Ребенок и компьютер
статья (старшая группа) на тему

Матыцина Светлана Владимировна

Отличительной чертой времени,в котором мы живем,является стремительное проникновение инфармационных технлогий во все сферы жизни.Но главное,что бы наши дети не попали в зависимость от "компьютерного друга",а ценили живое,эмоциональное человеческое общение и стремиллись к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_kompyuter.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все  сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой – нибудь популярной телепередачи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными  электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

   Компьютер является для ребенка игрушкой, необычной и привлекательной. Чем компьютер отличается от любой другой игрушки:

  1. Компьютер является интерактивным средством.
  2. Компьютер – это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.
  3. Компьютер – дополнительное педагогическое средство развития ребенка.
  4. Компьютер – многовариативный дидактический материал.

Давайте попробуем выяснить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка – дошкольника.

Компьютер влияет положительно:

  1. Вызывает положительный интерес к новой технике;
  2. Устраняет страх ребенка перед новой техникой;
  3. Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
  4. Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
  5. Воспитывает внимательность, сосредоточенность;
  6. Обязывает ребенка действовать в темпе, заданной программой;
  7. Позволяет лучше и быстрее освоить понятие цвета, формы, величины;
  8. Развивает быстроту действий и реакций.

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможностей личности ребенка.

    Специфика компьютерных игр, по мнению Е.В.Зворыгиной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику своего творчества.

    Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, например, из – за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

    Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность, предлагать решения без риска получить низкую оценку своей деятельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но  при этом очень важно, что находиться внутри компьютера, в какие игры играют дети. Специалисты выделяют следующие их виды:

  1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были;
  2. Игры – приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма;
  3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры;
  4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм;
  5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т.д.;
  6. Диагностические, применяемые специалистами для выявления уровня развития у детей умственных способностей, памяти, внимания и т.д.;
  7. Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста:

  1. В игре должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность и правильность действий;
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше, чем традиционный шрифт компьютера;
  3. Изображения на экране должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей;
  4. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком;
  5. В обучающих играх используется правильные ответы, доступные дошкольникам;
  6. Нежелательно применение системы оценок в баллах;
  7. Лучше, если программа имеет логическое завершение, - построен дом, нарисован рисунок.

Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Чтобы компьютер приносил детям пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребенка и придерживаться следующих правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером:

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день;
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня;
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз;
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена;
  5. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а еще неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение;
  6. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка;
  7. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.;
  8. В процессе игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз;
  9. Игровую деятельность нужно сменить физическими упражнениями и играми.