Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
презентация по математике

Исанбаева Клара Ахатовна

Даются рекомендации для воспитателей по работе с блоками Дьенеша

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.

Слайд 2

Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, педагог, профессор канадского Шербрукского университета , теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя . Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом , размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малышу приходится произносить названия геометрических фигур, отвечать на вопросы и выражать свои мысли.

Слайд 3

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Я в своей работе по развитию интеллектуальных способностей предпочла использование логических блоков Дьенеша. Почему я взяла для работы именно эти блоки? В современных вариативных программах отводится особое место геометрическим фигурам. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам. Надеюсь, что работа с блоками поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, считаю, что преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Слайд 4

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

Слайд 5

Начала я работу с блоками со средней группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. Для детей младшего и среднего возраста, уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.

Слайд 6

А теперь первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме) -Красный -Треугольник А теперь не такую фигуру как эта (по цвету, по форме) - Синий - Квадрат Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Слайд 7

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. п.). Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Слайд 8

В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет) Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок приходит в восторг от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные.

Слайд 9

Альбомы для детей 2-4 лет «Лепим нелепицы» - это игры с небылицами. Почему дети так любят небылицы? У К. И. Чуковского находим ответ: «...Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями...»

Слайд 10

Альбомы для детей 5-8 лет Все игры этой серии, развивают интеллектуальные способности у детей: логическое мышление, смекалку и сообразительность, внимание и память; помогают в освоении детьми шифровки и расшифровки информации, заданной в цифрах, буквах или знаках-символах.

Слайд 11

1. Образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит образовательную деятельность детей, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.). Для того чтобы поддержать интерес детей к организованной деятельности, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачам и сюжетами, сказочными персонажами. 2 . Совместная и самостоятельная игровая деятельность: а) подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов); б) настольно-печатные игры (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»); в) сюжетно-ролевые игры: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ:

Слайд 12

Принципы обучения 1.Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у обучающегося должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате тренировок. 2.Принцип наглядности пользуясь, где это возможно, наглядным материалом педагог открывает для детей еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Но, конечно же, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту. 3.Принцип доступности подразумевает содержание процесса обучения, с учетом возможностей обучаемых. Чтобы усвоить новую информацию, ребенок должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом детей и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. 4.Принцип сознательности и активности . В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых, процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной для всех детей форме.

Слайд 13

Предполагаемый результат В результате освоения данной инновационной деятельности дети: Ознакомятся с моделированием и конструированием. Смогут на основе сравнения толщины, цвета, формы распределять объекты по свойствам. Научатся объяснять взаимное положение предметов в пространстве. Овладеют более точным типом пространственного мышления, позволяющим представлять и анализировать. Будут проявлять более уверенные инициативы. Работа проводится минимум два раза в месяц во вторую половину дня. Длительность образовательной деятельности – 30 минут. Хочу закончить свое выступление пословицей: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Слайд 14

Настольно-печатные игры своими руками: «Сложи узор» Цели игры : 1. Обучение детей выполнять действия по показу и образцу; 2. Обучение анализировать узор, состоящий из геометрических фигур разной формы и цвета, действовать по образцу; 3. Развитие внимания, мышления, аналитико-синтезнуой деятельности ребёнка на основе предметно-практической деятельности.

Слайд 15

«Воздушные шары» Цели игры : Развитие умения различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); Закрепление умения различать и называть величину фигуры; Обучение сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Слайд 16

«Подбери фигуру» Цели игры: Закрепление представлений детей о геометрических формах; Упражнение в их назывании; Развитие логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.        Наблюдая за детьми ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"

В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...

План по самообразованию воспитателя на 2021-2022 учебный год Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Цель: создание системы по использованию современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников (использование блоков Дьенеша)....

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Это консультация для воспитателей- для знакомства с блоками Дьенеша: для чего они нужны для детей дошкольного возраста....