консультации для родителей
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

ГБОУ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  Д/С № 778

 

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

 

 

Тема  «Особенности формирования познавательной

                       активности у детей с ЗПР».

 

 

 

 

 

 

 

                                                               подготовила

                                                                                 воспитатель

                                                               Шапошникова  О.Н.

 

 

      При задержке психического развития исследователи отмечают недоразвитие форм познавательной деятельности, в частности Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973); Т.В. Егорова (1973), Г.И. Жаренкова (1981) указывают именно на слабость познавательной активности у детей с ЗПР. Анализ причин указанных нарушений приведен в исследованиях И.Ф. Марковской, В.В. Лебединского и О.С. Никольской (1977), И.Ф. Марковской (1977, 1979, 1982, 1983), где нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с ЗПР проводился с точки зрения трех параметров:

  1. Недостаточность динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности).
  2. Парциальная недостаточность отдельных, ”частных” корковых функций (гнозиса, праксиса, речи и т.д.).
  3. Недостаточность регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование, контроль деятельности.

         Таким образом, данные психологических и нейро-психологических исследований позволили выявить определенную иерархию нарушений познавательной деятельности у детей с ЗПР. В более легких случаях в ее основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций, что обусловливает низкую активность в рамках познавательной деятельности.
Снижение познавательной активности опосредованно влияет на развитие и формирование высших психических функций. Так, в исследованиях Т.В. Егоровой (1969) низкая познавательная активность детей с ЗПР рассматривается как одна из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти. По данным А.Н. Цымбалюк (1974), низкая познавательная, активность детей с ЗПР - источник низкой продуктивности в выполнении интеллектуальных заданий, отсутствия интереса, снижения необходимого уровня психического напряжения, сосредоточенности, от чего в значительной мере зависит успешность интеллектуальной деятельности.
         Таким образом, инертность мыслительной деятельности детей с ЗПР, низкая активность рассматриваются в исследованиях как одни из черт, определяющих своеобразие познавательной деятельности младших школьников данной группы.
         Разрабатывая принципы и задачи коррекционной работы, психологи основывались на исследованиях, которые доказывают, что уровень познавательной активности и способы выполнения действий у детей с ЗПР ниже возрастной нормы. Поэтому, разрабатывая возрастную направленность коррекционных мероприятий, психологи сочли необходимым на первых этапах работы ориентироваться на нормативы более ранних возрастных периодов.
         Целесообразно составление коррекционных упражнений и заданий с опорой на более сформированные перцептиввые действия, на ведущие сенсорные системы, на сформированные умения и навыки в определенных видах деятельности для осуществления их переноса в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного ребенка.

Основными принципами психокоррекционной помощи они выделили:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции- определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
  2. Безусловное принятие ребенкасо всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  3. Принцип компенсации- опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  4. Принцип системности и последовательности в подаче материала- опора на разные уровни организации психических процессов.
  5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка:создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

                                     Реализация данных принципов предполагалась в ходе психолого-педагогического сопровождения, заключающегося в дифференциации подхода к детям. Дифференцированный подход заключался в создании адекватной системы педагогических требований, соответствующих возможностям того или иного ребенка.
         Вместе с педагогами психологи разработали и проанализировали причины школьной и дошкольной неуспеваемости детей с ЗПР в их комплексе. В соответствии с темпом деятельности, уровнем развития познавательных процессов, возможностями здоровья ребенка была пересмотрена система требований и оценки, разработана система коррекционных заданий для использования во время уроков и во внеурочное время.

Задачи коррекционных мероприятий:

  1.  Установление контакта с ребенком, активизация интереса к совместной деятельности (с учителем, психологом, родителями).
  2.  Вовлечение родителей, педагогов в процесс кор-рекции и профилактики отклонений в развитии учащихся.
  3. Обучение детей приемам самоконтроля, умению анализировать собственные эмоции, регулировать их проявления.
  4. Формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности.
  5. Коррекция отклонений в познавательной деятельности:
    1.    определение индивидуальной характеристики психического развития ребенка, активизация его интересов;  
    2. формирование пространственных представлений;
    3. развитие сенсорной сферы ребенка;
    4. расширение, углубление, уточнение, развитие ассоциативного мышления;
    5. обучение элементарным приемам рассуждений и умозаключений на основе экспериментирования;
    6. развитие мыслительных операций - сравнения, обобщения, классификации с использованием:
      • предметов;
      • картинок;
      • слов и чисел.

Желаемыми (планируемыми) результатами психо-коррекционной работы, исходя из поставленных задач,были опредены:

  • Активность ребенка, желание взаимодействовать.
  • Сотрудничество родителей с учителем (психологом).
  • Оптимальный уровень тревожности.
  • Реальная (адекватная) самооценка.
  • Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.

Критериями являются:

  1. Участие во внеклассных мероприятиях (конкурсах, выступления на праздниках), доверительные отношения с учителем (психологом), высокая работоспособность, проявление творчества.
  2. Интерес родителей к специальной литературе по м.кцитанию детей, консультации у психолога по наболевшим проблемам, желание оказать помощь (психологическую) детям.
  3. Умение применять адекватные способы психологической защиты детьми, например: перед ответом у доски ребенок учится сосредоточивать свое внимание на сообщении или заранее репетировать его перед зеркалом и т. д.
  4. Адекватный уровень притязания, адекватная реакция на неуспех, похвалу; безболезненное отношение к критике, попытка исправить ошибки и неудачи; способность похвалить других детей, а не подчеркивать их недостатки; быстрая адаптация к новым ситуациям, самостоятельность; умение выделить свои положительные и отрицательные стороны; жизнерадостность, оптимизм, отсутствие чувства неопределенности и грозящей неудачи.
  5. Выраженная познавательная активность ребенка на уроках и во внеурочное время (задает вопросы, читает литературу и т. д.).

Добиться эффективности и желаемых результатов коррекционной работы не просто, для этого необходимо соблюдение всех нижеперечисленных условий:

  • заинтересованность всех сторон (учителя, родителей, детей);
  • единство целей, методов, требований в школе и в семье;
  • целенаправленность и систематичность проведения коррекционных занятий с детьми;
  • доброжелательность и терпение со стороны взрослых, вера в ребенка;
  • учитывая индивидуальные особенности ребенка,не допускать переутомления ребенка, навязывания коррекционных заданий, авторитарности, грубости и бестактности по отношению к ребенку;
  • анализировать результаты коррекционной работы с детьми (карта развития).

В зависимости от форм организации коррекционной работы выделяют три вида психологической помощи.Наилучшим вариантом будет сочетание всех видов, форм организации психокоррекционной работы.

I. Лекционно-просветительская работа

Лекционно-просветительская работа, проводимая психологом, адресуется группе родителей и педагогов и предполагает рассматривать основные закономерности и базовые факторы развития ребенка, возрастно-психологические особенности конкретных стадий развития ребенка, типичные критические ситуации, трудности и проблемы каждого возраста и общие рекомендации по их преодолению.

II. Консультативно-рекомендательная работа

                  Строится на основе диагностики характера и причин переживаемых ребенком трудностей и предполагает формирование психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями и педагогами при активной роли самого ребенка будут содействовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

III. Коррекционная работа

                  Проводится в форме индивидуальной и групповой коррекции. Самая трудоемкая. Осуществляется непосредственно психологом - при активном содействии родителей, педагогов - с группой детей или индивидуально с ребенком. Эта работа наиболее результативна и перспективна.

                  Наряду с развитием описанных выше параметров необходимо сформировать у детей представления о различных видах последовательностей, а также их вербализации. Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной ипгледовательности явлений, должны быть адресованы всем анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и кинестетическому).
         Развитие данных способностей возможно на уроках мптематики, физической культуры, музыки, рисования, физминутках. Одновременно с формированием компонентов функционального базиса необходимо развитие психических функций, которые участвуют в процессе познания, таких как внимание, память и др. И все же главное условие успешности всех мероприятий - активность самого ребёнка.

Сущность познавательной активности, по мнению многих авторов, заключается в следующем:
o активность - это усиленная, энергичная деятельность, деятельное участие в чем-либо, инициативность;
o активное познание - усиленное, энергичное, деятельное, инициативное познание;
o познавательная активность - качество развиваемое, воспитываемое (И.А. Редковец, 1971);
o познавательная активность и обучаемость - свойства личности, неразрывно связанные друг с другом.
Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных способов их добывания и применением к решению новых задач (В.И. Лубовский). Как качество личности познавательная активност отражает психологическую и практическую ее готовность (стремление и способность) к энергичному, деятельному, продуктивному познанию.

E-mail:iemcko@ya.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  Д/С № 778

 

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

 

Тема  «Становление мировоззрения ребёнка  и  его личностного роста через поисково –познавательную деятельность, протекающую  в форме экспериментальных действий ( опытов и экспериментов)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               подготовила

                                                                                 воспитатель

                                                               Шапошникова  О.Н.

 

 

 «  Овладение  способами  практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление  мировидения ребёнка,  его  личностный рост».

Особое значение для  развития личности  дошкольника имеет  усвоение им  представлений о взаимосвязи природы  и  человека.  Овладение способами  практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление  мировидения ребёнка,  его  личностный рост.  Существенную  роль  в этом  направлении играет поисково- познавательная деятельность  дошкольников,  протекающая в форме экспериментальных действий. В их  процессе дети преобразуют  объекты с целью  выявить их  скрытые  существенные  связи с явлениями природы. В дошкольном  возрасте такие  пробующие  действия  существенно  изменяются и превращаются в  сложные формы поисковой  деятельности ( Н.Е. Веракса, Н.Н. Подьяков, Л. А. Парамонова).

  Данная  работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет и  предполагает  решение  следующих  задач:

- формирование у  детей дошкольного  возраста  диалектического мышления, т. е.  способности видеть  многообразие мира в системе  взаимосвязей и взаимозависимостей; расширение перспектив развития  поисково –познавательной деятельности детей путём включения их  в  мыслительные,   моделирующие и  преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы,  самостоятельности,  пытливости,  критичности,   самостоятельности.

Организация  работы  идёт по трем  взаимосвязанным  направлениям, каждое из которых представлено  несколькими темами:

  1. ЖИВАЯ ПРИРОДА

( характерны  особенности сезонов в разных природно- климатических зонах,  многообразие живыхорганизмов как приспособление  к окружающей среде и др.);

  1. НЕЖИВАЯ  ПРИРРОДА

( воздух, вода, почва,  электричество,  звук, вес, свет, цвет и др.);

  1. ЧЕЛОВЕК

( функционирование организма; рукотворный мир:  материалы и их свойства,  преобразование предметов и др.)

Все  темы усложняются по содержанию, задачам,  способам их реализации (  информационные,  действенно-  мыслительные,  преобразовательные).

 

Занимательные  опыты, эксперименты побуждают  детей к самостоятельному поиску причин,   способов   действий,   проявлению  творчества,  так как  представлены с  учётом актуального развития  дошкольников.  Кроме   того,   дидактический  материал  обеспечивает  развитие  двух типов  детской активности:  собственной активности  ребенка,  полностью  определяемой им  самим,  и  активности,   стимулируемой взрослым.  Эти  два  типа  активности  тесно  связаны между  собой и редко  выступают в  чистом  виде.  Собственная активность детей так  или  иначе связана с  активностью,   идущей от  взрослого ,  а   знания и умения,   усвоенные с помощью  взрослого,   затем  становится  достоянием самого ребёнка,  так как  он   воспринимает  и  применяет  их  как  собственные.   Выделенные  два типа  детской активности лежат в  основе двух  взаимосвязанных и  вместе с  тем   принципиально  различных   линий психического развития ребёнка- дошкольника:  развития личности и психического развития.

 

Предлагаемые формы педагогической работы  обеспечивают личностно  ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком ( вместе ,  на равных,  как партнёров), создавая  особую  атмосферу, которая  позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Литература:

Дыбинина,  О.В.  Рахманова,  Н.П. Щетинина, В.В.

Неизведанное рядом :  Опыты  и эксперименты  для  дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной.  – 20е  изд.,  испр.-  М.: ТЦ Сфера,  2010. 192 с. (Ребёнок  в мире поиска)

 

 

 

ГБОУ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  Д/С № 778

 

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

Тема  « Использование в художественной  деятельности  нетрадиционных  методов  для развития мелкой  моторики рук детей  с   ОНР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               подготовила

                                                                                 воспитатель

                                                               Шапошникова  О.Н.

 

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации…

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования , аппликации...

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги , ткани,  природного материала,  пряжи, солёного теста.... Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики»,  бумагокручения… В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками  аппликации, рисованию,  лепке… позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования различными материалами .  Приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

В процессе работы развивается:

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  Д/С № 778

 

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

ТЕМА  «Обучение  детей  с ОНР  нетрадиционным методам  рисования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               подготовила

                                                                                 воспитатель

                                                               Шапошникова  О.Н.

 

 

 

РИСОВАНИЕ АКВАРЕЛЬЮ И ГУАШЬЮ
Рисовать можно не только красками, но и свекольным соком, и зеленкой -особенно, если вы знаете, что ваш малыш будет пробовать на вкус все краски. Для гуаши лучше взять жесткие щетинистые кисти, а для акварели - мягкие ворсовые (белка).
Большим художникам - большие листы. Можно рисовать на кусках ватмана или на обороте старых обоев, или на картоне. Можно давать бумагу разного цвета и размера. Чем младше ребенок, тем больше нужны листы. До 2 лет лучше брать листы А3 и больше.
Начинать занятия рисованием можно примерно тогда, когда малыш начнет ходить сам.

Дети сразу хотят видеть эффект творчества, поэтому лучше начинать рисовать по мокрой бумаге толстыми кистями. Главное - заинтересовать ребенка в процессе, заразить его своим энтузиазмом. Для этого надо снять все ограничения типа: "Не пачкай пол! Не рисуй по себе - я тебя потом не отмою! Не ешь краски!" и т.д. Пусть рисуют и по полу, и по бумаге, и по себе. Если захочет, пусть рисует прямо рукой. Еще больше детям нравится рисовать губкой, смоченной в краске. Первая стадия это ляпы по бумаге, ребенок видит, что кисть оставляет след. Пусть изображает, как котик топает, как рыбка плывет... До двух лет большего вы и не дождетесь.
Оптимальные краски - "акварель медовая", т. к. у детей есть соблазн ее пробовать. Если художник старается перепробовать на вкус все цвета, то оставьте ему одну или две краски, а остальные спрячьте на время.
Одно из любимых развлечений - подкрашивать воду, расход красок при этом просто варварский. Зато можно объяснить ребенку различие по светлоте: темно-красный, красный, темно-розовый, розовый...
С ребенком, который уже понял, как рисовать, можно играть одновременно с рисованием. "ТОП-ТОП!" - и ребенок топает кисточкой по листу. Малыша постарше можно научить рисовать дорогу от одного домика к другому, или вести след от машины, ниточку от шарика. Можно нарисовать вместе с малышом глазки кошке, мишке, зайке... Чуть позже можно научить его закрашивать красками контур.
Если мама что-то рисует, то малыш старается рисовать в том же месте, и замалевывает ее рисунок. Это нормально, не ругайте его.
Когда малыш уже немного умеет закрашивать, дайте ему раскрашивать мелкие предметы: грецкие орехи, мелкие игрушки из соленого теста, карандаши, камушки.
После полутора лет можно начинать смешивание цветов на блюдечке: желтый с синим, красный или синий с белым, желтый с красным...
НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ! Сохраняйте наиболее удачные работы и устраивайте выставки!

 

 

КЛЯКСОГРАФИЯ.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК.

Когда вашему ребенку исполниться 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

"Я РИСУЮ МАМУ"...

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами длч такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабаушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ.

Почему-то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не вседа, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

РИСОВАНИЕ МЕЛКАМИ.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря что или кого по форме камень напоминает.

МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

РАЗРИСОВКА  МАЛЕНЬКИХ КАМЕШКОВ.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

МЕТОД  ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ.

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

МЕТОД НИТКОГРАФИИ.

Существет этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстянных или полушерстянных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К свелой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

МЕТОД  МОНОТОПИИ.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтоому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

РИСУЕМ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ФОН.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

КОЛЛАЖ.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
ТКАНЕВЫЕ   ИЗОБРАЖЕНИЯ.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Рисуем круги
Используйте самые pазные способы изобpажения кpугов:

  • С помощью большого и указательного пальцев
  • С помощью pук
  • С помощью кубиков
  • Обводя кpуглые пpедметы (чашки, шаpы)
  • Рисуя кpуги pазных диаметpов каpандашом
  • Сажая своего малыша в сеpедину кpуга, обpазованного мягкими игpушками

Каждый pаз, делая кpуг, пpоизносите это слово так, чтобы его воспpинимал ваш pебенок. Указывайте ему на все кpуглое в вашем доме, во двоpе, и везде, где бы вы ни были.
Возьмите большой лист чеpтежной бумаги. Дайте pебенку каpандаш и, упpавляя его pукой, изобpажайте кpуги и кpужки pазных pазмеpов.
Поставьте на бумагу кpуглый пpедмет и вместе с малышом обведите его.
Чему же научится ваш pебенок? Игpе, pазвивающей вообpаже

Список литературы.

1.КазаковаР.Г., Сайганова.Т.И., Седова. Е.М., Слепцова.В.Ю.,    Смагина. Т.В.                              Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование \ под. Ред. Казаковой Р.Г.- М.: ТЦ Сфера,2005- 128 с. (Серия» Вместе с детьми»).

2. АрушановаА.Г.    Речь и речевое общение детей: 3-7 лет - М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.

3. Жукова Н.С., Матюкова Е.М., Филичева Т.Б.   Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: АРД, 1998. –165 с. (Учимся играя).

4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.  Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: Гном- Пресс, 1999- 89 с. (коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

5. Аверьянова А.     Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2001.- 56 с.

 6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.-123 с.

7. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.-73 с.

ГОУ  КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА  Д/С № 778

 

                         КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

Тема  « Обучение  детей  с ОНР объёмной аппликации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               подготовила

                                                                                 воспитатель

                                                               Шапошникова  О.Н.

 

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

АППЛИКАЦИЯ
Начинать занятия аппликацией можно примерно с года, поскольку это занятие обычно очень нравится детям.
На первом этапе мама мажет весь лист клеем или клейстером, а потом малыш отрывает кусочки цветной бумаги и приклеивает их на клейкий лист. Можно давать не только обычную цветную бумагу. Для того, чтобы ребенок обнаружил разные по фактуре материалы, дайте ему кусочки салфетки, гофрированной бумаги, фольги, ткани, ваты, кусочки страниц из цветных журналов... Ребенок может сам отрывать кусочки от листа или от полоски бумаги.
Если ребенок уже умеет клеить и рвать бумагу, можно научить его резать ножницами. Для начала малыш держит свои ножницы, а мама - свои, и малыш просто смотрит, как мама режет.
Потом мама держит за два конца натянутую полоску бумаги, а малыш двумя руками держит ножницы. Хорошо, если кто-то ему поможет развести ножницы пошире и прицелиться. Мама ему говорит: "КУСЬ!" и очень хвалит, если полоску удалось перерезать.
На втором этапе, года в полтора, можно научить ребенка выдавливать капельку клея и на нее приклеивать каждый кусочек бумаги.
Если вовремя научить ребенка резать ножницами, то к 2 годам он уже сможет отрезать полоски бумаги по линейке!
С полутора лет можно делать вместе с малышом аппликации из готовых форм, то есть из фигурок, которые мама вырезала заранее. Можно сделать домик с окошками, снеговика, машину, цветочек и т.д. Дети охотно помогут вам приклеить глазки, окошки, колесики, серединку цветка...
Хорошо, если мама при ребенке делает аппликацию чуть посложнее. Например, можно нарезать и закрутить на карандаше бахрому - травку, или сделать объемную аппликацию. Пусть ребенок видит, что маме это занятие тоже нравится, и что получается красиво.
Можно делать аппликацию с добавлением ваты, изображающей снег, или сухой травы и листьев, если дело происходит летом.

АППЛИКАЦИЯ НА ПЛАСТИЛИНЕ
Аппликацию можно делать и на картонку, замазанной толстым слоем пластилина. Кусок картона надо брать поменьше, 5 на 10 см. Можно скатать колбаски из пластилина разного цвета, и сделать из них бортики или узор.
Если малыш уже заинтересовался лепкой, то дайте ему отщипывать и прилеплять кусочки пластилина, пусть размазывает их по картонке. Так можно сделать цветочки.
А потом на слой пластилина можно вдавливать самые разные крупы: горох, фасоль, рис, чечевицу, вермишель, палочки, шишки, фольгу, веточки кипариса, еловые иголки, мелкие фигурки из картона и многое другое. Можно выкладывать дорожки из горошин, или заполнять крупой контур. Можно на замазанный пластилином или клейстером лист сыпать через воронку песок, рис, гречку, подкрашенную манку...
Можно сделать конфеты из пластилина и обернуть их фольгой или красивыми бумажками.
Можно обмазать пластилином грецкий орех, а потом обкатать его в тарелке с сухим рисом или гречкой.
Можно принести веточку и на нее прилеплять кусочки красного пластилина как ягодки.

Радужная аппликация.
Приготовьте наборы полос из цветной бумаги или из цветной самоклеющейся бумаги. Всего должно быть 2 комплекта (по 1/2 полоски на радугу). Один комплект наклейте на бумагу сами, завершить радугу предложите вашему ребенку.
Следующий этап: вырежьте из той же бумаги разные фигурки - можно просто кружочки с забавными рожицами. Предложите ребенку наклеить цветные рожицы на нужную полоску.

Мозаика из бумаги.
Эта техника очень полезна для развития мелкой моторики.
Нарисуйте на бумаге контур будущего изображения. Для маленьких деток это может быть какой-нибудь предмет - бабочка, цветы, сердечко, цыпленок, т.е. без мелких деталей. Затем вырежьте фигуру.
Заготовьте небольшие кусочки цветной бумаги. Лучше, если малыш сам заготовит их, порвав цветную бумагу или цветные картинки из старых журналов. Можно использовать вырезанные дыроколом разноцветные кружочки.
Намажьте клеем вырезанную форму и заполняйте её бумажными кусочками. Полученную деталь приклейте на фон.
Детям постарше можно выполнять и более сложные работы - сюжетные композиции, наклеивая кусочки сразу на фон, предварительно нарисовав контуры фигуры, которую нужно заполнить.
Примеры тем: цветы в вазе, кораблик на реке, рыбки в аквариуме и.т.п.

Объемная аппликация
С этой работой справится и трехлетний ребенок. Приготовьте цветные полоски бумаги. Шириной до 1 см. Длина зависит от темы работы. Ребенок склеивает полоски так, чтобы получались колечки. Что можно сделать из таких колечек?
Гусеница. Нарисуйте на бумаге линию - гусеницу и предложите малышу наклеивать колечки вдоль этой линии, стараясь не оставлять между ними свободного места. На колечко-голову наклейте глазки и усики.
Цветок. Заготовьте вместе с малышом колечки подлиннее. Сделайте серединку цветка и от нее в разные стороны по кругу наклеивайте колечки-лепестки.
Предложите ребенку самому придумать, что можно изобразить с помощью таких колечек.

Делаем коллаж(для детей 1,5 - 3 лет)
Подберите всяческие вырезанные картинки из стаpых конвеpтов, поздpавительных откpыток, кусочки пенопласта, куски пpяжи, веpевочки, кусочки обеpточной бумаги, фасоль и т.п.
Расстелите на столе большой лист плотной бумаги или каpтона. Возьмите клей с кисточкой; тепеpь беpите по одной картинке или предмету, мажьте его клеем с одной стоpоны и пеpедавайте pебенку чтобы он наклеивал их на бумагу.
Разpешите малышу самому выбиpать пpедметы, котоpые ему хотелось бы наклеить.
Через некоторое время pебенок сможет и сам намазывать клей.
Повесьте завеpшенный коллаж на видном месте, чтобы всякий мог им полюбоваться.

Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки - разные дома, машины, деревья, скульптуры, животных, посуду, мебель... Короче, любые красивые картинки, сортируем их по темам. Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет).
Затем выбираем тему работ. Вот некоторые темы : "Улица", "Пейзаж", "Гости пришли", "В лесу" .
Делая такую аппликацию не забудьте объяснить ребёнку, что предметы расположенные от нас далеко, должны быть поменьше и располагать их надо в верхней части листа.
Можно создавать интересные работы не только из картинок. Используйте пластмассовые крышки от бутылок, спичечные коробки, кусочки пенопласта, ваты, фантики от конфет, кусочки фольги, лоскуты ткани, бусинки. Что из этого "мусора" можно сделать? Очень много! Вот только один пример: Крышки от бутылок - это колёса, спичечные коробки - кузов машины. Раскрашенные кусочки пенопласта могут быть чем угодно - камешками, горкой, светофором. Из лоскутов ткани (квадратик и треугольник) делаем домик, из кусочков ваты - облака. Всё это наклеиваем на картон - "шедевр" готов!
А ещё, наклеивая разные крышки и коробочки на картон, можно сделать "Цветы в вазе" (крышки - лепестки), "Сказочный дворец", Волшебную карету", "Подводное Царство" - (цветные лоскуты - водоросли и рыбки). А можно сделать композицию в стиле абстракции - просто наклеить - украсить крышку от картонной коробки всем, чем захочет ребёнок. Это может быть "Ковёр-самолёт", "Скатерть-самобранка", "Волшебная планета"...

Игpа с наклейками.
Детишки этого возpаста любят всяческие наклейки и этикетки. Сделайте сами "откpытку", чтобы послать ее дедушке, бабушке, пpиятелю или кому-нибудь еще.
Отбеpите подходящие наклейки. Геометpические фигуpы особенно пpедпочтительны, так как они помогают pебенку находить сpеди них квадpаты, кpуги и т.д. Hапишите что-нибудь
пpостое на небольшом листе бумаги, напpимеp: "Доpогой дедушка, я тебя люблю"
Объясните малышу, что обозначает написанное, и позвольте ему укpасить бумагу этикетками. Можете показать как это сделать.
Когда все будет готово, отпpавьте послание по почте тому, кому оно адpесовано.

          3.Объёмная аппликация.

Нетрадиционная  художественно – графические техники в изо.

( под. редакцией Р. Г. Казаковой). ( для среднего возраста).

           Скатывание бумаги.

Цель: научить передавать в рисунке   изображение при помощи  скатывания бумаги в шарик. Познакомить детей с разнообразным видом аппликации. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:  салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения:ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она  не станет  мягкой. Затем  скатывает из неё шарик. Размеры его  могу  быть  различными 6 от маленького ( ягодка) до большого ( облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу( или намазать основу и приклеить комок).

Например: «Солнышко». «Курочка с цыплятами », «Снеговик», «Разноцветные клубки для котят». «Снегири»

 

          Обрывание бумаги

Цель: научить передавать в рисунке   изображение при помощи  обрывания бумаги. Познакомить детей с разнообразным видом аппликации. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:салфетки или  цветная  двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

               Способ получения изображения: ребёнок отрывает от листа бумаги

 кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем  то  что хочет изобразить ( малышам педагог  выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным.

Например: «Солнышко». «Зайчик », «Снеговик», «Колобок».

 

 

Из полосок.

Цель:  научить передавать объем предмета   черты характерные данным предметам при помощи  полосок бумаги. Учить пользоваться ножницами  и нарезать полоски. Познакомить детей с разнообразным видом аппликации. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:  цветная  двухсторонняя бумага, клей , кисть.

Способ получения изображения:ребёнок нарезает полоски бумаги определенной длины, обучить склеивать полоски ( колечком, петелькой) . Затем учить создавать определённый предмет из полосок. Дорисовать или  приклеить не достающие частии. В результате изображение получается объёмным.

Например: «Солнышко». «Цепочка» «Цветок» «Зайчик », «Мишка», «Колобок», «Волк», «Лиса», «Мышка», «Птичка», «Кошка»...

 

 

Поделки  из ваты.

Цель: научить пользоваться различными видами материала, с помощью их  передавать качество изображаемых   предметов цвета, фактуру , формы . Познакомить детей с разнообразным видом аппликации. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:вата  ,бумага, клей , кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения:ребёнок пальцами рук  растягивает вату, делая её тоньше и затем наклеивает на лист бумаги. Или заткм  катает вату  в комок большой или маленький , а затем наклеивает на бумагу. В результате изображение получается объёмным.

Например: «Снег». «Зайчик », «Снеговик», «Снежинки» , «Пудель», «Верба».                                                                                                                     

Поделки  из ткани.

Цель: научить передавать  изображение предмета при помощи  ткани. Познакомить детей с тканью  и разнообразным видом аппликации. Развивать мелкую моторику рук .учить составлять целое из частей.

Материалы :  готовые формы наклеенные на ткань, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения:ребёнок собирает картинку, предмет из готовых форм (ткань приклеенная на бумагу). Затем приклеивает их , создаёт картину, предмет  ( малышам педагог  выполняет один рисунок на всех). В результате изображение получается не обычное, живое.

Например: «Клоун». «Божья коровка» , «Снеговик», «Гном».

«Парусник», «Подсолнух».

Поделки  из ниток.

Цель: научить детей пользоваться нитками для  изображения  в аппликации   объёмных, фактурных  (пушистых ) образов. Познакомить детей с разнообразным видом аппликации. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:шерстяные  нитки, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения:ребёнок  берёт готовы нарезанные мелко   шерстяные  нитки  и раскладывает на готовую намазанную  клеем форму. Затем доклеивает не достающие части предмета. В результате изображение получается не обычное, объёмное.

Например: «Котёнок». «Зайчик », «Снеговик», «Цыплёнок», «Мишка»  «Собачка».

          Поделки из природного материала.

Цель: научить детей делать поделки с использовании природного материала. Познакомить детей с разнообразным видом аппликации и и различным природным материалом. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:  крупы, семена растений, клей ПВА, пластилин, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения:ребёнок  делает поделку по показу в-ля . В результате изображение получается  не обычным объёмным.

Например:

«Цветок».

Материал: семена клёна, пластилин и веточка.

Ход работы

Дети скатывают из пластилина круглую фору («лепешку») и по кругу втыкают семена клёна, затем веточку и крепят её на другом куске пластилина или просто ставят в вазу.

«Подсолнух»

Материал:

Семечки,  бумага, клей ПВА или пластилин.

Ход работы:

Дети наклеивают на бумаге лепестки, стебель и листья  подсолнуха, а на середине семена подсолнуха – семечки.

             4. Оригами.

Цель: научить детей складывать из бумаги различные  геометрические  формы  , а затем использовать их в создании  образов  разных предметов и  знакомых персонажей . Познакомить детей с оригами. Развивать мелкую моторику рук .

Материалы:цветная  двухсторонняя бумага, клей, кисть.

 Способ получения изображения:ребёнок  учется складывать вначале простые формы, затем  сложные.  Затем доклеивает, дорисовывает  части  до  полного  создания  данного образа. В результате изображение получается объёмным.

Например: «Салфетка». «Книжка », « Котёнок», « Бобик», «Лиса».            

Список литературы.

1. АрушановаА.Г.    Речь и речевое общение детей: 3-7 лет - М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 272 с.

2. Аверьянова А.     Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика- Синтез, 2001.- 56 с.

3.Богатеева З. А. «Чудесные поделки  из  бумаги» книга для  воспитателей  детского сада и родителей.-М.: Просвещение, 1992- 208 ил.-isbn5-09-00  3258-0

4.Гирнт  Сюзанна  «Волшебный  пластилин» изд. Мазайка – Синтез Разноцветные  поделки  из природного  материала . ООО « издательство» Айриспресс» e-mailleditor@ airis.ru

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.-123 с.

6.Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги.Академия развития г. Ярославль  серия  « Умелые  ручки» 1999 год.

7. Жукова Н.С., Матюкова Е.М., Филичева Т.Б.   Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Екатеринбург: АРД, 1998. –165 с. (Учимся играя).

8. КазаковаР.Г., Сайганова.Т.И., Седова. Е.М., Слепцова.В.Ю.,    Смагина. Т.В.                              Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование \ под. Ред. Казаковой Р.Г.- М.: ТЦ Сфера,2005- 128 с. (Серия» Вместе с детьми»).

9. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006.-73 с.

10.Новикова И.В. конструмрование  из  бумаги  в  детском  саду.4-7 лет. Г. Ярославль: Академия развития 2009.-96с.: ил.-( Д/С день за  днём. В  помощь воспитателям и родителям).

11.Салагаева Л. М. «Объёмные картинки» учебное методическое  пособие для  дошкольников .спб.: Детство-пресс: 2009.-64с., ил.+цв.вкл.

Ручной труд для детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста. Сант- Петеррбург.

12.Соколова С.В. оригами для  дошкольников: метод. Пособие  для  воспитателей. ДОУ.-спб.: Детство- пресс, 2005.- 64с., цв. Вкл.

13.Тарабарина  Т.И. Оригами и развитие  ребёнка. Изд. «Академия развития» г. Ярославль, Трефолева, 12.

14.Филичева Т.Б., Туманова Т.В.  Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: Гном- Пресс, 1999- 89 с. (коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей

с речевыми нарушениями.

Автор: Шапошникова Ольга Николаевна

Руководитель: Сазонова Светлана Анатольевна

Образовательное учреждение: АНО ВПО «Московский гуманитарный институт» ; ………, г.Москва.

       

MANUAL SKILLS AS ONE OF KINDS OF THE EMPLOYMENT, THE MANUAL SKILL DIRECTED ON DEVELOPMENT IN CHILDREN
WITH SPEECH INFRINGEMENTS.

Shaposhnikova Olga Nikolaevna

 «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - писал В.А. Сухомлинский.

В комбинированном детском саду ….для детей с ограниченными возможностями здоровья № ….. проводятся занятия «Ручной труд». На этих занятиях детей знакомят с разными видами работ из различного материала. Эти занятия способствуют творческому развитию детей, а также направлены на развитие их ручной умелости, а именно мелкой моторики пальцев рук.

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. В процессе индивидуальной или коллективной работы происходит развитие их трудовых умений и навыков: пользования клеем, ножницами, кистью и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках.

Следовательно, ручной труд – важный элемент гармоничного развития ребенка, и в детском саду он является обязательным [3, с.56].                              

Развивать творчество детей можно различными путями, например, создание образов предметов из бумаги (обрывная и вырезная аппликация; техника мозаики; поделки в технике «оригами»; создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения) [2, c.26].  

Ручной труд - это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Он способствует становлению речи ребенка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому.

         Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

 Вопросы исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Учеными физиологами, педагогами, психологами, исследователями детской речи (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова) установлено, что существует взаимосвязь развития руки и мозга ребенка.

М.М Кольцова считает, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты все когнитивные процессы.

 По мнению Л.И.Беляковой мелкая моторика выступает как компонент ручной умелости. «Воспитание ручной умелости надо начинать, максимально адаптируя ребенка в положении, облегчающем работу рук» считает она [1]. Весь цикл тренировок овладения движениями разгибания кисти и движением захвата можно условно разбить на два этапа: первый этап – устанавливает положение руки ребенка при манипуляции предметом, требующим одновременного действия четырех пальцев с одной стороны предмета и противоположного действия большого пальца с другой стороны предмета; второй этап – отрабатывают положение руки при манипуляциях с предметами, требующими индивидуальной деятельности большого пальца или более сложной функции пальцев.

         Первый этап включает обучение манипуляциям, которые облегчают самообслуживание ребенка [1, c.203].

         На втором этапе реабилитации ручной умелости – дифференцированные манипуляции [1, c.205].

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией» [4]. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук [4, c.147]. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Учеными доказано (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.), а практикой подтверждено, что ручной труд способствует развитию ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук и положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с нарушением речи (Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 287 с.
  2. Жарова Т. Развивающий эффект аппликации. Дошкольное воспитание – 2007. № 1 – с.57.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Издательство «ТЦ «Сфера», 2003. – с.46.
  4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.



 

Комментарии

ОЧЕНЬ  ИНТНРЕСНЫЕ СОВЕТЫ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ