Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Борисова Татьяна Юрьевна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР -  детский сад № 3 «СОЛНЫШКО»

г. Дрезна

Родительское собрание для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему:

«Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению»

                                                                 Воспитатель: Сахарова Т.Ю.

2010г.

Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую работу с детьми по четырем направлениям:

  • подготовка к обучению грамоте;
  • математическая подготовка;
  • подготовка к письму;
  • психологический практикум.

Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:

  1. формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).
  2. формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
  3. формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;
  4. формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две категории знаний и умений.

Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть вне организованного обучения, в повседневном общении.

Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. Они более сложны по содержанию и структуре и являются систематизированными. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение, следит за тем, внимательно ли они слушают объяснение.

“Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет воспитателю подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка.

Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе.  Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них “качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе.

Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и детей.

Многих воспитателей волнует вопрос, как построить взаимоотношения с детьми, чтобы добиться высоких результатов своих педагогических воздействий.

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержаны, нетерпеливы, суетливы. Другие медлительны, не сразу включаются в занятия, игру. Возбудившись, с трудом успокаиваются. В первом случае дети нуждаются в особо строгом соблюдении режима, правильном чередовании отдыха и работы, требующей сосредоточенности, внимания. На таких детей отрицательно действует обилие впечатлений. В общении с ними всегда необходим спокойный, уравновешенный тон. Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с такими детьми должен быть жизнерадостным. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребенок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов. Процесс общения развивается в большей мере во время проведения занятий в детском саду.

Главной задачей любого занятия является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы и др. Следует подчеркнуть, что только правильное их использование позволяет эффективно решать задачи обучения и воспитания одновременно.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошкольником выдвигается задача приложения волевых усилий. Педагог конкретизирует способы ее реализации при планировании содержания занятий, делает предметом совместного с детьми обсуждения. Индивидуальный подход в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.

Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. На занятиях по развитию речи, также опираясь на его программное содержание, воспитатель находит другие убедительные доводы побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:

  • наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
  • умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции:  анализировать, сравнивать и т. д.;
  • умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
  • умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
  • умение выдвигать новую познавательную задачу;
  • способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности.

 Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

Интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить,  что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Ведущий вид деятельности школьника — учебная деятельность. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности.

 В подготовительной группе занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда.

 При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса тела, рук, умения держать ручку, карандаш.

 Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны.  Они включают формирование у ребенка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности. На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности: дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

Формирование организационных умений во многом зависит от указаний, которые дает детям воспитатель. Они должны быть четкими, правильными, понятными, постоянными. В освоенных действиях используют направляющие указания. Они побуждают ребенка к самостоятельному решению вопросов в разнообразных ситуациях, возникающих в процессе деятельности.

Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем подготовки. Готовность же определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку.

Важнейшими задачами психологической подготовки являются:

  • динамическое развитие психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности (труд, игра, учение);
  • обучение детей приемам “обработки” материала познания: отнесение предметов, явлений по признакам сходства, различия;
  • развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;
  • обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;
  • формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;
  • формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;
  • формирование отношения детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.

Помимо психологической готовности ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о том, что такое “хорошо” и “плохо”, т. е. о моральных нормах поведения. Следовательно, детям, идущим в школу, необходимо иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике.

Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету.

Письмо является базовым навыком, на котором строится практически все дальнейшее обучение. Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения.

Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребенка. Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен; поэтому процесс овладения навыками письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру. Чтобы записать слово, ребенку нужно выполнить множество действий, таким образом, к письму ребенка следует готовить задолго до того, как он начинает осуществлять все функции письма.

Основной задачей подготовки к письму является:

  • развитие фонематичекого слуха и умение проанализировать звуковой состав слова;
  • развитие мускульной памяти, что предполагает развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;
  • развитие внутренней и внешней речи, начальных этапов словесно-логического мышления;
  • развития памяти;
  • развития умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть и т. д.);
  • формирование пространственной ориентации на листе бумаги.

Интегрированные занятия в детском саду призваны помочь ребенку, готовясь к письму, овладеть:

  1. быстротой реакции, осмыслением услышанного (игры с мячом — “Поймай вопрос, пришли ответ”, “Съедобное — несъедобное”, “Вспомни сказки” и др.);
  2. звуковым анализом слова, их написанием с помощью моделей; конструированием отдельных букв (из пластилина, палочек, бумаги и др.;
  3. пространственной ориентацией на листе бумаги (упражнения “Графический диктант”, “Нарисуй предмет по точкам” и др.);
  4. синхронным говорением и движением кистей рук (пальчиковая имитация, игры с мячом и т. д.);
  5. зрительным контролем за движением руки (упражнения типа “Продолжи узор по правилам”, “Заштрихуй рисунок” и т. д.);
  6. умением держать правильно пишущий предмет.

Подготовка ребенка к письму осуществляется как на интегрированных уроках, так и на специальных, путем систематических упражнений, тренировок, игр. Наряду с тренировкой руки ребенка к письму ставится задача по формированию навыков учебной деятельности: умения внимательно слушать взрослого, действовать по его указанию, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, контролировать свои действия и др.

Подготовка к обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе детского сада имеет следующие задачи:

  1. формирование умения, связанного с пониманием и передачей содержания увиденного, услышанного, прочувствованного.
  2. формирование умения логически строить высказывания: строить план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой;
  3. осуществлять работу над словарем детей (усвоение новых слов и значений, усвоение синонимов, антонимов, знакомство с изобразительными средствами и языком художественных произведений);
  4. развивать звуковую сторону речи: чистоту звукопроизношения, регуляцию темпа и силы голоса, выразительность, фонематический слух;
  5. научить детей из устной и схематической письменной ребенкечи выделять предложения, составлять предложения из заданного количества слов, членить слова на слоги; знакомить детей со звуковым строением слов.

Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

  1. Наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств;
  2. Сравнение объектов и их свойств:
  • анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными;
  • установление и использование аналогий;
  • обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов;
  • классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции.
  1. Развитие умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше, целое, часть, зависимость между величинами и др.);
  2. Обучение овладением способами установления разного рода математических связей, отношений; понятия, что самыми очными способами установления количественных отношений является счет предметов и измерение величин.
  3. Формирование ориентировочных понятий в пространстве и времени.

Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, с целью их коррекции, организует детскую деятельность общение и познание с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных, с позиции предстоящего школьного обучения, черт личности и поведения.

            Детский сад, являясь первой ступенью народного образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования — к поступлению в школу. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников.

         Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребёнка к школьному обучению

Изучение особенностей взаимодействия детского сада и семьи в процессе подготовки старших дошкольников к обучению в школе....

Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы....

Консультация для родителей « Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению»

определение понятий семья, семейное воспитание, готовность к школьному обучению,взаимосвязь готовности к школьному обучению и взаимоотношений в семье...

«РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет ...

«Не рядом, а вместе к поставленной цели» Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок осваивает осно...