Семинар
методическая разработка по математике (младшая группа)

Татаринцева Светлана Вячеславовна

Семинар на тему: «Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.formirovanie_sensornyh_sposobnostey.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Светлячок»

Семинар на тему: «Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста с помощью палочек Кюизенера»

                                  Подготовил: воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                      Татаринцева Светлана Вячеславовна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и их формы, цвета, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе, звуке. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.

В этом году я познакомилась с новой технологией «Палочки Кюизенера». Я решила эту методику использовать в своей практической деятельности. Это позволило мне разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Палочки Кюизенера- эффективное дидактическое средство.

Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. В наборе содержатся палочки- призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.

Дидактический материал «Палочки Кюизенера»-современная технология предматематической подготовки детей к школе.

Задачи, которые решают цветные палочки:

1. Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

(упражнять в сравнении предметов).

3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Занятия способствуют развитию детского творчества, развития фантазии, воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «право – лево», «между», «длиннее», «больше –меньше» и мн. др.

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами, формами.

Основные особенности этого дидактического материала- универсальность, высокая эффективность.

Меня заинтересовала эта технология тем, что учит детей думать.

Например: как построить машину, когда нет круглых предметов (колёса); что получится если достроить квадрат (дом, машина); как поставить палочки, чтобы они не упали и многое другое. Дети с интересом решают разные задачки в игровой форме.

Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т. д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т. д.

В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы.

Палочки Кюизенера в начале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы,а также качественные характеристики материала: цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочкамидети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.На это этапе можно проводить следующие игры: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», «Покажи такую же», «Назови цвет». В ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению т. е. формируют такие понятия, как разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «между» и т. д.)

Для обучения детей различать, чередовать, группировать предметы по величине – использую игры: «Длинные и короткие», «Какая палочка длиннее?»; для обучения детей группировать предметы по форме: «Какой это формы», «Волшебная коробочка»; для обучения группировать,соотносить предметы по цвету:«Найди свой цвет», «Найди такую же» ; для закрепления качеств предметов (величина, форма, цвет): «Собери пирамидку», «Построй башенку», также используем игры с предметами.

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношение эквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров (высоты). Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка).Дети делают вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

На втором этапе провожу игры, которые помогают детям освоить пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.

В своей группе я планирую использовать данную технологию в таких видах деятельности как конструирование.

Для более эффективного сенсорного развития детей, я провожу работу с родителями. Используя ИКТ, рассказываю о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о современной технологии дидактическом материале «Палочки Кюизенера». Родители прислушиваются к советам и сами начинают активно включаться в процесс. Я в свою очередь провожу консультации по данной теме. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей.

Я считаю, что такие технологии, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети могут их использовать и в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...