Мастер-класс "Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"
методическая разработка по математике

Людмила Геннадьевна Косарева

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логикоматематических игр в работе с детьми дошкольного возраста. развивать интерес педагогов к оригинальной образовательной игровой технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Цель мастер-класса:

- повышение профессионального уровня педагогов

– участников в процессе активного участия;

Задачи:

- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

- Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе.

- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.

В своей педагогической деятельности по развитию элементарных математических способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша.

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки ДьенешаБлоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

С помощью них можно решать следующие задачи:

-Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

-Развитие мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

-Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

-Развитие познавательных процессов: восприятия памяти, внимания, воображения;

-Развитие творческих способностей.

Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Формы работы с детьми в детском саду:

-Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности).

-Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).

-Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер)

Работу с блоками Дьенеша начинаю с 2х лет.

Давайте представим, что вы дети 2-3 лет. Вам дали коробочку с блоками. Что вы будете делать? Сначала надо предоставить детям возможность свободной игры, через которую дети плавно переходят к игре по определенным правилам.

С детьми от 2 лет уместны простые игры. В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет)

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные.

Малышам предлагаются самые простые игры.

Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).

Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же»«Не такой»..

Покажите блок такого же цвета как этот.

Найди блок такой же формы.

Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д.  В конце игры дети должны ответить на вопрос«Какие фигурки у Мишки?»«Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма– контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Например, игра «Цепочка» : Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? (ответы присутствующих)Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький. Что можно сказать о красном треугольнике?

«Кондитерская фабрика»

Цельразвивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).

Материал: два обруча, блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

«Шерлок Холмс ищет преступника».

Цель: освоение способа декодирования.

Материалблоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

Квадратный, большой, красный, толстый.

Треугольный, маленький, синий, толстый.

Треугольный большой, желтый, толстый.

Квадратный большой, желтый, тонкий.

«Найди три ошибки»

Цель: закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма- цвет, используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.

Краткий сценарий. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.  

Дружно встаньте, улыбнитесь, выше руки поднимите, а теперь их опустите и фигуры все возьмите. Влево, вправо повернулись. Сели, встали, красные – похлопали, синие -потопали, желтые – покружились. Упражнение такое: вверх - вниз потянулись. Только круглые –похлопали, квадратные – потопали, треугольные – покружились. На одной ножке поскачите. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов»«Какой фигуры не хватает»«Найди место фигуре»«Головоломка»).

В сюжетно-ролевых иргах«Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично : «Поезд»(билеты, места).

Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.

Стоит добавить, что в работе не всегда необходимо использовать набор блоков, можно использовать и плоскостные фигуры, где будет не 4 свойства, а только 3.

Для проведения различных игр, нами используется различная методическая литература:

Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);

Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л. ,1990).

Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

«Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство»«Санкт-Петербург»«Акцидент» 2000

Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»

Заключительная часть.

- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Здесь представлен мастер-класс по повышению профессионального мастерства педагогов.Задачами  мастер-класса являются донесение  до сознания педагогов необходимости работать с блоками Дье...

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Цели мастер-класса:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи масте...

Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников

Консультация на тему: "Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей дошкольников"...

Консультация для родителей: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с блоками Дьенеша»

Консультация для родителей: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с блоками Дьенеша» ...

Мастер-класс для воспитателей «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических б...

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с логическими блоками Дьенеша»

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Во многих странах мира успешно использует...