"Шустрики" и "мямлики".
статья по теме

Пегушина Елена Викторовна

Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких, превращающихся в глобальную, проблем современного перегруженного мира становится массовое проявление у детей гипер- и гиподинамического синдрома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shustriki.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ШУСТРИКИ» И «МЯМЛИКИ»

Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких, превращающихся в глобальную, проблем современного перегруженного мира становится массовое проявление у детей гипер- и гиподинамического синдрома.

Чем раньше установлен диагноз: гипер- или гиподинамический синдром, тем лучше для ребенка и его родителей. Особенно это касается гиподинамических детей. Гипердинамичность ребенка бросается в глаза и довольно быстро приводит семью к невропатологу, который без труда установит диагноз (правда, не всегда удосужится объяснить родителям, что именно этот диагноз означает). Гиподинамических детей, напротив, иногда годами тормошат, стыдят, обвиняют в отсутствии целей и интересов. И никому даже в голову не приходит показать ребенка врачу.

На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребенка вышеописанных синдромов?

  1. во-первых, конечно, на наличие других неврологических диагнозов. В первую очередь, это относится к диагнозам «ММД», «энцефалопатия», «синдром внутричерепной гипертензии». Если что-то из этого имеется, то вероятность развития одного из  синдромов очень высока (90%);
  2. наличие неконтролируемой моторной активности.
  3. очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания у ребенка. Он постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. Даже если ребенок чем-то занят, его очень легко отвлечь;
  4. любые стойкие нарушения сна;
  5. постоянная вялость, заторможенность ребенка;
  6. наличие в истории развития ребенка логопедических проблем, задержки развития речи или ее общего недоразвития (даже если на сегодняшний день ребенок говорит абсолютно нормально);
  7. неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного  заведения;
  8. полное отсутствие инициативы у ребенка, нелюбовь ко всему новому;
  9. быстрая, «захлебывающаяся речь или, наоборот, при нормально развитой речи – постоянная молчаливость и односложные ответы, словно бы «через силу»;
  10. стойкая неуспеваемость при освоении программ детского сада и школы;
  11. повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности;
  12. ребенок всегда производит впечатление не окончательно проснувшегося;
  13. наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трет нос, глаза, дергает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызет ногти, обрывает заусеницы, постоянно крутит или мнет что-то в руках, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.);
  14. ночной или дневной энурез;
  15. поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребенок не всегда чувствует социальные границы и дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту). Неумение строить глубокие дружеские отношения;
  16. замкнутость, отчужденность ребенка;
  17. предпочитает младших партнеров по играм;
  18. ведет себя как ребенок младшего возраста;
  19. состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток. Метеочувствительность.
  20. даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Ни один из вышеперечисленных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипо- или гипердинамического синдрома. Но, еще раз просмотрев список, вы можете выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребенка. Если их набралось 4 – 5 и более – скорее всего синдром имеется.

Есть ли какой – нибудь способ помочь этим детям и их семьям? По счастью, есть.

Итак, если в семье растет гипердинамический ребенок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, по – видимому, будет следующая:

  1. не стоит отдавать ребенка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу;
  2. вполне допустимо и уместно организовать занятия ребенка в группах, где все проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т.д.;
  3. если проявление гипердинамического синдрома очень сильны (ребенок – «катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике;
  4. по возможности приучайте ребенка к регулярности занятий;
  5. играйте с ребенком в древние и мудрые «развивательные» игры;

И несколько советов тем, кто столкнулся с проявлением у ребенка гиподинамического синдрома.

Основная проблема гиподинамического ребенка – слабость процессов возбуждения, слабая стимуляция, поступающая из ЦНС. Поэтому гиподинамический ребенок нуждается в непрестанном внешнем стимулировании. Говоря обыденным языком, чтобы он что-то делал и нормально развивался, его нужно все время тормошить.

С самого раннего возраста значительное внимание следует уделять физическому, моторному развитию гиподинамического ребенка.

  1. искусственно создавайте ситуации, в которых ребенок моет быть успешным;
  2. постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребенка;
  3. в присутствии других детей и взрослых людей выражайте свое уважительное мнение о ребенке, свою уверенность в его достоинствах.

И, наконец, последнее и самое важное: с гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать.

С гипер- и гиподинамическим синдромом можно научиться справляться!