Народные декоративно-прикладные промыслы
занимательные факты (подготовительная группа) по теме

Корнильцева Ольга Николаевна

Материал о народных промыслах - Дымке, Хохломе, Городце: возникновение, художественные особенности, материалы, способы изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Декоративно-прикладное искусство России.

Дорогие друзья, приглашаем вас в путешествие по старинным русским городам – Городцу, Вятке, Семенову, Торжку, Гжели, Жостову, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, послушать о мастерстве простых людей да полюбоваться на красоту неповторимого разнообразия художественного оформления домов, предметов быта, игрушек. Поражает, с каким вдохновением и ощущением прекрасного сделаны обычные ложки, черпаки, веретена и прялки, изделия из металла и керамики. Как прекрасно исполнены предметы будничной и праздничной одежды крестьян, убранство невест – они до сих пор восхищают совершенством мастерства каждого ценителя народного искусства. В облике этих предметов талантливые мастера умела гармонично соединять практическую целесообразность и художественное совершенство.

Ушли в прошлое вместе со старым крестьянским бытом прялки, вальки, пряничные доски, кованые светцы и сундуки, но осталось искусство обработки дерева, металла, пряжи, бересты, кожи.

Во многих районах, городах России охранялись неповторимые традиции народного творчества, развиты местные виды искусства, но этот опыт часто теряется в суете дел нашей жизни, сохраняясь только как послание прошлого, как собрание прекрасных экспонатов музея.

Приглашаем вас еще раз взглянуть на мастерство рук человеческих, проникнуться уважением к эстетической, художественной ценности произведений народного искусства, почувствовать силу и выразительность их образов.

Росписи старинного города на Волге Городца.

Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не было столь разнообразным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Фантазия народа создала и произвела великое множество этих нехитрых предметов ткацкого домашнего ремесла. А что мы сегодня знаем о прялке, древнем, как сама жизнь, приспособлении, которое в старину можно было встретить в каждом крестьянском доме?

Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Это ремесло, как и ткачество, пришедшее к нам из глубины веков, стали символами женского трудолюбия. О труде пряхи народ создавал поэтические сказания, песни и живописные произведения. Прялка была одним из самых положительных предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок -  прялку у лучшего деревенского живописца. Для девиц и молодых женщин она рисовалась с особым старанием. Иногда в затейливый узор вписывались надписи С добрыми пожеланиями, прибаутками, шутками. "Сия прялка изрядна, хозяюшке обрядно". Для детей тоже делали прялочки, но маленькие и попроще. Русская прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляется кудель и горизонтальной доски – донца, на которое садится пряха. Стояк и донце соединены под прямым углом. Интересно, что разрисованное донце прялки при желании могло стать украшением дома, если снять стояк с гребнем, что и делалось. Характер расписного орнамента, гамма красок создавали неповторимый облик прялки, который являлся традиционным для определенной местности, края, целой области России. Так вот, в Городце рисовали знаменитые на все Поволжье прялки.

Городец принадлежит к числу древнейших русских городов, основанных Юрием Долгоруким в 1152 году. На старинной расписной ладье плывет по Волге славный князь. Радушно встречает его народ. На белом коне въезжают в город князь и его дружина. Так начинается веселый праздник с песнями, плясками, чаепитием, всяким рукоделием, на что способна земля Нижегородская.

И сегодня сохранился неповторимый колорит древнего города, что раскинулся на высоком берегу Волги. Стоят дома, украшенные искусной резьбой – фантастическими драконами и русалками – берегинями особенно хорош был Городец в шумные дни ярмарок. Красочной вереницей спускались лавочки, лавчонки, навесы к берегу Волги. Чем только там не торговали: кренделями, пряниками, булками, баранками, сладостями. Можно было выпить горячий сбитень, чай, купить фрукты, овощи. В "изящном ряду" можно было купить сани, дрова, плетеную мебель, корзины, корыта, решета, посуду глиняную и хохломскую. В Городце и в наше время работают художники фабрики "Городецкая роспись".

Что же характерно для художественной росписи Городца?

В давние времена особенно почитались росписи прядильных донец. Мастера любили рисовать сложные композиции – сцены городского быта. На основной плоскости донца часто изображались сцены разнообразных застолий в богатом купеческом доме. Много внимания художник уделял интерьеру, который передавался с особой тщательностью. В украшении присутствовали часы – модная по тому времени вещь людей, живущих в достатке. Пышное обрамление часов напоминало "Кудрину" золотой хохломы. Нарисованные тонкой кистью окна прикрывали богатые из темно-красного бархата, присборенные занавески. В центре рисовались столы, круглые или овальные, а вокруг них мягкие диваны и стулья на точеных ножках. В таких интерьерах обычно изображали свадьбу, праздничное застолье, встречу барышень и кавалеров, сватовство. Любили рисовать гулянья на лошадях, военные баталии и многое другое. Нечто не ускользало от глаз крестьянского мастерового: костюмы самых различных фасонов и стилей – фраки, пиджаки, мундиры, платья с декольте и наглухо застегнутыми воротниками, кринолины и шляпы с пышными перьями, изящные зонтики и веера. Особенно любили писать мастера "даму и кавалера у самовара".

При всем разнообразии Городецкая роспись имеет свои ярко выраженные художественные особенности, что дает возможность говорить об этом искусстве, как самобытной разновидности русского народного живописного творчества.

Один из ведущих мастеров Городецкой росписи Аристарх Евстафьевич Коновалов выделяет следующие ее качества: праздничность, торжественность, красочность. Эти качества находят выражение не только в сюжетах и символических картинах, но и в орнаменте с пышными бутонами, розами и соцветиями, купавками, листьями.

Примечательно, замечает Аристарх Евстафьевич Коновалов, что каждое событие или действие изображалось мастером с чувством любования красотой, с чувством важности происходящего. За столом восседали торжественно, чинно прогуливались пешком, выступали мерно и плавно, на конях гарцевали важно и горделиво.

Городецкая роспись – это оформление плоских поверхностей, которые в печи не закаливаются, мастера и художники имеют больше свободы в выборе палитры. Наиболее характерным фоном для росписи Городецкие мастера считали желто-лимонный. Как рассказывает Аристарх Евстафьевич Коновалов, при изображении птиц, животных, цветов преобладали красный сурик и вишневый бакан, голубая мелорь и синяя лазурь, английская красная и желтый крон и различная по оттенкам зеленая и коричневые краски. Мастера составляли самые разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. При кажущемся многоцветии здесь нет случайных тонов. Важнейшая часть Городецкой росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками.

Искусство золотой хохломы.

Мастерами тонкой кисти называют потомственных живописцев из города Семенова – центра искусства хохломской росписи, который вот уже без малого триста лет воспроизводит накопленный многими поколениями опыт безвестных и знаменитых "красильщиков деревянной посуды и мебели, токарей и резчиков по дереву, грунтовщиков и лагильщиков предметов крестьянского быта".

Поставцы, бочата, утицы, ковши расписные, чаши, тарелки, ложки – на них горят золотом алые узоры знаменитой хохломской травки. Искусство хохломы – это не только роспись, это умение творчески осмыслить традиции, характерные для русской деревянной посуды, создание новой, выразительной формы изделия, затейливого орнамента, знание сложной технологии изготовления.

Художественный стиль хохломской росписи, как считают исследователи народного искусства, связан с древнерусским декоративным искусством. И одецкие в палитры пешком, выступали мерно и плавно, на конях горцевали важно и горделиво. ки и нижегородский край служит тому подтверждением. Издавна в нем процветали художественные ремесла – иконопись, оформление рукописных книг, резьба и роспись по дереву (пряничные, набоечные доски и посуда), шитье золотыми и шелковыми нитями по бархату, шелку и многое другое. Развиваясь рядом с этими видами народного искусства, хохломская роспись испытывала их влияние, но ее собственные черты сложились ярко и индивидуально.

Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России.

Слава хохломской росписи к концу ХIХ века растет со сказочной быстротой. Хохломская мебель и посуда появляются на крупных зарубежных и отечественных выставках в Париже, Лондоне, Чикаго, Берлине, Каире, Бейруте…

Хохломскими изделиями бойко торговали фирмы Нижнего Новгорода, Парижа, Варшавы. В германии, однако, был построен завод по выпуску посуды, подобной хохломской, но экспорт национальных традиций не мог увенчаться успехом, и хохлома продолжала оставаться уникальной и неповторимой во всех отношениях, глубоко национальной.

Одним из приемов художественной обработки дерева в хохломе является кистевая роспись, требующая от мастера виртуозного владения кистью, требующая от мастера виртуозного владения кистью, способности к импровизации в пределах сложившихся традиционных орнаментальных и композиционных схем.

Искусство хохломской росписи становится уникальным, благодаря применению при отделке изделий особой техники получения светящегося золотого фона без применения драгоценного металла.

Как же создается хохломское изделие?

Первый этап – это вытачивание из липы или из березы. Выточенное на токарном станке изделие покрывается жидким слоем местной глины  с добавлением небольшого количества растительного масла. Потом изделие покрывается алюминиевым порошком, который мастер втирает тампоном. Изделие становится похожим на металлическое. Затем роспись, нанесенная масляными красками, сушится, покрывается лаком и закаливается в электропечах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а просвечивающий сквозь алюминиевый порошок становится "золотым". Таким образом, изделие не боится ни жары, ни холода.

Для хохломской росписи характерны два вида письма: верховая роспись и роспись под фон. А ведущей росписью является травное письмо.

Художественный стиль хохломской росписи в своих истоках связан с древнерусским декоративным искусством.

Существует несколько основных вариантов травного письма: на бочатах и солонцах – кустики, на поставцах – стройные осоки, на чашах и блюдцах – пышная растительная ветвь.

Ветвь обрамляет дно чаши, на котором рисуется розетка из черно-красных трав. Розетка частенько заключалась в ромбовидную фигуру "пряник", быть может, потому, что напоминала по форме пряник, который в ХIХ веке подавался к праздничному столу на блюде. Травные узоры выполняются в технике верхового письма – гибкие травинки наносятся концом кисти поверх золотого фона. В сочных мазках слой киновари – фантазии русского мастера, живое чувство природы и мечта о сказочной красоте скромной былинки – травки, о диковинном растении. О травушке шелковой поется в старинной свадебной песне, распускаются цветочки лазоревые, въется золотой яр-хмель.

И дальше:…Как на нашей стороне

Житье пребогато

Серебрены листья,

Цветы золотые…

Золотые узоры появлялись, когда возникло фоновое письмо. Оно отличается от верхового: сначала наносится линейный контур рисунка, затем закрашивается фон и оживляется мягкими мазками оставленный незакрашенным серебряный орнамент. После покрытия лаком и закалки в печи золотые цветы и листья сверкают червонным золотом на алом или бархатном фоне.

Так пишут и "Кудрину" – орнамент, напоминающий золотые завитки, кудри, гребешки. В Семеновском музее хранится чаша с золотыми листьями, орнамент которой напоминает узоры заволжской домовой резьбы, бывшей в моде в ХIХ веке.

Эти узоры здешние мастера использовали по-своему, украшая точеную деревянную посуду.

В технике фонового письма, помимо Кудрины, исполнялись и другие орнаменты, например древка – деревце с крупными золотыми цветами. Листьями и курчавыми усиками, славянская вязь и переплет – узор из веток и полос, переплетенных между собой.

Хохломская роспись выполняется в свободной живописной манере, прелесть которой в сочетании непринужденности сочных мазков с изящными росчерками концом кисти цветущего растения, сказочного оперения жар-птицы, вьющегося, плавнольющегося узора трав.

Изделие золотой хохломы, известные сегодня во всем мире, выполняются не одним поколением народных умельцев. Рисуют их целыми семьями, бережно передавая мастерство своим детям.

Искусство русской глиняной игрушки

Дымковская расписная игрушка.

Искусство глиняной игрушки как одно из самых древних по праву признается уникальным и самобытным явлением культуры.

Как знать, всегда ли глиняная игрушка была "игрушкой", но удивительные фигурки коней, всадников, коней, барынь, зверей и сегодня много говорят о людях, их сотворивших.

Свои представления о мире, природе, о вечном добре, печали и радости безымянные авторы вкладывали в маленькие, неприметные творения рук своих, скупыми средствами добиваясь выразительности образа. И сейчас поражает нас безудержная фантазия, изобретательность мастера, способного на выдумку и "разную разность". Чтобы удивить, порадовать и ребенка и взрослых, позабавить всех.

Веселое это искусство – глиняная расписная игрушка, ласковое и неожиданно удивляющее, простое, доходчивое и по-народному мудрое!

Один из видных исследователей русского народного творчества В.С.Воронов называл игрушку "малой бытовой скульптурой". С этим можно в полной мере согласиться, воспринимая ее сегодня как часть предметной среды. История глиняной игрушки связана с развитием гончарного ремесла в России. Время донесло до нас названия древних русских городов, где издавна делали игрушку. Это Новгород, Москва, Коломна, Рязань, Зарайск и многие другие.

Игрушечный промысел настолько самобытен и во многом неповторим, что и сейчас интересно знать, как же изготовляли глиняную игрушку в старину. Может, древний мастер знал секрет какой?

Известно, что игрушку, детскую забаву, исполняли практически везде, где были залежи специальной глины. Лепили ее вместе с домашней посудой в основном женщины и дети, для себя, а со временем – для продажи на ярмарках.

В Москве, например, в бывшей гончарной слободе лепили игрушки из красной глины, как и посуду, по разному. Иногда лепили по частям из отдельных комочков глины, которые затем соединялись, а швы аккуратно заглаживались. Лепили и сплошные и пустотелые игрушки с отверстием для свиста или для круглых камушков – погремушки для маленьких.

Вылепленные игрушки просушивали, часть из них закаливали, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести (ангобом) и обжигали. Ангобом украшали фигурки людей, коней, птиц, погремушки – разнообразным орнаментом.

Многие поколения гончаров отрабатывали навыки и приемы лепки из глины в результате чего рождались наиболее выразительные формы игрушек, ставшие традиционными для игрушечных промыслов. В русской глиняной игрушке преобладало сравнительно небольшое количество сюжетов: женская фигура, конь. Всадник, птица, медведь, олень. Гончар в процессе создания замысла мог видоизменять тему в меру своей одаренности и фантазии, своего вкуса и мастерства, местных традиций.

Лишь в некоторых местах в России глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом, к ним как раз и принадлежит производство знаменитых сегодня на весь мир дымковских игрушек.

Глина – особый материал, но он прост в работе и недолговечный в длительном хранении. Подготовка глины к работе и сама технология изготовления игрушек по существу и раньше и теперь одинаковы, хотя и имеют местные особенности.

Глину можно сделать хорошей, пластичной, если ее правильно заготовить, считает знаменитая художница, скульптор Г.А.Климовская.

Самобытный и яркий художник, создавая свой стиль глиняной игрушки в старинном русском городе Торжке. Пластические свойства глины зависят не только от химического свойства, но и от живых микроорганизмов. Если их убить, то глина превращается в пыль. Часто приходится наблюдать, как свежая глина, приготовленная "по всем правилам", плохо лепится, при высыхании трескается, налепы осыпаются. Это происходит от неумения ей пользоваться. Глину, добытую в природе, необходимо залить водой. Очистить от примесей и хорошо перемешать. Даже на второй день после внешней ее готовности нельзя к ней прикасаться. Надо запомнить, что в глине происходят сложные процессы,  в ней размножается огромное количество вредных микроорганизмов, опасных для здоровья, вредных для кожи. Глина в первый период после замеса еще не приобрела пластических свойств и необходимой плотности. Она должна перебродить, расшириться и сжаться (происходит даже внутренний разрыв глины). Полезные микроорганизмы, составляющие основу клейкости глины, постепенно размножаются и пожирают всю вредоносную среду, занесенную в глину при замачивании.

Вылеживается глина в тепле до +36оС. Ни один уважающий себя гончар не приступал к работе раньше, чем глина не "созрела". А созреет она через год-два. Только тогда она станет здоровой, пластичной. Она послушна, хорошо примазываются отдельные части при лепке и т.д.

Глину нельзя хранить в металлической таре, например, оцинкованной. Окислы металла в глине вступают во взаимодействие со стенками сосуда, разрушают их, а глина становится более серой, хрупкой.

Для сохранения влаги глину нельзя покрывать тряпкой, это можно делать лишь за несколько часов до занятий. Нежно глину смазывать растительным маслом. Почему? Потому что жир становится средой для вредных микроорганизмов, которые способствуют разрушению материала, потере пластических свойств и в итоге обезжиривают, сушат глину.

Не следует также заливать глину горячей водой, она разрушает ее. Не рекомендуется для сохранения влаги часто заливать глину сырой водой. В воде много солей, а они обезжиривают, иссушают, истощают глину.

Заранее приготовленная для лепки глина пред самым занятием требует, чтобы ее еще раз перемяли. Если комки глины подсохли, ее можно раскатать влажными руками или на короткое время накрыть влажной тряпкой, а затем перемять. Если глина перед занятием оказалась очень влажной, то ее следует раскатать в сырых руках, и она быстро подсохнет.

Если глина получилась жирная, можно добавить мелкий песок. Он просеивается и затем промывается до тех пор, пока вода, в которой он моется, не станет светлой (доза зависит от глины 1/10 – 1/5 часть).

Если глина очень сухая, не пластичная, можно добавить глицерин. Но лучше, когда глина бродит и созревает до нужного состояния.

В условиях детского сада глина заготавливается впрок. Пока одной порцией глины работают, другая вылеживается и бродит до будущего года. Пересохшую от частого использования глину следует оставить на несколько месяцев и выдержать в тепле во влажном состоянии.

При обжиге местная серая глина дает охристый или розово-оранжевый черепок. Теплая, бархатистая поверхность обожженных изделий расписывается красками. Фон не закрашивается, а служит важной цветовой частью узоров.

Если нет возможности обжечь изделие, то его следует тонировать. Для этого используется клей ПВА, столярный клей или яичный желток. Краски – охра, белила, коричневая, оранжевая – составят цвет обожженной глины.

Ребенку следует работать все время чистыми руками, тогда он не будет испытывать неприятных ощущений от налипшей на руки глины. На рабочем месте может стоять коробка для мусора, туда стряхиваются подсохшие крошки глины. Дети должны знать, что сделать налепы на подсохшую поверхность изделии нельзя, при высыхании они осыпаются, но и по мокрой, скользкой поверхности это делать тоже нельзя. Смоченная поверхность должна быть липкой, вязкой. Более мелкие детали делаются из более влажной, мягкой глины.  Только тогда они хорошо примажутся, присосутся к основе, на которую накладываются. Вода же попадая в швы, щели как бы размывает глину, между примазанными частями образуется вакуум. В работе используется также влажная губка, тряпка, сухая ткань.

Исследователь народного творчества И.А.Богуславская пишет о том, что народному искусству свойственно веками удерживать и видоизменять древние образы и приемы. Глиняная игрушка уже более 150 лет существует в слободе Дымково в г. Кирове (г. Вятка). Само происхождение промысла связывается с народным праздником "свистулья". А лепили их когда то и раскрашивали мастеровые, которых еще в ХVI веке великий князь Московский Иван III, стремясь подчинить некоторых жителей города Великий Устюг  влиянию Москвы, выселил из слободы Дымково, что на другом берегу реки Сухоны.

Так обосновалась часть устюжан за рекой вяткой и название слободы своей перенесли на новое место. Так и пошло название Дымковская слобода, что за Вяткой. Дошло до наших дней и облетело все страны мира вместе с прекрасной, редкостной по красоте и нарядности игрушкой.

Во многих исторических записях находим мы сегодня упоминание о веселом народном празднике "свистопляске" или "свистулье", во время которого несколько дней были шумные ярмарки, стоял в городе смех, шум, веселье и свист в глиняные свистульки, которые на ярмарочных рядах занимали едва ли не главное место среди прочего товара.

Скульптурные нарядные фигурки барынь, водоносов, кавалеров и всадников, коней и индюков, птиц, различные сценки из провинциальной городской жизни: катание на каруселях, катание на лодке, чаепитие, кавалеры с барышнями – вот те нехитрые сюжеты, которые составляют праздник красок замечательных игрушек Дымково.

Характер этой игрушки особый. Пластика и силуэт фигурок, их орнамента и сочетания красок дополняются выразительными деталями лепки – пышными воланами на платьях кукол и оперении индюков и птиц, пышными цветами на голове и шляпками, нарядной кокардой и эполетами на всадниках и кавалерах. Эти детали являются замечательным украшением игрушек, звучным цветовым камертоном, их художественным украшением.

В дымковской игрушке есть своя гамма цветов: синего, желтого, малиново-красного, железного, коричневого, оранжевого и черного, которая необычайно контрастирует с яркой белизной фона игрушки. Основу дымковской росписи составляет простейший геометрический орнамент, состоящий из кругов и овалов, прямых, волнистых и зигзагообразных линий. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент.

Роспись дымковской игрушки идет по меловому грунту (мел разводят на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, приобретают глубину и яркость, дают матовую поверхность.

В пластике формы, ее лепке основой женской фигуры – барыньки – являлась юбка-колокол с торсом, которая варьировалась каждой мастерицей по-своему. К "ступке" отдельно прилеплялся шарик-голова, руки калачиком и другие лепные дополнения. Роспись передает характер, внешний вид нарядной одежды и украшены простым орнаментом, но предельно красочным и декоративным. Что же отличает дымку от других расписных игрушку? Различные сочетания одинаковых мотивов создают впечатление  богатого разнообразия узоров игрушки.

Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали (тончайшие листики из сплава меди и цинка, имитирующие золото). Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковской игрушке.

Народный талант импровизации неиссякаем. Мир образов дымки бесконечно светел, радостен, весел, в меру реальный и сказочный, наивный и необыкновенно искренний. Сюжеты игрушек необыкновенно разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики в виде индюков с хвостами жар-птицы и деревьев с красивыми розами-цветами.

Были на промысле и свои знаменитые мастерицы – художницы: Мезрина А.А., Кошкина Е.З., Пенкина Е.И. Есть прекрасные мастера и сейчас.

Сегодня в дымковской игрушке мы видим много новых оригинальных сюжетов, сказочно прекрасных персонажей, исполненных руками молодых мастериц-художниц.

Развитие промысла дымковской игрушки определяется усилением декоративности в орнаменте росписи, поисками новых средств выразительности в пластике образов. Нить древней традиции в русской игрушке постоянно обновляется, сохраняя самое важное – живые корни народной культуры. И в музее, и в детском саду обаятельные фигурки дымковских игрушек воспринимаются как живая связь времен, воплощением прошлого в настоящем.