"Типы семейных взаимоотношений"
презентация по теме

Намдакова Людмила Викторовна

работа с родителями, родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon типы семейных взаимоотношений2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.

Выделяют 4 типа семейных взаимоотношений:

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

             \\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\дети\1491935.jpg

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье - система отношений, где родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.

Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей.

Результат - у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.  

\\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\дети\kids-and-parents3.jpg

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования   взрослых  от  детей,   может  порождаться  тактикой  «невмешательства». При  этом   предполагается,  что  могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.

                                   \\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\дети\unhappylistener.preview.jpg

Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество, как тип взаимоотношений  в   семье,  предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации   преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

\\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\semya_580.jpg

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Причем их можно представить в определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной ситуации.

\\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\дети\roditeli_vershiteli_sudeb.jpg

То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Конфликт - жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневными контактами. Слово «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий.

\\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\дети\31_0167.jpg

Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям

Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:

  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
  • чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями;
  • поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
  • поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
  • конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;
  • полное взаимное отчуждение и враждебность.

         \\172.16.83.19\f\Мои документы\Мои рисунки\дети\15206.jpg

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С   уважением относиться  к стремлению  всех остальных членов  семьи  делать карьеру и самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

О стилях семейного воспитания написано множество книг и проведено не меньше исследований. Но я попыталась рассмотреть данный вопрос несколько нетрадиционно......

Презентация "Типы семейных взаимоотношений"

Материал для родительского собрания, посвященного воспитанию детей....

Влияние типов семейных взаимоотношений на развитие детей 4-5 лет

Каждому родителю важно знать, как нужно строить свои взаимоотношения с детьми,что нужно для того, чтобы своими методами воспитания не навредить своему чаду!...

Консультация для родителей "Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей"

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей...

Типы семейных взаимоотношений и воспитания

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений...

Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее ц...

Консультация для педагогов "Типы семейных взаимоотношений"

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствование межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ...