Азбука финансов.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Шеверова Тамара Антоновна

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tamara_fin_gramotnost.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по формированию финансовой грамотности дошкольников "Азбука финансов" старшая группа «Теремок»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.

Программное содержание.
Образовательные: 

Закреплять полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности. Формировать представления детей  понятия: монета, банкнота, расход, доход. 

Развивающие: Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к деньгам. Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников.

Словарная работа: Активизировать словарный запас детей: монета, банкнота, расход, доход.  
Материал и оборудование: ноутбук, монетка, банкнота, шкатулка, сундучок.

Ход ОД

(Звучит спокойная музыка)
Воспитатель:

 Дорогие ребята,
Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

А теперь пошли направо, а сейчас идем налево.

В центре круга соберемся и друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Итак, ребята,  деньги нужны людям? (Да, нужны!)

Воспитатель: В современном мире без них прожить невозможно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите и что это? (Сундучок)
Какой чудесный сундучок. Но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?
 Дети: Самовар.
Воспитатель: 
Ответьте ребята, в какой сказке есть этот предмет?
Дети: «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.
Воспитатель: 
Давайте вспомним начало сказки. (показ презентации)
(Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.)
Воспитатель: 
А что было дальше?
(Пошла муха на базар и купила самовар)
Воспитатель: А что она отдала за самовар? (денежку)
Дети: Она заплатила за самовар денежку.

Воспитатель: А вспомните, пожалуйста, героев сказок, где они покупали, продавали, работали, посадили, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Буратино».

Воспитатель: Ребята, вот в сказке,  что Буратино ждет?

Дети: Пока вырастет чудо-дерево.

Воспитатель: Верно, посадил здесь пять золотых монет, которые ему дал кто?

Дети: Карабас - Барабас.

Воспитатель: Правильно, Буратино и полил и посолил, а дерево все не растет, а ему так хочется, чтобы у них с папой Карло было много денег.

Воспитатель: Ребята, могут ли монеты расти? (Нет)

Воспитатель: А как вы думаете, что с деньгами произойдет в земле? (Деньги в земле чернеют, темнеют.)

Воспитатель: А если бы у вас было 5 золотых монет, как у Буратино, на что бы вы их потратили?

(ответы детей)

Воспитатель: Подождите! А как же папа и мама. Что же им останется? И можно ли тратить все деньги на сладости, ребята, расскажите? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, денежка - это что такое? (показ настоящих денег)
Воспитатель: 
Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить.
Как вы считаете, деньги всегда нужны? Можно ли без них совсем обойтись
 (ответы детей – нужны)


Давайте посмотрим для чего мы используем деньги.
Игра «Для чего нам нужны деньги?» 
Воспитатель: 
Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения
- для покупки одежды и обуви
- А всё ли можно купить за деньги? 
(ответы детей)

Воспитатель:

А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах?

Денежки труд любят.

Без копейки рубля нет.

Хуже всех бед, когда денег нет.

Деньги счет любят.

Лишняя денежка карману не тяга.

Пока не купил - жалей деньги, а купил - жалей вещь.

Деньги не щепки, на полу не подымешь.

Деньги смогут много, а правда все.

Базар цену скажет.

Живется, у кого денежка ведется.

Каков товар, такова и цена.


Воспитатель: 
А давайте посмотрим, что еще в нашем сундучке (воспитатель достает копилку) 
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем многие копят деньги, откладывают в копилку? (ответы детей)
- Да, накопленное,  можно потратить на мечту.

Воспитатель: 
А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит.
- Какие монеты вы знаете?
 Монеты разного достоинства: 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Это банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?  (Банкноты.)
- Банкноты. А какие они?  (Бумажные, прямоугольные.)
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». 

Игра «Дополни»
Воспитатель:
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …(Прямоугольная.)
Банкнота бумажная, а монета …(Круглая.)
Монета звенит, а банкнота …(Шуршит.)
Монета металлическая, а банкнота… 
(Бумажная.)

Воспитатель: 
Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты.

-Скажите, а где же банкноты и монеты взять? 

-Ребята, а что нужно сделать, чтобы деньги были?

 -А что ваши родители делают, чтобы деньги были, откуда они их берут? (ходить на работу )

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? 

(За работу, ходить на работу. Пенсию получают бабушки и дедушки, потому что они заслужили эти деньги. Студенты получают стипендию, за учебу.)

Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход»:

 Я начну, а вы кончайте. Мне вы отвечайте: доход или расход

Папа получил аванс, зарплату - доход

Мама заболела - расход

Брат выиграл приз - доход

Сестра потеряла кошелёк - расход

Бабушка продала капусту - доход

Мама заплатила за свет - расход

Сестренка нашла монетку - доход

Дедушка купил машину - расход


Воспитатель: 
А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки?
Воспитатель: 
Хорошо ребята, у ваших близких самые разные профессии.

Воспитатель: Я предлагаю послушать стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек!

Нужно важное купить,

Чтобы экономным быть! 


Рефлексия
Воспитатель: 
Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много. Скажите, что вам запомнилось? (Правильно распоряжаться деньгами. Деньги можно накопить и потратить.) Спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами и как их правильно потратить на нужные вещи. Правильно то, что самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.
Воспитатель: Ребята, а сундучок наш еще не пустой. Что я вижу! Звездочки за старательность.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)

Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Программа "Азбука Финансов"

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...

Презентация "Азбука финансов"

Задачи:- сформировать первичные экономические понятия;- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;- объяснить взаимосвязь между экономически...

Консультация для родителей "Азбука финансов"

Консультация для родителей "Азбука финансов"...

Семинар по проекту "Азбука финансов"

Семинар-практикум для воспитателейОбучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности в проекте «Азбука финансов»Цель:  повысить знания и умения воспитателей в экономич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...