нетрадиционная техника рисования
материал по теме

…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradicionnaya_tehnika_risovaniya_v_dekorativno.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Нетрадиционная техника рисования в декоративно-прикладном искусстве

как средство развития творческих способностей детей».

…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л. Сухомлинский

 Память – это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. А сколько всего передали нам в наследство мудрые наши предки! Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, я думаю, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Еще Аристотель писал: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».

 Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать примы лепки и работы с кистью. Разработала систему работы по теме «Народное декоративно-прикладное искусство – средство эстетического воспитания и развития детского творчества». Опыт работы распространен среди педагогов детского сада, а с 2003 году распространен среди педагогов по изодеятельности района.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу, куда дети ходят по желанию.

Для этого разработала программу работы кружка «Художники-умельцы».

Программа награждалась районными дипломами: Лауреата конкурса «Педагогические инновации» и «Фестиваля педагогических идей», дипломом II степени «Внедрение инновационных технологий в ДОУ», Российскими дипломами и сертификатами Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 2008-2009г, в 2009г. Дипломом I степени районного конкурса «Образовательные программы дополнительного образования детей». Программа вошла в пакет документов на всероссийский конкурс «Имидж дошкольного образовательного учреждения».

При разработке программы учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические и развивающие игр, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовила кукол – королева Кисточка, Карандаш, Пачкуля, девочка-неумелочка, Незнайка и др.), подобрала различные сказки и легенды о промыслах. В этом году приготовила детям новый сюрприз: кукол одетых в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы и др.

В работе использую различные методы и приемы: одномоментности, обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки.

Всю свою работу я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи.

 Занятия в кружке по декоративно-прикладному искусству комплексно воздействуют на развитие ребенка. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей, тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики. Развивают творческие способности детей.

 Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Видя, что первые неудачи у детей вызывают раздражение или разочарование я стараюсь заботиться о том, чтобы их деятельность была успешной, - это будет укреплять их уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Моей палочкой-выручалочкой стали книги по нетрадиционной технике рисования в детском саду. Я ознакомилась с этими книгами и попробовала сама порисовать теми способами, которые, по моему мнению, можно применить для декоротивно-прикладного искусства. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, стоит попробовать эти техники с детьми. И что вы думаете? Когда дети сели рисовать и, обнаружив, что кисти и карандаши отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: «А что мы сегодня будем делать?» Мой ответ: «Рисовать» - поверг их в удивление. Долго думали чем. А когда узнали, что пальчиками. Удивились еще больше. Темой занятия была роспись сарафана для матрешек. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в красную краску, другой в синюю, третий в зеленую. В результате у всех детей, кто рисовал, все получилось. Рисунки были красочные и веселые. Боязнь «не умею», «не могу» была побеждена. С тех самых пор, как я начала роботу с детьми в нетрадиционной технике рисования в декоративно-прикладном искусстве, если я предлагаю порисовать, первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?» Каждое занятие удивляло детей новизной и неожиданным решением.

Однажды один мальчик спросил другого: «Ты что хочешь рисовать клеем?» (тот приклеивал в альбом вырезанные из журнала автомобили). Сосед улыбнулся и ответил: «А я не знаю, как, но вот было бы здорово! А ты хотел бы рисовать клеем?» После этого диалога я задумалась, а как бы это «здорово» превратить в реальность? Каково же было удивление этих мальчишек и других детей, когда я для украшения одежды для Тани и Вани внесла именно цветной клей. Ребята работали с удовольствием. Все мы получили удовлетворение от своих эскизов одежды.

Всего использую пока 13 различных техник: рисование пальчиками, различные оттиски и печати (из поролона, из картофеля и моркови, ластика, пробок и др.), воздушные фломастеры, граттаж (цветной и черно-белый), набрызг, рисование перышком, нитками, все они пришлись по душе мне и моим детям. Иногда при создании работы используем с детьми несколько нетрадиционных технологий сразу, т. к. любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать….

Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать цветным клеем при рисовании русского народного костюма, или техникой узелкового батика павлово-посадских шалей? Каждый из методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Большинство работ выполняется аккуратно, с хорошей техникой рисования.

 Разнообразие способов рисования в декоративно-прикладном искусстве рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции в оформлении работ. Работы получаются красочные и веселые. В детях видна ничем незамутнённая радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – всё это моё!».

 Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Кроме того, мы вместе с детьми сами придумываем и изготовляем некоторые инструменты для рисования. Это разнообразные «тычки», печатки, инструменты для работы в технике «граттаж», для росписи филимоновской игрушки – перышко (до сих пор мастерицы Филимоново используют его для росписи глиняных игрушек), подбирали нитки для рисования вологодских кружев и т.д..

На занятиях по изготовлению игрушек (лепке) я ввела элементы моделирования. Дети иногда затруднялись, спрашивали меня, на сколько частей нужно делить глину для той ли иной поделки. Я сделала специальные таблицы, которые всегда у них перед глазами. Но я не запрещаю детям самим выбирать удобные для них способы и приемы лепки, лишь бы был результат.

Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, дает возможность сделать прекрасное своими руками, да еще с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...