Статья: "Роль дидактической игры в познавательном развитии".
материал по математике

Нестерова Мария Брониславовна

Данная статья посвящена роли дидактической игры в познавательном развитии. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                  М.Б. Нестерова

                                                                                   воспитатель

                                                                    МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»

                                                                  Е-mail:maria.nesterova22@yandex.ru

                        Роль дидактической игры в познавательном развитии.

Аннотация: данная статья посвящена роли дидактической игры в познавательном развитии. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, делает обобщения. Формируют важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, что так необходимо для успешной подготовки к обучению в школе.

Ключевые слова: дидактическая игра, умения, смекалка, задача, развитие.

      Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является - игра.  Как сказал Василий Александрович Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.»

         Игра  вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для последующей  учебной и трудовой деятельности ребенка.

           Мы педагоги    считаем именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра. Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, делает обобщения.

   Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

   Успех целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

   Актуальность обусловлена тем, что ориентиры и требования к содержанию дошкольного образования выявляют ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. И пришли к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Поставили такую цель: Организовать работу по Формированию элементарных математических представлений  детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и ФОП с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели  обозначили следующие задачи:

1. Создание оптимальных условий для развития математических способностей детей;

2. Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;                          

3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

         

   Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествия во времени
  3. Игры на ориентировку в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

     Давайте рассмотрим все группы.

         К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.  

      Мир сказки – особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединять в себе и то и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребенок, как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. Живой интерес у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

       С целью установления последовательности событий можно использовать сказки «Гуси - лебеди», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко», «Колобок» и др.

На примере сказок «Три медведя», «Три поросенка» дети знакомятся с понятиями: столько же, одинаково.

Математические задания можно продумать и по авторским произведениям.

На примере сказки С. Я. Маршака «12 месяцев» дети получают представление о том, что год делится на четыре сезона, сезон на три месяца, о последовательности месяцев.

  Е. М. Фадеева предлагает утром, до начала занятий, предложить детям послушать интересную сказку. На самом интересном месте прервать рассказ, предложив продолжить его на занятии. Начав с продолжения сказки, дети незаметно переводятся из слушателей в участников сказочного действия. Автор рекомендует знакомить со сказкой в течение нескольких занятий, начиная занятие с восстановления последовательности событий на предыдущем занятии.

       Вторая группа математических игр (игры–путешествие во времени) служат для знакомства детей с календарем, с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью.   Игры учат регулировать свою деятельность во времени, ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру.  Умение планировать свою деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как собранность, целенаправленность, точность.

       В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Задача педагога- научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Умение ориентироваться на своём теле является необходимой предпосылкой для перехода к следующей задаче программы – научиться ориентироваться на предметах и других людях. Чтобы ребёнок мог освоить ориентирование на других предметах и людях, он должен освоить схему собственного тела. Тогда он сможет мысленно «переносить» её на другие объекты и выделять на них направления по аналогии с собственным телом. Например, дети играют в игрушки и рассматривают их. Воспитатель в ходе занятия обращает их внимание на некоторые характерные детали. Например, самолёт: кабина спереди, хвост сзади, крылья справа и слева, шасси – внизу.   Научившись определять противоположные стороны на себе, затем на предметах и других людях, ребёнок в последующем сможет ориентироваться не только «от себя», но и от другого человека или любых объектов вообще. Кроме того, эти умения и знания нужны для выявления пространственных отношений между объектами, у которых есть различные определения сторон: передняя (лицевая), задняя (тыльная), боковые, верхняя, нижняя.

          К четвертой группе входят игры с геометрическими фигурами. Деятельность по формированию геометрических представлений является важнейшей и ничем не заменимой с точки зрения  развития познавательных способностей и интеллектуальной деятельности дошкольника. . В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие анализаторы, как зрительный, тактильный, рече-двигательный.   Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает лист бумаги ?" (поверхность крышки стола, дно тарелки т.д.).

И пятая группа игры на логическое мышление. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. (играем в такие игры как: «Найди и посчитай все фигуры», ребята собирают из цветных палочек фигуры)

      Обучать способам решения задач на смекалку необходимо с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили детей к более сложным действиям. Научить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.

От решения задач-головоломок с помощью педагога дети переходят к самостоятельным действиям. Всё это свидетельствует о развитии у них смекалки, сообразительности, развития мышления.

Задачи на смекалку геометрического характера частично включают непосредственно в содержание организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с целью активизации детской мысли, развития  логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом следует соблюдать строгую последовательность в упражнении самих задач, требований к поисковым действиям детей. Таким образом, задачи на смекалку  играют важную роль в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Активизируют умственную деятельность, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждений. Формируют важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, что так необходимо для успешной подготовки к обучению в школе.

  Всегда помним, что в дидактических играх  математического направления роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности.  Именно педагог  вводит  детей в ту или иную игру и знакомит  их с методом ее ведения. Участвуя в ней, ведем  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

В заключении можем сказать, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. 

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, и с ним трудно не согласиться.    

                                           

                                                    Список литературы

       

             [1] Годовикова Д. Формирование познавательной активности. //Дошкольное воспитание.- 1986.-№ 1

           [2]   Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. - М. : Просвещение, 1995 - 198 с.

            [3]   Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.;

            [4]   Тихомирова, Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л. Ф. Тихомирова. - М. : Рольф, 2000

             

    ©М.Б. Нестерова, 2025г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по познавательному развитию

Дидактические игры по познавательному развитию...

"Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

В конспекте дана классификация дидактических игр, структура и технология дидактических игр. А также представлена игра для детей старшего дошкольного возраста "Логический экран"....

Призентация дидактической игры по познавательному развитию "В гости к Мишке"

Дидактическую игру "В гости к Мишке" можно использовать,,как на заняти, так и виндивидуальной работе с детьми на форимирование знаний об окружающим мире и закреплении колличественного счета....

Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.

Учебнно-методическое пособие дидактическая игра  "Назови одним словом"....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"

Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Дидактические игры по познавательному развитию

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное зн...