что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет
материал (подготовительная группа) по теме

Кубышкина Ольга Викторовна

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это выучить или научиться! эти же критерии входят в диагностику развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К концу года ребенок 6 -7 лет должен:

  • иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
  • Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии
  • Иметь представление о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
  • свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.
  • соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.
  • представление о школе, библиотеке, музее.
  •  Знать достопримечательности города.
  •  Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента
  •  Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Формирование элементарных экологических представлений

  • Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
  • Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать  связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать с лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).
  •  Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателях уголка природы, диких животных.  Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
  •  Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)
  • Иметь представления об  особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать  по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых но способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

  • систематизировать представления о временах года.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать  такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
  • Устанавливать  причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
  • Правильно  вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
  • Определять  свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Коммуникация (развитие речи)

  • Высказывать  предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь  отстаивать свою точку зрения.
  • Различать  на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно  и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Называть  слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • согласовывать слова в предложении.
  • Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).

Связная речь

  • быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  • составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.
  • составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

  • Иметь представления о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения , членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
  • Делить  двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
  • Составлять слова из слогов (устно).
  • Выделять  последовательность звуков в простых словах.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

  • Иметь представления о множестве: уметь  формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Называть  числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Раскладывать  число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Иметь представление о монетах  достоинством 1, 5,10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
  • На  наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).

Величина

  • Считать  по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям.
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
  • Измерять  объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.
  • Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств.
  • Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
  • Распознавать  фигуры независимо от их пространственного положения.  Изображать , располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться  на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения  в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  •  «читать»   простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве:  направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Пользоваться  в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  •  Определять  время по часам с точностью до  1 часа,

Нравственное  воспитание

  • договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.
  • ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Трудовое воспитание

  • Старательно , аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать  в совместной трудовой деятельности наравне со всеми,
  • Знать профессии родителей и место их работы.

Самообслуживание

  • Самостоятельно  и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
  • Относить  после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
  • Замечать  и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Хозяйственно-бытовой труд

  • Поддерживать  порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).
  • Наводить  порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой —от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
  • Самостоятельно , быстро и красиво убирать постель после сна.

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Складывать  бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Создавать  предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать  объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Вдевать  нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать  аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Создавать  фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Художественная литература

  • Иметь представление о выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
  • Пользоваться исполнительскими навыками при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Объяснять  основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением.
  • Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
  • Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Художественно-эстетическое воспитание

•        Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

•        Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа

•Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации

•        Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания

•        Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Конструирование

  • Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;
  • сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Игровая деятельность

  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр
  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
  • Моделировать предметно-игровую среду.
  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
  • Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).



Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к обучению в школе

Методика

«ИЗУЧЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ,

ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

Методика 1. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

           По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание на контрольные вопросы.

           Обработка результатов

  1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: « я девочка. А когда вырасту, буду тетей», — начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы.
  2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, шитые ответы на подвопросы пункта.
  3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха — две». Ошибочными считаются ответы: «Мама Люда», «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше — меньше» без наглядных примеров.
  4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города — 2 балла; 7 — если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; 10 — за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3 признаков - 1 балл; 14 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; 22 — за правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою» — 2 балла.
  5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14—16 надо набрать 4 балла).

Общая оценка результатов.

Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам. «Школьно зрелыми «считаются дети, получившие в сумме 24—29 баллов, средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами, условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15—19 баллов.

Методика 2. Имитация написанного текста

(вариант задания из теста «Школьной зрелости»  А.Керна и И. Ирасека)

             Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: «Он ел суп». Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй —не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также». Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.

           Обработка результатов

Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом.

1 балл — скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.

2 балла — предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.

3  балла — в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4 букв.

4 балла — на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.

5 баллов — отдельные или сплошные «каракули», среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.

По результатам данной методики можно сделать следующие выводы.

Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.

Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики — рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Дети, получившие 1—2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.""

Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное — 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее — тем большее количество баллов начисляется.

Методика 3. Мышление и речь

Инструкция. Психолог говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить — «игрушки». Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:

книга     лампа         ручка

стол        окно           город

стул       ухо             брат

флаг       ребенок

Если ребенок допускает ошибки в первых 2 словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: «Игрушка — игрушки». Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):

книги     лампы        ручки

столы     окна           города

стулья   уши            братья

флаги     ребята

на  обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.

Обработка результатов

3 балла — ребенок допустил не более двух ошибок;

2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;

1 балл — ребенок допустил более 7 ошибок.

Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.

Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл), нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.

Методика 4. Умозаключения

Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.

Задание выполняется в несколько этапов.

             На первом этапе ребенку сообщается следующее: «Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.

           Второй этап (после паузы). «Давай попробуем: огурец — овощ; гвоздика — ?» После паузы зачитываются все слова. «Какое слово подходит?» — спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.

           При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.

Обработка результатов

Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом.

1 балл — выполнение задания с первого предъявления;

0,5 балла — задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.

Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е. Мастюковой, Л.Чупрова.

Высокий уровень успешности — 7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение.

Средний уровень — от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в «зоне ближайшего развития», В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень — менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПО ПРОГРАММЕ

Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:

высокий уровень      — от 39 до 47 баллов;

средний уровень       — от 28 до 38 баллов;

низкий уровень        — от 17 до 27 баллов.

Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.

Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.

Самосознание, самооценка. Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех — показатель заниженной самооценки.

Тревожность. Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.

Эмоциональная возбудимость. Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.

Понимание контекста общения. Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.

Утомляемость. Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться на инструкции.

Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.

Методика №1 Тестовая беседа  для оценки психосоциальной зрелости

Вопросы к беседе

Ответ ребенка

Баллы

1

Назови свои фамилию, имя, отчество

2

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы

3

Кем работает твоя мама (папа)?

4

Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

5

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

6

У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?

7

Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?

8

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

9

Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин?

10

Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

11

Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

12

Почему снег бывает зимой, а не летом?

13

Что делают почтальон, врач, учитель?

14

Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

15

Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

16

Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

17

Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?

18

Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19

Каких зверей ты знаешь, каких птиц?

20

Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?

21

Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

22

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Общая оценка:__

Методика 2. Имитация написанного текста

Оценка теста имитации написанного текста:___

Методика 3. Мышление и речь

Существительные в единственном числе

Ответы ребенка

книга

лампа

ручка

стол

окно

город

стул

ухо

брат

флаг

ребенок

Допущено ошибок: Результат:______

Методика 4. Умозаключения

Образец

Задание

Оценка

1

2

3

4

1

Огурец: овощ

Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород: морковь

Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Учитель: ученик

Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства

4

Цветок: ваза

Птица: клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

5

Перчатка: рука

Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6

Темный: светлый

Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7

Часы: время

Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач

8

Машина: мотор

Лодка: река, маяк, парус, волна, берег

9

Стол: скатерть

Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

10

Стул: деревянный

Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Общая оценка: ____________

Общая оценка по программе:

Тесты школьной зрелости

Тест «Готов ли ребенок к школе»

Тест рассчитан на детей шести-шести с половиной лет.

Задайте вопрос и ждите, когда ребенок скажет все, что знает или думает по этому поводу. Не торопите его, не подсказывайте, а побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.

1. Какое животное больше: лошадь или собака? Правильный ответ (лошадь)— 0 баллов. Неправильный — «-5».

2. Утром мы завтракаем, а в полдень... Правильный ответ (обедаем, едим суп, кашу) — 0. Неправильный — «-3».

3. Днем светло, а ночью... Правильный ответ (темно) — 0 баллов. Неправильный — «-4».

4. Небо голубое, а трава... Правильный ответ (зеленая) — 0 баллов. Неправильный — «-4».

5.  Черешни, груши, сливы, яблоки — это что? Правильный ответ (фрукты) — «+1». Неправильный — «-1».

6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) — 0 баллов, неправильный — «-1».

7.  Что такое Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону?

Правильный ответ (города) — «+1». Неправильный — «-1».

8. Который час?

Ребенок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут девять, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.

Все правильно — «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час — «+3», не умеет определять время по часам — 0.

9.  Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это..., маленькая овечка — это...

Правильный ответ (щенок, ягненок) — «+4». Один правильный ответ — 0 баллов. Неправильный — «-1».

10.  Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?

Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия — «+1»

Без приведения признаков подобия — 0. Неправильный ответ — «-3».

11.  Почему у всех автомобилей есть тормоза? Две причины — «+1»

Одна причина — 0. Неправильный ответ — «-1».

12.  Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два любых признака — «+3».

Один признак — «+2». Неправильный ответ — «-1».

13.  Чем похожи друг на друга белка и кошка? Дается определение, что это млекопитающие, или

приводятся два частных признака — «+3». Приводится одно подобие — «+2». Неправильный ответ — 0.

14.  Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?

У винта нарезка — «+3».

Винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка — «+2».

Неправильный ответ — 0.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание — это... Спорт, физкультура — «+3».

Иигры, упражнения, соревнования — «4-2». Неправильный ответ — 0.

16.  Почему люди занимаются спортом? Названы две причины — «+4».

Одна причина — «+2». Неправильный ответ — 0.

17.  Какие транспортные средства ты знаешь?

 Три наземных + самолет, корабль — «+4».

То же самое, но только после объяснения, что транспортное средство — это то, на чем мы ездим, передвигаемся — «+2».

Неправильный ответ — 0.

18.  Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?

Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) — «+4».

Одно или два различия — «+2».

Неправильный ответ — 0.

19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать? Остальные должны работать за него, то есть кто-то

из-за него страдает — «+4».

Он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить — «+2».

Неправильный ответ — 0.

20. Почему на письмо надо наклеивать марки? Так платят за перевозку письма — «+5». Неправильный ответ — 0.

Результат

Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

■  24 балла и выше — очень хороший результат;

в 14—23 балла — норма, нормальный уровень школьной зрелости;

■  0—13 баллов — ниже среднего уровня;

■  «—1» — «—10» — низкий уровень;

■  «—11» и ниже — очень низкий уровень.

Степень психосоциальной зрелости 

(тестовая беседа, предложенная С.А.  Банковым)

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4.  У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6.  Сейчас утро или вечер? День или утро?

7.  Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь — утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?

8.  Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9.  Кем работает твой отец, мать?

10.  Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11.  Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12.  Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14.  Что делает почтальон, врач или учитель?

15.  Зачем нужны в школе звонок или парта?

16.  Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17.  Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18.  Каких животных ты знаешь?

19.  Каких ты знаешь птиц?

20.  Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21.  Что больше — 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22.  Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

■  1 балл — за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).

■  0,5 балла — за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу:

Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха.

Неверными считаются ответы типа:  Мама Таня, папа работает на работе.

К контрольным заданиям относятся вопросы: 5,8,15,22.

Они оцениваются следующим образом:

№ 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, если он называет года с учетом месяцев — 3 балла;

№ 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла, неполный — 1 балл;

№ 15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл;

№ 22 — за правильный ответ — 2 балла.

Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17.

Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4).

Результат

24—29 баллов — высокий уровень психосоциальной зрелости;

20-24 балла — средний уровень психосоциальной зрелости;

15—20 баллов — низкий уровень психосоциальной зрелости.

Тест Керна-Ирасека

Этот тест позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени. Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.

Задание 1.

Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь. Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.

Результат

■1 балл — у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.

■  2 балла — выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей — шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

■  3 балла — у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.

■ 4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

■ 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.

Задание 2.

Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.

Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее.

Я ем суп.

Рекомендуем

Если ребенок умеет писать буквы, то для выполнения данного задания напишите предложение латинскими буквами Ya em sup.

Результат

■ 1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

■  2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

■  3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

■  4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

■  5 баллов — каракули.

Задание 3.

Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке.

•   •   •

•   •   •

•   •   •

    •

Результат

■ 1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

■  2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

■  3 балла — группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (от 7 до 20).

■ 4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например линии, недопустимы,

■ 5 баллов — каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

■  6—7 баллов — средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

■  8—9 баллов — уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

■  Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Запас собственных знаний

Я и общество

Дети должны знать:

■  название нашей страны и ее столицы;

■  флаг, герб России;

■  название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

■  о всенародных праздниках;

■  о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир

Дети должны уметь:

■  сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

■  называть материалы, из которых они изготовлены;

■  понимать значение обобщающих слов.

Математические знания

Дети должны знать:

■  состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

■  состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

■  называть числа в прямом и обратном порядке;

■  соотносить цифру и число предметов;

■  правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

■  сравнивать числа в пределах 10;

■  устанавливать, какое число больше (меньше) другого;

■  размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

■  уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

Величина

Дети должны уметь:

■  сравнивать по длине, высоте, ширине;

■  ориентироваться на листе бумаги;

■  различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;

■  составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

■  измерять длину предметов с помощью условной мерки;

и сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

■  делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Время

Дети должны уметь:

■  различать и называть части суток и их последовательность;

■  понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;

■  знать дни недели, их последовательность;

■  уметь называть месяцы года.

Ознакомление с природой

Неживая природа

Дети должны:

■  иметь представление о сезонных изменениях в природе;

■  определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

■  уметь вести календарь природы с помощью взрослого.

Животный мир

Дети должны иметь представление:

■  о домашних и диких животных;

■  о перелетных и зимующих птицах;

■  о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление:

■  об условиях, необходимых для роста растений;

■  о лесных ягодах и грибах;

■  об овощах и фруктах;

■  о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

■  различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Правила дорожного движения

Дети должны:

■  различать проезжую часть дороги и тротуар;

■  понимать значение сигналов светофора;

■  знать правила дорожного движения.

Дети должны уметь:

■  переходить улицу в специальных местах на зеленый сигнал светофора, на красный и желтый — стоять;

■  ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;

■  не играть на проезжей части дороги.

Правила безопасности

Дети должны:

■ не разговаривать с незнакомыми людьми;

■  не входить в лифт с незнакомыми людьми;

■ не показывать ключ от дома;

■ не открывать дверь чужим людям;

■ не баловаться спичками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс.

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс? Рекомендации родителям....

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...