КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги
статья (младшая группа) по теме

Гараева Гульнара Бахитовна

 

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый

 готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchastniki_adaptacionnogo_perioda.doc523 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида» № 22 («Почемучка») г. Воркута

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Ребенок-родители-педагоги

Скрыпник Гульнара Бахитовна

воспитатель высшей

квалификационной категории

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый

 готов пережить адаптацию, зависит конеч ный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме няется кардинальным образом. В привыч ный, сложившийся жизненный уклад ре бенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчи няться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровожда ется различными негативными физиологическими и психологическими изменени ями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;                                                                                   

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активнос ти, которая либо падает до заторможенно го состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочислен ные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в дет ский сад по разным причинам. Но даже ес ли это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (на пример, обязательный выход матери на ра боту), оно поселяет чувство тревоги прак тически в каждом близком ребенку чело веке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог дет ского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицатель ные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на дет ской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение поль зоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспи тательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если уви дит такое...).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым ус ловиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает:

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребен ку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопро сов, интересуется подробностями и дета лями из прожитого ребенком дня).

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и по нять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необ ходимо наладить контакт, выстроить взаи моотношения на основе понимания, ува жения и сотрудничества. В общем, педаго ги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неиз бежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям дет ского сада не всегда срабатывают по отно шению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, назва ние которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, ко торое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, по ступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрица тельным эмоциям приходят положитель ные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые иг рушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него по являются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае

  1. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возра ста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  2. Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  3. Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой дет вообще.
  4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Из практики воспитателя

1. Прежде чем отдать ре бенка в ясли, поиграйте с ним «в садик». Это лучше всего подготовит его психологически.

2. Жаль, что многие и не догадываются, что 27 сентября — наш профессиональный праздник «День воспитателя».

3. У нас в 10 раз мень ше времени, чем у вас, чтобы научить ребенка одеваться и кушать.

4. Если вы хотите попо дробнее расспросить о вашем малыше, придите хотя бы на 30 минут пораньше, когда детей еще мало и я смогу уде лить вам время.

5. Чаще всего дети, которые жалуются, что все их обижают, первые начи нают отбирать игрушки или драться, за что и получают от сверстников.

6. Вы даже не представ ляете, сколько у нас бумажной работы! Иногда ее даже прихо дится брать на дом.

7. Не расстраивайтесь, если ваш ребенок более баловной, чем другие. Зато зачастую подвижные дети более сообразительные, чем их сверстники-тихони.

8. Неужели так сложно заплатить за детский сад вовремя? Может быть, вы поторопитесь, узнав, что за просроченные квитанции нас могут лишить премии?

9. Когда приходится под менять коллегу, нам приходится рабо тать по 10 -12 часов.

10. Вам всегда уда ется оградить своего ребенка от синяков или сса дин? А ведь под нашим при смотром сразу 10-12 детей.

11. Это только кажется, что ребенок не слуша ет разговоры взрослых. Не удивляйтесь, что порой мы оказываемся посвященными в ваши семейные тайны.

12. Вы доволь ны работой педагога? Не поленитесь, оставьте письмен ный отзыв.

В заключение хочется сказать:

• мы все имеем право на адаптацию;

• нам всем надо очень постараться, что бы этот сложный период в жизни каждого участника (ребенка, родителя, педагога) был максимально коротким и безболез ненным;

• надо уметь входить в положение каж дого участника адаптации, стараться по нять друг друга.

И тогда адаптация не так страшна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в адаптационный период.

Наличие у детей возможных навыков,  облечающих адаптационный периодпри поступлении в детский сад(возраст от 1 года 6 месяцев до 2 лет)....

Консультация для родителей " Особенности адаптационого периода".

Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....

Консультация для родителей "Участники адаптационного периода"

laquo;Участники адаптационного периода»Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный ре...

Консультация для родителей: Тема «Адаптационный период у детей дошкольного возраста»

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано ...

Консультация для родителей на адаптационный период, когда ребенок впервые начал посещать детский сад

Консультация для родителей на адаптационный период для детей младшего возраста, которые впервые начали посещать детский сад....

Консультация для родителей консультационно-адаптационного пункта по теме: «Внимание, адаптация»

Консультация для родителейконсультационно-адаптационного пунктапо теме:«Внимание, адаптация»...