Консультация для родителей "Занимаемся математикой дома"
консультация (средняя группа)

Водопьянова Марина Александровна
Помощь в развитии математических представлений в домашней обстановке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимаемся математикой дома

     

     В овладении детьми дошкольного возраста  элементарных математических представлений неоценимую помощь могут оказать родители. Современные условия не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Их общение в основном происходит по дороге утром в детский сад и  вечером домой, а также на кухне. Черпать знания по математике дети могут не только на занятиях в детском  саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира. Главное – им в этом помочь. А домашняя обстановка как раз способствует развитию математических представлений: раскрепощает ребенка, закрепляет полученные в детском саду представления, развивает речь, память, внимание, мышление, восприятие и воображение.

     Предлагаем вашему вниманию некоторые математические игры и упражнения.

Количество и счет

- При сервировке стола попросите ребенка пересчитать предметы посуды.

- Ребенок может пересчитать  и сравнить кусочки белого и ржаного хлеба.

- Предложите ребенку достать из холодильника определенное количество продуктов (например, два огурца и один помидор).

- Можно поиграть и с фруктами: положите их в небольшой мешочек  и пусть ребенок попробует их пересчитать на ощупь.

- Чтобы ребенок научился сравнивать две равные группы предметов и обозначать результаты сравнения словами «поровну, столько – сколько», предложите ребенку задания, ориентируясь на его вид деятельности и свои домашние дела. Например: «Выложи в ряд столько машинок, сколько кусочков колбаски я нарезала», «Положи в стаканчик столько карандашей», сколько предметов одежды я выгладила» и т.п.

- Гуляя по улице, предложите ребенку сосчитать проезжающие автобусы или трамваи, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает проходящих по улице девочек, а вы мальчиков. У кого больше?

- Осваивать количественный счет можно в процессе еды. Возьмите миску с чем-то мелким, чего ребёнок может съесть много. Например, с ягодами, кусочками фруктов или кукурузными палочками. Выкладывайте еду из миски на тарелку и придумывайте примеры на сложение. «На тарелке лежала одна кукурузная палочка,  прибавим к ней ещё одну — сколько получилось?». «Было три оладушка, ты съел один. Сколько осталось?».

- На освоение навыков порядкового счета можно поиграть с ребенком в игру «Паровозик». Для этого понадобятся стулья или просто вырезанные из цветной бумаги одинаковые прямоугольники. На стулья можно сажать любимые игрушки, а на бумажные прямоугольники расставлять мелкие игрушки – киндер. Обратите внимание ребенка на то, как считать вагончики: слева направо или справа налево. Задавайте ребенку вопросы «Кто едет в третьем вагоне? Кто едет в первом вагоне?» и т.п.

Величина

- На различение понятий «широкий и узкий» на улице обращайте внимание ребенка на то, по какой дорожке ездят машины, а по какой ходят люди.

- Одеваясь на прогулку,  обращайте внимание на предметы одежды: штаны бывают широкие и узкие, повязать на шею широкий или узкий шарф.

- В игре с куклами можно сделать акцент девочек на бантиках, при переодевании кукол – на том, что одна одежда для куклы широкая, а другая – узкая.

- На различение понятий «длинный и короткий»  на прогулке можно найти палочки и на земле или песке нарисовать ими любой предмет. Сравнить, какой палочкой удобно рисовать.

- Из природного материала (камней, листьев, шишек, желудей и т.п.) помогите ребенку выложить длинную и короткую дорожки.

- Поиграйте в игру «Дорожки наоборот». Например: «До нашего дома длинная дорожка, а до дерева – короткая».

- Если ребенок играет в конструктор, предложите ему разные задания: построить широкую и узкую дорожку, длинную и короткую. Все постройки обязательно обыграйте вместе с ребенком.

- Если ребенок упражняется в вырезывании ножницами, разделите ему лист бумаги на несколько полосок, разных по ширине или длине и предложите вырезать по начерченной линии. Для усложнения – попросите ребенка разложить вырезанные полоски в порядке возрастания или убывания.

- На различение понятий «высокий и низкий» также обращайте внимание детей на окружающие предметы и объекты на улице: дома, лавочки, заборы, деревья, кусты и т.п. «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже».

- Дома поиграйте с ребенком в игру «Выше – ниже»: «Что у нас в комнате выше дивана? Что ниже холодильника?» и т. п. Эту игру можно усложнить, играя в нее на улице: «Вспомни, что в твоей комнате, ниже стола?». Здесь еще будет активно развиваться и память.

Форма

- Предложите ребенку в окружающей обстановке назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры. Например: «Найди, что похоже на круг».

- Взрослый может называть окружающие предметы, а ребенок подбирает к ним соответствующую форму.

- Постоянно обращайте внимание ребенка на форму продуктов питания. «Ты ешь грушу, а какой она формы? На что похож кусочек колбаски?» и т.п.

 - Освоить представления о форме ребенок может в играх с любимыми игрушками. Ненавязчиво спросите его о форме глаз куклы, о основных деталях машины и т.п.

- Поиграйте в загадки: «Что бывает круглое? Что бывает треугольное?».

- В игре «Четвертый лишний» ребенок учится обобщать, выделять общий признак предметов. Например: «Мячик, солнце, пирамидка и блин. Какой предмет лишний? Почему».

Ориентировка во времени

- Постоянно акцентируйте внимание ребенка на наступившей части суток: «Тебе пора вставать, потому что наступило утро», «Я приду за тобой в детский сад вечером» и т.п.

- Сначала лучше рассказывать ребенку о контрастных частях суток (утро – вечер, день – ночь), а потом о смежных.

- Поиграйте с ребенком в игру «Когда это бывает?». Взрослый называет вид деятельности, а ребенок – соответствующую часть суток.

- Побеседуйте с ребенком о том, какое время суток ему нравится больше и почему.

- Можно поиграть в игру «Назови пропущенное слово». Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы чистим зубы…», « Мы спим…) и т.п.

- Ребенку понравится игра с имитацией движений. Взрослый предлагает ребенку показать, что он делал утром, ночью и т.п.

- Важно ребенку помочь запомнить последовательность частей суток. Поиграйте с ребенком в игру «Что сначала, что потом». Взрослый называет часть суток, а ребенок должен назвать последующую за ней.

- Помогите ребенку освоить понятия «вчера – сегодня – завтра». Вспомните, что вы делали с ребенком вчера, что сделали сегодня и что будете делать завтра.

Ориентировка в пространстве

- Помогите ребенку освоить понятия «далеко – близко». Для этого выберите сначала любой предмет, до которого можно дотянуться рукой (он будет находиться близко) и предмет, до которого нельзя дотянуться рукой (он будет далеко).

- В игре «Противоположности»   взрослый может называть предмет, который находится близко, а ребенок наоборот – предмет, который находится далеко. Или взрослый называет предмет, а ребенок подбирает к нему соответствующее слово по дальности расположения.

- Можно совмещать количественный счет с определением дальности расположения.  Например, сосчитать количество шагов до дерева и до лавочки.

- Для освоения понятий «право – лево» делайте по утрам зарядку, четко и громко проговаривайте команды: «Подними правую руку вверх, теперь левую. Опусти правую руку вниз, теперь левую».

- Когда вы идете по улице с ребенком, комментируйте свои действия словами:  «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево». Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Сначала посмотри  налево, дойди до середины и посмотри теперь направо!»

- Обращайте внимание детей на движения транспорта, людей, пробегающих животных: «Справа от тебя проехал трактор», « Слева от тебя пробежала кошка» и  т.п.

- Предложите ребенку поиграть в игру «Инопланетянин».  Взрослый превращается в инопланетянина и просит рассказать ребенка, как добраться до детского сада или дома. Спрашивайте у ребенка, в какую сторону нужно повернуть, пусть он комментирует свои действия. Такая игра помогает лучше узнать свою улицу, свой город.

- В игре «Перевертыши» ребенок также научится ориентироваться в окружающей обстановке.  Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов), и спросите, что изменилось?

- Когда ребенок занят игрой, можно ненавязчиво спросить его о расположении игрушек. Например: «Кто в ряду у тебя самый правый? А кто самый левый?».

- В игре «Доберись до игрушки» взрослый сажает игрушку на определенное место, а ребенок движется к ней  по словесной инструкции: «Сделай три шага вперед, четыре направо, один назад, пять влево».

- В игре «Разложи игрушки правильно» попросите ребенка положить игрушки так же по словесной инструкции относительно себя. Например: «Мишку – впереди, машинку – сзади, мячик – справа, кубик – слева».

- А в игре «Что где находится» ребенок сам называет расположение предметов. Взрослый только должен расставить предметы около ребенка. «Какая игрушка находится справа от тебя? Какая слева?» и т.п.

- Ребенку обязательно понравится игра в колокольчик. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Ребенок должен правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).


Будьте последовательны, настойчивы и терпеливы – и все получится!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Математика дома"

О правильности применения математических способностей дома....

Консультация для родителей: "Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Ч...

Консультация для родителей "Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Консультация для родителей "Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе....

Консультация для родителей «Математика дома"

Консультация для родителей по ФЭМП дошкольников....

Консультация для родителей " Математика дома"

Консультация для родителей. Для размещения в информационном уголке....