224 с
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду.[Текст]/Бондаренко А К. – М., 2015 .– 160 с.
- Блехер, Ф.Н. Теоретические основы формирования математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста.[Текст]/ Б. Г. Блехер.
– М.:Просвещение, 2015 г.
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей
у детей дошкольного возраста[Текст] / Венгер Л А. М.: Просвещение, 2015.
— 127 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместно изготовленная с детьми дидактическая игра "Рыбки", направленная на формирование навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средст...

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика"
Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика"Направленность : для детей 5-6 лет;Для организации индивидуальной и подгрупповой работы с д...

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Морковный счёт"
Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Морковный счёт" для детей 5-6 лет.Дидактическая игра "Морковный счёт" способствует организац...

Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр математического содержания
laquo;Формирование представлений о количестве и счете у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования игрматематического содержания»....

Дидактическая игра "Сказочный счет" по формированию представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста
Данная игра поможет воспитателю в игровой форме закрепить знания о количестве и счете у детей....

Семинар- практикум для воспитателей "Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских дидактических игр"
Семинар состоит из двух частей: теоритеческой и практической....

Интерактивная игра "Весёлый счёт" для детей старшего дошкольного возраста
Интерактивная игра - тренажёр "Весёлый счёт" предназначена для детей старшего дошкольного возраста и создана с целью развития представлений о составе числа в пределах первого десятка....