Серия занятий с использованием подвижных игр с геометрическими фигурами по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3-4 лет
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Грачева Надежда Геннадьевна
Серия занятий с использованием подвижных игр с геометрическими фигурами по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 3-4 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «СКАЗКА»

Серия занятий с использованием подвижных игр с геометрическими фигурами по образовательной области

«Познавательное развитие» для детей 3-4  лет

Подготовила: Воспитатель Грачева Н. Г.

г.о.г. Выкса

2025

Занятие 1 «Математика». Тема: "Геометрические фигуры"

Цель: закрепление названий геометрических фигур.

Задачи:
1. Расширять знания детей о фигурах, учить классифицировать их по форме и цвету, сравнивать две группы предметов путём приложения, определять каких предметов больше (меньше) без счёта.

2. Развивать наблюдательность, внимательность, память, мышление и речь.

3.Воспитывать умение работать самостоятельно.

Оборудование и материалы: набор геометрических фигур VAI TOY, предметы круглой и квадратной формы.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Хороводная игра.

В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!

(Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения).

2. Мотивация:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это? (Воспитатель показывает детям игрушку котёнка) Котёнок собирается в гости к зайчонку, как вы думаете, во что они могут поиграть вместе?

Варианты ответов детей. 

Воспитатель: Правильно. Они решили поиграть с деревянным конструктором, но не знают, как называются фигуры и не могут разобраться каких фигур больше и какого цвета. Давайте мы напомним какие бывают фигуры по цвету.

3. Основная часть.

«Каких фигур больше?»

Воспитатель: Назовите все красные (жёлтые, зелёные, синие) фигуры

Ответы детей:

Воспитатель: Соберите  все треугольники (круги, квадраты)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какого цвета треугольники (круги, квадраты)?

Ответы детей.

- Назовите фигуры без углов

Ответы детей.

- Каких фигур больше – кругов или треугольников? Что надо сделать, чтобы узнать это?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили правильно на все вопросы.

Котёнок предлагает вам поиграть.

Игра: «Не зевай быстро пару выбирай»

Ход игры:

Педагог раздает каждому ребенку по фигуре. Звенит колокольчиком, дети разбегаются по комнате. По второму сигналу — педагог опять звенит колокольчиком — дети, имеющие одинаковые фигуры (по форме или цвету или размеру; об этом договариваются перед началом игры) сразу же ищут себе пару и становятся рядом. В игре должно быть нечетное количество детей, чтобы один человек остался без пары. Все обращаются со словами к оставшемуся без пары: «Ну- ка, милый(ая), не зевай, быстро пару выбирай!» Ребенок выбирает себе пару (разбивает любую, с такой же фигурой). Тот, кто остался без пары, становится водящим. Педагог дает ему колокольчик. Все дети меняются фигурами, и игра начинается снова.

Воспитатель: предлагаю присесть на стульчики и поделиться также на две команды.

Игра «Угадай, что в мешочке?»

Дети делятся на две команды. Каждой команде даётся мешок с игрушками. По сигналу взрослого один ребёнок из первой команды достаёт из своего мешочка игрушки круглой формы. Ребёнок из второй команды достаёт игрушки квадратной формы. Кто – то из детей каждой команды называет игрушки. Например: «Наташа достала кубик, коробку. Они квадратной формы», «Серёжа достал шарик, мяч, он круглой формы». Воспитатель вместе с детьми проверяет, все ли игрушки названной формы достали из мешочков. Определяется команда - победитель которая правильно выполнила задание. В мешочек кладут новые игрушки. Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: Ребята зайчику очень понравилось с вами играть, он вас благодарит, за то, что вы ему назвали геометрические фигуры и он поспешит в гости к зайчонку и будут играть вместе.

Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рефлексия

Кто к нам приходил в гости? Чем мы смогли ему помочь? Что вспомнили?

Занятие 2 «Математика». Тема: "Треугольник"

Цель: закрепление названий геометрических фигур.

Задачи:
1. Формировать умение составлять предмет из треугольников, сравнивать предметы по высоте.

2.Развивать внимание, мышление, память.

3.Воспитывать доброе отношение к животным.

Оборудование и материалы:

игрушечный зайчик, два квадрата (большой и маленький), разрезанных по диагоналям; «Чудесный мешочек», набор геометрических фигур VAI TOY, на каждого ребенка - по две карточки, на каждой из которых изображены один, два или три предмета.

Ход занятия.

Организационный момент

Собираю детей в круг.

Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам кто-то придет в гости! А чтобы узнать кто, нам нужно отгадать загадку! Отгадаем?

Ответы детей: да.

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко.

Любит морковку. (Зайчик)

В группу вносится зайчик.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ним.

К нам сегодня прибежал зайчик. Он очень замерз. Что делать?

Ответы детей: погреть зайчика, напоить чаем, сделать домик и т.д.

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зайчику, сделаем домик из треугольников.

Основная часть

Воспитатель: Сейчас Эмилия нам попробует сконструировать домик из 4 одинаковых треугольников, прикладывая один к другому, но не накладывая один на другой. (Остальные дети выполняют то же задание на своих столах)

Дети должны работать самостоятельно, без подсказки.

А я вам предлагаю сравнить домики у кого выше(ниже)

Заяц благодарит детей, говорит, что в одном доме будет жить он, а в другом — его брат.

Из каких фигур мы делали домики? Из треугольников! Давайте посмотрим на него, посчитаем сколько у него сторон и углов?

Воспитатель: А теперь зайчик поиграет с вами!

Д/и «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся знакомые детям геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разной величины.

Вызванный ребенок на ощупь определяет форму первой попавшейся ему фигуры, называет ее и достает из мешочка.

Дети определяют правильность ответа.

Затем ребенок должен назвать любой предмет такой же формы. После того как ребенок выполнил задание, фигура снова кладется в мешочек. Воспитатель вызывает 5—6 детей, чтобы были названы все пройденные геометрические формы.

Воспитатель: Давайте нарисуем глазками треугольник

Гимнастика для глаз "Нарисуй глазами треугольник"

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, назвали все геометрические фигуры, а теперь давайте встанем и немножко разомнемся!

Физкультминутка «Игра три обруча»

В красный обруч вы будете ложить квадраты. В зелёный обруч вы будете ложить круги. В синий   обруч вы будете ложить треугольники (игра проводится несколько раз).

Воспитатель: Ребята, зайчик предлагает поиграть вам, ещё в игры

Игра: "Слушай внимательно - бери быстро"

Ход игры: Педагог раскладывает по кругу геометрические фигуры, мешочки, игрушки. Дети идут под музыку, как только музыка смолкает, педагог называет (или показывает) геометрическую фигуру. Тот, кто стоит ближе, пытается быстрее всех ее взять. Фигуру убирают, игра продолжается.

«Отгадай»

У детей по две карточки с разным количеством предметов.

Воспитатель хлопает три раза. Дети считают, потом поднимают карточки с таким же количеством предметов и объясняют, почему они ее показали. Например: «У меня три мяча, и вы хлопнули три раза».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень старались.

Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рефлексия

Кто к нам приходил в гости? Чем мы смогли ему помочь? С какой фигурой познакомились?

Давайте напоследок угостим зайчика чаем? Дети накрывают стол в кукольном уголке и угощают зайчика чаем.

Занятие 3 Математика. Тема: "Куб, шар"

Цель: познакомить детей с геометрическими телами (шаром и кубом), научить их различать фигуры по форме.

  Задачи:

1. Продолжать знакомить детей со свойствами шара и куба, учить обследовать их осязательно-двигательным способом, давать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов.

2.Развивать внимание, память, мышление, речевую активность; упражнять в счёте в пределах трёх;

3. Воспитывать умение работать в коллективе, внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Оборудование и материалы:

Куб и шар, маленькие ворота (дуги, 2 шт.); два мешочка, в каждом из которых по 5 кубиков и шариков, игрушка кот Матроскин, набор геометрических фигур VAI TOY.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Создание мотивации.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришел кот Матроскин с большим чемоданом. Шарик очень торопился на встречу с дядей Федором, и попросил Матроскина присмотреть за чемоданом с игрушками. И разрешил ему поиграть с ними. Но одному Матроскину скучно играть, и он предлагает детям поиграть с ними. Поиграем?

Ответы детей: да

 3. Основная часть

Воспитатель: Давайте для начала рассмотрим, что находится в чемодане. В нем дети находят разные игрушки и две корзинки, на одной из которой нарисован квадрат, а на другой – круг.

Воспитатель: Ребята, а чем могут пригодиться корзинки?

Ответы детей: разложить в них игрушки, собрать фигуры и т.д

Воспитатель: А какие игрушки мы положим в корзину с квадратом? Ответы детей: кубики

Воспитатель: А почему?

Ответы детей: потому, что кубики похожи на квадрат

Воспитатель: А в корзину с кругом мы тогда что положим и почему?

Ответы детей: шары и мячики, потому что они похожи на круг

Воспитатель: А теперь Кот Матроскин поиграет с вами!

Игра «Прокати в ворота»

На полу проводится черта, за которой стоят дети. У противоположной стены устанавливаются ворота (дуги). Воспитатель предлагает двум детям (желающим) прокатить в ворота (дуги) шар или куб. Одному из них дает шар, другому — куб, предварительно показывая и называя их.

Дети по сигналу начинают передвигать предметы, стараясь быстрее прокатить их в ворота.

Тот ребенок, у которого шар, оказывается у ворот быстрее. Но когда второй ребенок «прокатывает» куб, воспитатель хвалит обоих и вызывает другую пару детей. Предлагаю им самим выбрать предмет, который они будут продвигать к воротам.

Обычно каждый играющий старается взять шар, так как видел, что в предыдущей игре ребенок с шаром быстрее оказался у финиша. Так же поступают и другие пары детей.

Воспитатель: спрашиваю у детей, почему они хотят взять шар.

Ответы детей: «Шар может стоять и катиться, а куб — только стоять, катиться ему мешают углы».

Воспитатель: Ребята вы все большие молодцы, отлично справились с заданием. Кот Матроскин предлагает еще поиграть.

Игра «Что изменилось?»

Дети образуют круг, внутри которого 5—6 человек. С помощью считалки выбирается водящий:

Чтоб лететь нам на планету,

Смастерили мы ракету.

Раз, два, три —

Полетишь сегодня ты!

По сигналу воспитателя водящий уходит из круга, отворачивается.

Один из тех, кто стоит внутри круга, встает в круг. По сигналу: «Что изменилось?» водящий должен назвать ребенка, который встал в круг. Если он отгадал, продолжает быть водящим; если нет, встает в круг, и выбирается новый водящий.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились. А теперь мы с вами отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка:

Потянитесь вверх повыше —

Вы достать хотите крышу.

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай,

Поясницу разминай.

Руки в стороны потянем

И на место снова сядем.

Воспитатель: Молодцы.  Ребята, Кот Матроскин хочет ещё одну игру поиграть с вами. Поиграем?

Ответы детей: да

Игра «Шаг назад, два вперед! (вариант игры «Шаг вперед»)

Ход игры:

Дети держат в руках разные геометрические фигуры. По условленному сигналу педагога выполняют действия. Педагог говорит: «Как услышишь “круглый” вдруг — делай шаг назад, мой друг». Дети, у которых в руках круги, делают шаг назад. «Только хлопну я 2 раза приседай с треугольником сразу». Дети выполняют это действие. Далее педагог дает разные задания: «У кого квадрат большой, топай ты одной ногой!», «Ну а маленький квадрат — всем велит мешочек метать», «Два шага назад — синий квадрат!», «На месте прыгать раз так пять треугольники велят» и т.д.

Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рефлексия

Кто к нам приходил в гости? Чем мы смогли ему помочь? С какими фигурами познакомились? Как научились их различать? Молодцы ребята! Мы сегодня узнали много свойств шара: он круглый, гладкий, хорошо и быстро катится. Куб имеет углы, стороны и их у куба много. Из него хорошо строить. В заключение я предлагаю вам выполнить задание за столом «Раскрась правильно». На столах лежат индивидуальные картинки и карандаши, где нужно раскрасить кубы красным карандашом, а шары – синим.

Занятие 4 Математика. Тема: "Порядковый счёт"

Цель: упражнять в счёте по порядку. Закреплять знания о геометрических фигурах.

Задачи:

1. Упражнять в счете по порядку;

2. Закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой по счету; составлять квадрат из счетных палочек, называть предметы квадратной формы; закреплять представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения; закреплять последовательность частей суток.

3. Развивать  внимани и логическое мышление.

4. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование и материалы: набор геометрических фигур VAI TOY,

игрушка белочка, настоящие или игрушечные овощи (лук, кабачок, огурец; мяч, квадрат, на каждого ребенка - по 10 счётных палочек в коробке.

 

Ход Занятия

  1. Организационный момент.

Собираю детей в круг

«Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

  1. Создание мотивации.

Воспитатель: К нам в гости пришла белочка. Она хочет поблагодарить детей за красивые грибочки, которые они слепили на занятии по лепке для нее. Но она пришла не с пустыми руками, она принесла в уголок «Магазин» для детей овощи. Воспитатель предлагает рассмотреть их и посчитать.

  1. Основная часть.

Воспитатель достает из корзинки белочки в ряд выкладывает овощи: лук, кабачок, огурец. Воспитатель предлагает детям назвать овощи и сказать, сколько их.

Воспитатель:

 Который по счету лук? Кабачок? Огурец?

Предлагает детям закрыть глаза. В это время меняю местами овощи. Когда дети откроют глаза, спрашиваю:

- Который теперь лук? Который по счету огурец? Кабачок?

Ответы детей:

Воспитатель: Белочка предлагает отдохнуть и отгадать известные им геометрические фигуры.

Показывает  детям геометрические фигуры по очереди

Воспитатель: Как называется эта фигура? Какие стороны у этой фигуры?

 Ответы детей: Равные, одинаковые.

Воспитатель: Как это узнать?

Ответы детей: Проверить.

Воспитатель: Как?

Ответы детей:

Упражнение со счетными палочками «Сложи квадрат»

На столе у детей палочки,  необходимо  сделать из них квадрат.

Воспитатель не говорит детям о том, что квадрат можно сделать из четырех палочек. Важно только то, что у квадрата четыре стороны. Возможно, кто-то сможет сделать квадрат из большего числа палочек. Воспитатель предлагает  ему сделать квадрат поменьше, а тем, кто сделал из четырех палочек, — попробовать сделать квадрат побольше.

В заключение дети отвечают на вопрос, где расположен маленький, а где большой квадрат, используя слова: слева, справа, наверху, внизу.

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием. Предлагаю выйти из-за столов и поиграть.

Игра «Что бывает такой формы?»

Воспитатель показывает детям геометрическую форму, а дети называют предметы такой же формы. Вначале педагог показывает квадрат. Дети говорят, что в группе похоже на квадрат: плитка, коробка, стол и т.д.

Игра «Геометрические догонялки»

Ход игры:

На полу разложены геометрические фигуры разного цвета, размера и формы. Каждому игроку на одежду приклеивается изображение геометрической фигуры (их можно вырезать из бумаги на клейкой основе) разного размера, цвета и формы. Дети под музыку двигаются по залу. Педагог говорит: «Раз фигура, два фигура, три, маленький красный круг, беги!» Игрок, у которого на одежде наклейка с красным кругом, быстро ищет на полу маленький красный круг и старается к нему подбежать, а все остальные его не пускают, вытянув руки в стороны, преграждают путь к фигуре. Выигрывает тот, кому удалось добраться до своей фигуры.

 Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рефлексия

Кто к нам приходил в гости? Чем мы занимались?

Что вам понравилось больше всего? А что вам показалось самым трудным?

Занятие 5 Математика. Тема: "Прямоугольник"

Цель: знакомство детей с прямоугольником, сравнение его с квадратом.

Задачи:

1.Учить различать и называть прямоугольник, выделять особые признаки фигур; упражнять в счете в пределах четырех; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

2.Развивать внимание, наблюдательность.

3. Воспитывать желание принимать активное участие, умение подчиняться правилам игры.

Оборудование и материалы:

игрушка мышка; набор геометрических фигур VAI TOY + прямоугольники; два обруча, мяч. Картинки с изображением предметов прямоугольной формы, на каждого ребенка: вырезанные из плотной бумаги квадрат, прямоугольник, который в два раза больше квадрата. Лист белой бумаги и кружок.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:

Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку? И вы узнаете кто к нам пришёл.

Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это?

Дети:(Мышка)

Воспитатель: к нам на занятие пришла мышка; она знает, что вы занимаетесь математикой, и поэтому просит ей помочь. Посмотрите, что она принесла.

Кто может назвать эту фигуру? Что это?

Дети: отвечают (прямоугольник)

(На доске прямоугольник и квадрат).

Воспитатель: чем отличается прямоугольник от квадрата?

Дети: отвечают

Воспитатель: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны верхняя и нижняя, левая и правая (боковые).

- Квадрат может катиться, как круг?

- Что ему мешает?

- Какие стороны у квадрата?

Ответы детей

(Нужно, чтобы дети не просто отвечали, что у квадрата стороны равные, одинаковые, но и могли по просьбе воспитателя проверить это).

Воспитатель: Покажите мышонку прямоугольник.

- Какую фигуру вы показали?

Ответы детей

Воспитатель: давайте вместе произнесём: (прямоугольная)

- Что вы можете рассказать мышке про прямоугольник:

Ответы детей

Воспитатель: а как мы узнаем, что у квадрата все стороны ровны?

Ответы детей: измерить.

Воспитатель: да, измерить какой-нибудь меркой.

Воспитатель: (перед детьми лист бумаги и кружок).

Отгадайте загадку:

Стукнешь о стенку —

А я отскочу.

Бросишь на землю —

А я подскочу.

Я из ладони в ладони лечу —

Смирно лежать не хочу.

Дети: (Мяч)

Воспитатель: предлагаю поиграть с «мячом».

-Это мяч (показывает круг).

А это поле (лист бумаги).

Положите мяч на середину поля.

- Где лежит мяч?

- Мяч летает по полю.

- Водите пальчиком мяч по всему листу. Где остановился мяч? (Внизу, вверху и т. д.)

В процессе игры уточнять местонахождение мяча (сверху, снизу, по середине, справа, слева). Следить за тем, чтобы дети по-разному отвечали. Можно дополнительно спросить: у кого в правом верхнем углу мяч, поднимите руки.

Игра «Найди свой домик» (физкультминутка)

На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат два обруча. Внутри одного обруча —квадрат, а в другом — прямоугольник. Дети разделены на две группы: у одних в руках квадраты, у других — прямоугольники.

Воспитатель: вы будете бегать по комнате, пока звенит бубен, когда бубен замолчит, каждый из вас должен найти свой домик. Те, у кого квадрат, бегут к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник, — к обручу с прямоугольником.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: А теперь изменим правила игры вы будете искать домик по цвету.

Игра «Что бывает прямоугольным»

Воспитатель: выбирайте картинки с предметами прямоугольной формы.

- Давайте проверим, кто что взял.

- А почему вы эти картинки не выбрали?

Ответы детей: потому что они не прямоугольные.

Воспитатель: Каки ребята вы молодцы, ловко справляетесь с заданием.

Пора провожать мышку, теперь она узнала, какую фигуру она принесла.

Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рефлексия:

- Ребята, с какой геометрической фигурой мы познакомились?

- Что вам больше понравилось на занятии?

Занятие 6 Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Тема: "Расскажи о любимых предметах"

Цель: закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, детали. 

Задачи:

1. Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; формировать умение описывать предмет, назвать его название, функции, материал; познакомить детей с материалом, из которого, сделаны игрушки. 

2. Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам; воспитывать уверенность в своих силах, усидчивость.

3. Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, зрительную координацию, память, мышление.

Материалы к занятию: игрушка кукла Даша, иллюстрации с картинками, набор геометрических фигур VAI TOY, игрушки-собачки красного, синего, зеленого, желтого цвета.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Дети к нам сегодня в гости кто- то пришел, отгадайте загадку. Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружка, Я могу сидеть в коляске, закрывать умею глазки. (Кукла)

Ответы детей. Кукла

Воспитатель: Куколка Даша не простая, она знает,  все что происходит в нашей группе, у нее есть волшебное стекло. Через которое она все видит. Скажите, а зачем нужны игрушки? И где их берут?

Ответы детей. Играть, покупают в магазине.

Воспитатель: Девочки и мальчики играют в одинаковые игрушки?

Ответы детей. Разные.

Воспитатель: В какие игрушки обычно играют девочки?

 А мальчики?

 Ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель: вот мы все какие разные и всем нам нравятся разные игрушки.

Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предметнапример: вот у Куколки Даши любимая игрушка — это черепашка, она сделана из мягкой ткани и набита ватой. 

Воспитатель: Давайте нашей кукле Даше расскажем и о ваших любимых игрушках в группе.

Дети встают, приносят свои любимые игрушки и по очереди их описывают. Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно. Варианты усложнения занятия: предложить детям выбирать для описания предметы определенной группыигрушки, посуда, мебель, одежда. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а дети отгадывают.

Воспитатель: как много вы рассказали о своих любимых игрушках, молодцы! А теперь давайте с вами проведем физкультминутку.

Физкультминутка: 

поднимает кукла руки, вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх).

 А потом она танцует, Покружись, покружись! (повороты вокруг себя).

После танца всем ребятам. Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

Воспитатель: «Куколке Даше очень понравилось наше занятие, и она хочет знать- знаете ли вы, что у каждой игрушки есть свое место, расставим их по местам?

Ответы детей. Да, конечно.

Воспитатель: ну теперь за дело дружно, убирать игрушки нужно. Убирать и не ломать, завтра будем вновь играть.

Воспитатель: Ребята, а в знак благодарности кукла Даша предлагает вам поиграть в игру. Поиграем?

Ответы детей: да!

Игра «Найди собачке домик»

Ход игры:

Педагог раздает каждому ребенку набор геометрических фигур, карточки-домики разного цвета, набор игрушек собачек разного цвета. Педагог просит каждой собачке найти домик по цвету. Группируя, дети учитывают только одно свойство цвет.

Воспитатель: Молодцы ребята, куколка Даша прощается с вами и желает вам, любить и беречь игрушки.

Заключительная часть.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

Рефлексия:

 Ребята кто к нам приходил? О чём сегодня мы с вами говорили? Что узнали об игрушках? Из чего делают игрушки? Какие бывают игрушки? Кто делает игрушки?

Занятие 7. Ознакомление с миром природы Тема: " У медведя во бору грибы, ягоды беру…"

Задачи:

1. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать

2. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах.

3. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

Материалы к занятию: Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке, набор геометрических фигур VAI TOY

1. Организационный момент

Воспитатель: Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Дети сидят полукругом

2. Создание мотивации

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, вы ничего необычного в нашей группе не заметили сегодня?

Ответы детей

 Воспитатель: посмотрите, к нашему окошку приклеилось несколько листочков. Видите?

Ответы детей

 Снимает кленовые листочки с окошка.

Воспитатель: Кто мне подскажет – с какого же дерева эти листочки?

Ответы детей

 С клёна!

Воспитатель: правильно, с клёна. Кто же их мог оставить на окне?

Ответы детей (ветер, листопад и т.д.)

Воспитатель: может быть! Но, мне кажется, что к нам заглянула Осень. Давайте рассмотрим листочки поближе. Красивые?

Ответы детей

 Воспитатель: А какие осенние краски, цвета вы видите?

Ответы детей: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный.

Воспитатель: Верно. Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнышко светит всё меньше, и им не хватает солнечного света, чтобы оставаться зелёными. Вот какая осень-художница, волшебница. Ой, ребята, а здесь послание от Осени.

Читает на одном из кленовых листьев послание.

3.Основная часть.

«Приглашаю вас на прогулку в осенний лес! Но сначала отгадайте мои загадки». Ну, что, ребята, хотите в гости к Осени?

Ответы детей

 Воспитатель: тогда давайте отгадывать.

1. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ... (Листопад)

2. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все … (Листья)

3. Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Какие вы молодцы – все загадки отгадали! Ну, что – отправляемся в осенний лес?!

Воспитатель.  Ребята! Посмотрите, какая красота – мы с вами в осеннем лесу! Под ногами шуршат листья. Деревья нарядились в пёстрые одёжки.

Физкультминутка.

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения руками)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно поднимают и опускают одну руку, присаживаются на корточки)

Ветер бросил на тропинку.

Присаживаются на стулья.

Воспитатель: Давайте же посмотрим, какие деревья нам встречаются на пути?

Ответы детей: Берёза.

Воспитатель: правильно, берёза. А как вы догадались, что это берёза?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно – только у берёзы белый ствол и чёрные чёрточки на стволе, словно платочки в кармашках.

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

И.Токмакова.

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, и скажите, как называется это дерево?

Что там за ягода алеет,

Когда уже прохладой веет

И осень мчит на всех парах,

Сметая листья во дворах?

Ответы детей

 Воспитатель: Как вы догадались что это рябина?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, на ветках висят оранжево-красные ягоды рябины

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные - желтые, красные и зеленые.

Воспитатель: Зимой и летом одним цветом?

  Как называется это дерево? Конечно, это елочка.

Ответы детей

Воспитатель: Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.

Как много в лесу разных деревьев. Чтобы закрепить наши знания я предлагаю вам игру.

Дидактическая игра: «С какой ветки эти детки?»

Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, наверное, мы кого -то разбудили, как вы думаете, кто это?

Ответы детей

 Ежик. Здравствуйте, ребята!

Ответы детей: Здравствуй, ежик!

Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка,

 «Да, это я. Моя шубка совсем скоро станет очень тёплой и из рыжей превратится в серую. А когда наступят сильные морозы, я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом. У меня сейчас много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В своё гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.»

Воспитатель. В лес за грибами приходят и люди.

 В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы- несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик. Белочка собрала много грибов, давайте поможем белочке разобраться, где съедобные и ядовитые грибы. Отгадайте-ка загадки:

Шоколадно-бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок -

Гриб такой зовут...

(Маслёнок)

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед:

– Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот белый… (Боровик)

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются… (Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …(Мухомор)

Ежик. Это мухомор, он несъедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся.

Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе, на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежик. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем. Если не будет грибов, животным будет нечем питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и многие другие животные. Я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра: «Мишка медведь»

Ход игры:

Дети делятся на две команды. По сигналу педагога одна команда собирает фигуры, например синие, а другая — фигуры с углами или без углов и т.д. В игре можно задействовать игровое поле из набора игры «Форма, цвет, размер» компании «ВЭЙТОЙ», на котором уже нарисованы геометрические фигуры, или нарисовать на одном ватмане треугольники, на другом квадраты, круги. Та команда, которая собирает круги, раскладывает их на поле с кругами, которая собирает квадраты на поле с квадратами и т.д.

Воспитатель.  Дети, а какие ягоды вы знаете?

Ответы детей

 Воспитатель. Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых. А ты ежик обязательно спроси у мамы.

Ежик. Хорошо, спрошу у мамы –ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!

Воспитатель: Молодцы, ребята – помогли белочке! Ой, ребята, слышите оханье? Кто-то ещё в нашем лесу живёт. Кто же это?

Слышится оханье, появляется медвежонок.

Воспитатель: посмотрите, Мишка тоже к зиме готовится.

«Я строю себе берлогу и зимой в ней буду спать. Мой мех к зиме становится густым и тёплым, поэтому я не мёрзну. Сейчас мне приходится много кушать – запасаться пищей до весны, накапливать жир.»

Воспитатель: А что любит кушать медведь?

Ответы детей

 Воспитатель: правильно - рыбу, грибы и ягоды. А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте поиграем с Мишкой!

Дидактическая игра: «У медведя во бору грибы, ягоды беру….»  

Дети находятся за обозначенной на полу линией- «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

                                      У медведя во бору грибы, ягоды беру

                                       А медведь не спит и на нас рычит.

После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.

Игра повторяется 2-3раза.

Медвежонок. Какие веселые ребята! Вы играйте, а я пошел берлогу доделывать к зиме.

Воспитатель. Да, медвежонок, дети наши очень дружные и веселые.

 Посмотрите, ребята – а вот и зайчик на полянку прискакал.

Плохо сейчас зайчику. Он уже поменял шубку на зимнюю, а снега ещё нет и белый мех хорошо виден среди голых сучьев и на черной мокрой земле. Ждет, не дождется косой, когда снег укроет землю.

Воспитатель: и лисичка тут как тут, плутовка.

Она бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых, неопытных уточек. А мы лисичка и про тебя потешку знаем:

Пальчиковая гимнастика:

Шла лисичка по тропинке (изобразить кокетливую лисью походку)

И несла грибы в корзинке. (сложить руки "мисочкой")

Пять опят и пять лисичек (показать по очереди ладошки с растопыренными пальцами)

Для лисят и для лисичек. (снова изобразить лисью походку)

Воспитатель. Ну, что, ребята – много новых друзей у вас появилось: ёжик, белочка, мишка, зайчик, лисичка. Но нам пора возвращаться в детский сад – не будем мешать зверям готовиться к зиме.

4.Заключительная часть:

Закрыли все глазки и представили, как мы возвращаемся из “леса” к себе в группу.

Рефлексия:

 Воспитатель: у кого в гостях мы были?

Ответы детей

 Воспитатель: что нового и интересного узнали?

Ответы детей

 Воспитатель: что понравилось, запомнилось?

Ответы детей

 Воспитатель: А у меня для вас сюрприз. Ёжик на прощанье оставил для вас угощенья. Как вы думаете – какие? Что ёжик любит кушать больше всего?

Ответы детей

 Воспитатель: правильно, яблоки! Угощайтесь. Не забудьте ёжику передать «спасибо».  

 Угощение яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Образовательная область. Познавательное речевое развитие. Конспект "Путешествие в страну геометрических фигур"

Образовательная область. Познавательное развитие. Конспект "Путешествие в страну геометрических фигур". Учить детей называть и узнавать геометрические фигуры по описанию. Воспитывать интерес...

Статья: Игры и занятия с использованием счетных палочек и геометрических фигур

Игры и занятия с использованием счетных палочек и геометрических фигур...

Методическая разработка по использованию подвижных игр с геометрическими фигурами в совместной деятельности с детьми 3-4 лет.В В

В методической разработке составлены конспекты с использованием геометрических фигур....