Мастер-класс для родителей в детском саду «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Фролова Светлана Сергеевна

В разработке предлагается сценарий мастер-класса и презентация. На встрече родители узнают, что охватывает готовность ребенка к школе, им дается возможность оценить своего ребенка на предмет готовности и проанализировать «слабые места» в его развитии. Родители узнают о  доступных видах помощи дома, игры и упражнения, бытовые моменты, способствующие развитию дошкольника – будущего школьника!

4139
g1.jpg

4140
g2.jpg

 

 



Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podgotovka_k_shkole.zip2.72 МБ
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

 «ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

1.Вступительное слово психолога: Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

2. Вопрос для обсуждения: Какие чувства и эмоции переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка? («призываю к активности в оказании помощи ребенку»)

Зачем все это нужно?

Чем увереннее и спокойнее начнется для Вашего ребенка школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

3. Вопрос для обсуждения: В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе? (анализ ответов)   АНКЕТЫ №1 И №2

Доп-но: можно предложить предполагаемые критерии готовности. Далее: подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место) 

Развиваются, созревают, перестраиваются интеллектуальная (или интеллект), мотивационная (направленность ребенка, интересы), эмоциональная (созревают эмоции), волевая (волевые качества), коммуникативная (навыки общения), физическая сферы до такой степени, что он способен приступить, начать новый вид деятельности – учебный.

4. Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при пе реходе к систематическому организованному школьному обучению.

Значит, для успешной адаптации, успешного начала новой деятельности в жизни ребенка требуются: хорошо развитая интеллектуальная, коммуникативная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы – психологическая готовность.

Кратко и наглядно представлю критерии готовности на слайде (цветок).

Нарисуем (мысленно) портрет будущего первоклассника.

Работа с изображением цветка.

Цветок - это ваш ребенок.

Корни цветка, листья - дошкольная зрелость.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.

 Таким образом, развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.

Рост и развитие цветка (ребенка) зависит от корней и листьев (зрелости в той или иной сфере).

- интеллектуальная

- эмоционально-волевая

- мотивационная

- коммуникативная

- физическая

Педагогическая

Психологическая

Мотивационная        

Интеллектуальная

Коммуникативная

Эмоционально-волевая

Физическая

Итак, достаточно развиты (или что необходимо): АНКЕТА №3 (повторное оценивание родителями ребенка с учетом критериев)

Интеллектуальная готовность

Запас знаний

Мышление

Внимание

Воображение

Память

Речь

Мотивационная готовность

Желание стать школьником, заниматься серьезной деятельностью (а не игрой)

Интерес к новым знаниям  и умениям («Я научился!»), к окружающему миру, получение удовольствия от интеллектуального труда

Положительные представления о школе

Физическая готовность

Развитие соответствует возрасту.

  1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям, тяжёлым и хроническим заболеваниям.
  2. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание), спокоен, усидчив, нераздражителен, хорошо засыпает, не подвержен страхам.
  3. В речи нет выраженных задержек в развитии.
  4. Координация движений, ручная умелость

Развитие основных движений (бег, прыжки, метание…)

Коммуникативная готовность

  1. В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Стремление к общению

 Умение войти в детское общество, уметь действовать совместно с другими, уступать, подчиняться правилам игры, разрешать конфликты (без насилия), уметь договариваться, кооперироваться, достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции.

  1. В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ Ребенок должен осознавать условность общения, соблюдать дистанцию (учитель – это не мама, и не бабушка). Знать, когда можно вставать во время урока; отвечать, когда спрашивают,  ждать, когда не спрашивают; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам… Т.е. ребенок готов (хочет и умеет)  играть роль школьника.

Не бояться взрослых, задавать вопросы, просить помощи, адекватно реагировать на замечания. 

Эмоциональная зрелость

  1. Способен выдерживать нагрузки и  уверен в себе и своих силах (в момент преодоления трудностей);
  2. Не бояться новых ситуаций;
  3. Способность выдерживать разочарования; адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют, продолжает ли дело, если  что-то не получается). Уменьшение импульсивных реакций (сначала бросился сделать, потом подумал или не думал вообще)

Формируются высшие морально-нравственные чувства, которые становятся мотивом поведения (по отношению к другим людям, к своей деятельности): ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

Волевая зрелость

Подчинять свои действия правилам, школьному режиму, программе (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель, т. е. «надо»  перевешивает «хочу»).

Умение слушать, понимать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия (выполнять достаточно длительное время не очень интересное задание), оценить результат сделанного.

  1. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца (настойчивость, самостоятельность, организованность).

Своевременное включение в работу и достаточно быстрое переключение с одного вида деятельности на другой

  1. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок.

ИТОГИ

Если по всем критериям вас посещали мысли: «моя дочь (мой сын) это умеет, с этим справляется», то в 1 класс идти можно.

Если при чтении вы скорее недоумевали: «Неужели есть дети, которые все это умеют?», то с обучением лучше подождать, а год посвятить развивающим занятиям.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок существенно отклоняется от заданных нормативов, то лучше провести диагностику у специалистов и организовать специальные коррекционные занятия.

 Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствуют его благоприятному обучению и развитию.

        Не пугайтесь, все это формируется не за год до школы, а на протяжении дошкольного периода. И при благополучном течении развития ребенка – всё что нужно к школе оказывается развитым и сформированным.

5. Что же делать за оставшийся до школы период?

Даю общие рекомендации, выполняя которые у ваших детей будет развивать всё, что нужно для школы. Большинство в игре и в бытовой деятельности, а не на занятиях.

  1. Играть в настольные игры (показать).
  2. Изготавливать поделки, аппликации.
  3. Самостоятельно решать занимательные задания из спец. книг по подготовки к школе и детских журналов (показать), головоломки, загадки, викторины (Кто больше знает? Кто быстрее ответит? – соревновательные моменты).
  4. Развивающие игры: конструктор, пазлы, мозаика…
  5. Читать, пересказывать, обсуждать мораль, придумывать продолжение сказке...
  6. Беседы по темам. «Мои друзья», «Правила общения с друзьями», «Самое интересное в детском саду, на прогулке, на занятиях», «Мои поступки», «Как я справляюсь с трудностями?», «Как себя веду, когда злюсь?»
  7. Рисование по заданию (например: нарисуй лес, грязную дорогу, дерево с почками). Показывайте способы рисования.
  8. Для стимулирования нового уровня общения ребенка со взрослыми (как школьника) реко мендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, инте ресоваться их мнением, создавая види мость общения на равных.

Важно ставить его в позицию «стар шего», «взрослого», когда на него воз лагается «ответственность».

Дома для детей полезно выделить специаль ные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).

Труд школьника принимает характер общественно-значимой деятельности. Если ребенок дома трудится, то он лучше учится в школе. Для того чтобы труд был успешным нужна положительная стимуляция  (похвала, поощрение, обществ. мотивация – труд для других).

  1. Форми руйте волевую регуляцию своего поведения через игры с правилами, в повседневных делах, во время занятий («доведи работу до конца!»).
  2. Просите ребенка описать способы выпол нения задания, придумать, как можно нарисовать, вылепить, вырезать что-либо, спланировать свои действия, пред ложите распланировать день, попросите  рассказать, как можно  пройти от дома до сада.. и самому оценить результат.
  3. Проводите небольшие опыты, физические эксперименты и про сите детей  объяснить по-своему суть наблюдаемых явлений: почему кипит вода в чайнике, почему весной появля ется зеленая трава, а осенью желтеет. Можно вести дневник наблюдений за погодой. (привести пример эксперимента)
  4. Заведите тетрадь, в которой ребенок отмечал бы выполнение своих постоянных поруче ний (формируется самоконтроль).
  5. Формируйте положительное отношение к школе, мотивацию: беседуйте («Что я буду делать в школе?», «Каким я буду учеником?»), рассказывайте и показывайте фото из школьной жизни, школьные атрибуты. Игры в школу, организация рабочего места – игра «Каждой вещи свое место», познавательного уголка «Любознайка» (книги, атласы, наст. игры, плакаты, макеты). Обеспечьте культурный досуг. Больше наблюдайте, объясняйте, отвечайте на вопросы. Познавательная активность родителей также должна быть высокой.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

  1.  В работе можно использовать таймер. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ!!!
  2.  Развивайте навыки общения.
  3. Решайте поведенческие проблемы (гиперактивность, агрессивность, тревожность, замкнутость), подверженность нервным заболеваниям и т.д. - пересмотрите некоторые воспитательные моменты или  обратитесь за рекомендациями к специалистам.

6. Раздача памяток для родителей «Учебно-игровая деятельность».

7. Анализ психолога по результатам проведённого мероприятия. Составление вопросов для будущей работы.


АНКЕТА №1

В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе?

АНКЕТА №2

ОЦЕНКА РЕБЕНКА РОДИТЕЛЯМИ №1

ФИ ребенка________________

Оцените, пожалуйста, своего ребенка по пятибалльной шкале.

Особенности развития ребенка

1

2

3

4

5

  1. Интеллектуальная готовность (не педагогическая: счет, письмо, чтение)

  1. Мотивационная готовность

  1. Коммуникативная (общение со сверстниками)

  1. Коммуникативная (общение со взрослыми)

  1. Эмоциональная готовность

  1. Волевая готовность

  1. Физическая готовность

АНКЕТА №3

ОЦЕНКА РЕБЕНКА РОДИТЕЛЯМИ №2

ФИ ребенка________________

Оцените, пожалуйста, своего ребенка по пятибалльной шкале.

Особенности развития ребенка

1

2

3

4

5

  1. Интеллектуальная готовность (не педагогическая: счет, письмо, чтение)

  1. Мотивационная готовность

  1. Коммуникативная (общение со сверстниками)

  1. Коммуникативная (общение со взрослыми)

  1. Эмоциональная готовность

  1. Волевая готовность

  1. Физическая готовность

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вопросы подготовки к школе волнуют и родителей, и учителей и даже самих детей.

- Неподготовленного к школе ребенка ждут неуспехи в учебе, страхи, тревожность и т.д.

- Что же делать за оставшееся до школы время?

Предложенные задания обеспечивают переход вашего ребенка от стадии дошкольника (с ведущей деятельностью – игровой) к стадии школьника (с ведущей деятельностью – учебной). Школьник – хочет познавать, а не играть!!!

УЧЕБНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Настольные игры
  2. Изготовление поделок, аппликации
  3. Головоломки, занимательные задания из спец. книжек для Подготовки к школе и детских журналов. 20-30 мин в день занятий.
  4. Викторины, загадки («Кто больше знает о животных: ты сынок или Карлсон?»).
  5. Детский конструктор (типа Лего).
  6. Подвижные игры с правилами.
  7. Упражнения «Выполни по образцу»; упр, требующие самостоятельных решений.
  8. Развивайте речь.  - Инсценирование и чтение сказок по ролям. Придумывание сказки с продолжением. Или: придумать другой конец известной сказке. Чтение стихов. Чтение рассказов (с моралью). Пересказы, составление рассказов по картинкам.

- Беседы по темам. «Мои друзья», «Правила общения с друзьями», «Самое интересное на прогулке», «Мои поступки», «Как мы справлялись с трудностями в походе?».

- Просите ребенка понятно что-то объяснить (это социализация речи).

  1. Рисование, но по заданию (например: нарисуй лес (который рядом с нашим домом), грязную дорогу, дерево с почками). Показывать способы рисования.
  2.  Включение игровых персонажей в занятия (например, Незнайку и Знайку), путешествие в сказочную страну, в страну грамотеев, в царство ловушек.
  3.  Для стимулирования нового уровня общения ребенка со взрослыми (как школьника) реко мендуется больше разговаривать с детьми, обсуждать их проблемы, инте ресоваться их мнением, создавая види мость общения на равных. Важно иногда ставить его в позицию «стар шего», «взрослого», когда на него воз лагается «ответственность». Дома для детей полезно выделить специаль ные поручения, выполняя которые, они бы видели результат и чувствовали его важность для всей семьи (например, содержать в чистоте обувь всех членов семьи, кормить кошку, поливать цветы).

По сравнению с дошкольником (труд по самообслуживанию), труд школьника принимает характер общественно-значимой деятельности. Если ребенок дома трудится, то он лучше учится в школе, у него будет формироваться положительное отношение к учебному труду. Задача взрослого: добиться максимума самостоятельности в труде, но для этого нужно, чтобы труд был успешным; положительная стимуляция труда (похвала, поощрение, обществ. мотивация – труд для других).

  1.  Форми руйте волевую регуляцию своего поведения (подчиняться правилам в подвижных играх, в обществ. местах,  в повседневных делах, во время занятий).
  2. Учите навы кам учебной работы — умению при нять задачу, описать способы ее выпол нения, сосредоточиться на самостоятельном выполнении, проконтролировать работу; учите планировать свои действия, видеть их результат (для этого можно пред ложить детям помочь распланировать день, попросить ребенка рассказать, как можно  пройти от дома до школы, дать зада ние придумать, как можно нарисовать, вылепить, вырезать что-либо, спланировать этапы работы).
  3. Полезно вместе с детьми проводить небольшие опыты, физические эксперименты и про сить их объяснить по-своему суть наблюдаемых явлений: почему кипит вода в чайнике, почему весной появля ется зеленая трава, а осенью желтеет. Можно вести дневник наблюдений за погодой).

Очень полезно применение заданий с самоконтролем: например, родителям можно посоветовать завести для ребен ка календарь, в котором он бы отмечал выполнение своих постоянных поруче ний цветными фломастерами.

  1. Формируйте положительное отношение к школе, мотивацию.
  2.  Обеспечьте культурный досуг. Больше наблюдайте, беседуйте, объясняйте. Познавательная активность родителей также должна быть высокой. Проводите «Вечера семейных чтений».
  3.  В делах можно использовать таймер. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ!!!
  4.  Развивайте потребность в общении. Учите ребенка устанавливать контакты с другими детьми (а не только общаться с теми, с кем пришел из садика), со взрослыми (учителями, поварами), действовать совместно с другими, подчиняться интересам группы, уступать, защищаться, уметь поддержать игру, предложить свою, слушать собеседника, не кричать, не конфликтовать.
  5.  Если у ребенка есть поведенческие проблемы (гиперактивность, агрессивность, тревожность, замкнутость), подверженность нервным заболеваниям и т.д. обсудите на семейном совете и пересмотрите некоторые воспитательные моменты или  обратитесь до школы за рекомендациями к специалистам.
  6.  Развивайте мелкую моторику рук (задания на бланках).