Дидактические игры по ФЭМП подготовительная группа
картотека по математике (подготовительная группа)

Дидактические игры по ФЭМП подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_femp_podgotovitelnaya_gruppa.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, направленные на

формирование элементарных

математических представлений у детей

подготовительной группы

1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести

счет предметов.

Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Содержание. Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я

попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой

столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка

расставил карточки».

Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе

соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка)

пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке.

Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ: ИГРА «ХУДОЖНИКИ»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Содержание. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе

продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о

задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно

других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми

элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В

центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и

узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед

избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу,

слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОВИ, БРОСАЙ, ДНИ НЕДЕЛИ НАЗЫВАЙ»

Цель: закрепить представления о днях недели.

Материал: календарь «Дни недели», на котором расположены 7 белых кружков. На

каждый круг наклеены синие маленькие кружочки, от одного до семи (порядковый

номер недели). Посередине планшета закреплена подвижная стрелка, показывающая

день недели.

Содержание. Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Лови,

бросай, день недели называй». Двигает стрелку на планшете, ребенок называет день

недели и бросает мяч следующему ребенку. В свободное время педагог предлагает

детям стихотворение З.Александровой «Новая столовая». У воспитателя заранее

заготовлены иллюстрации птиц и модели дней недели, имеющие форму круга. Во

время чтения воспитатель последовательно раскладывает по кругу иллюстрации на

дни недели

4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОМАННАЯ МАШИНА»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает

какой-либо части.

Содержание. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических

фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает

какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она

формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно

одновременно убрать две детали.

5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, КАКОЕ ЧИСЛО ПРОПУЩЕНО»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10

(на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Содержание. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в

последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят,

не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель

убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено,

воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый

назовет пропущенное число, получает флажок.

6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В КАКОЙ СЕТКЕ БОЛЬШЕ МЯЧЕЙ»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел

больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких) ;

наборное полотно, 8 больших и 8 маленьких кругов..

Содержание. Воспитатель показывает детям две сетки с мячами и предлагает им

угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь

маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами

трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие

кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших

кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо

взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7

маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как

сделать, чтобы кружков стало поровну. Выясняют два способа равенства: либо убрать

1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает

детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем

у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько

игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются

попарно

7. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с

геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур,

картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание. Воспитатель объясняет задание» Я буду указывать на фигуры, а вы

среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же

формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку

вы тоже покажите».

8. ИГРА « 12 МЕСЯЦЕВ»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и

перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку

в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев»

Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает

вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания

усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни

пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови

сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое

время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с

изображением времен года к ярко выраженных сезонных явлений. Играющие

рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или

времени года.

9. ИГРА «МАТРЕШКИ».

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд

— это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т.

д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это

время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось,

например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой»

Иногда матрешки остаются на местах.

10. ИГРА «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК».

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Материал: счетные палочки на каждого ребенка.

Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо

изображение или фигуру.

11. ИГРА «С ОДНИМ ОБРУЧЕМ»

Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не»

Материал. Обручи разных цветов, фигуры разных цветов.

Содержание. Вариант #1042;оспитатель предлагает положить все красные фигуры

внутри обруча, все остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные ). Вне

обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (не красные).

Вариант 2. Воспитатель предлагает положить внутри обруча желтые фигуры. Какие

фигуры оказались вне обруча? (не желтые).

Вариант #1042;оспитатель предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры.

Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные).

12. ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ТРАМВАЕ»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или

меньше.

Материал. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.

Содержание. Воспитатель рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае.

В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики

уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона.

Девочек я обозначу маленькими треугольниками, мальчиков большими. Кого в

трамвае было больше: мальчиков или девочек?

Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали,

что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8. 0дин

ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один.

Воспитатель заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от

места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше,

надо считать предметы и сравнивать их число».

13. ИГРА «ВСТАНЬ НА СВОЕ МЕСТО»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от

2 до 10.

Содержание. Играющие, становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев.

Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их

число. По сигналу воспитателя: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих

становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц

на его карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП подготовительная группа

В документе сформированы, откалиброваны и отфильтрованы 100 дидактических игр по ФЭМП доя подготовительной группы детского сада. Самая полная коллекция игр...

картотека дидактических игр по ФЭМП подготовительная группа

картотека дидактических игр по ФЭМП подготовительная группа...

Дидактические игры по ФЭМП (подготовительная группа)

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Картотека дидактических игр по математике для подготовительной нруппы детского сада...

Картотека дидактических игр по ФЭМП - подготовительная группа

Представлены дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр...

Картотека дидактических игр по ФЭМП (подготовительная группа)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФЭМПДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП подготовительная группа

Картотека игр по математике подготовительная группа...