Родительское собрание в подготовительной группе в форме игры "Форт-Баярд!
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Смалий Наталья Викторовна

 

             Родителей будущих первоклассников беспокоит много вопросов: В каком возрасте лучше начинать школьное обучение? По какой про­грамме обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как помочь маленькому школьнику, ко­гда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Озабоченность родителей понятна: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Что же входит в понятие «школьная зрелость»? Как наши дети подготовились к школе? Какие «подводные камни» могут встретить­ся у них в начале обучения? Как с ними справляться? Вот круг вопро­сов, которые мы осветим на собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_forme_igry_fort-bayard.docx70.87 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Р О Д И Т Е Л Ь С К О Е   С О Б Р А Н И Е

В форме игры «ФОРТ БАЯРД»

(подготовительная группа)

             Родителей будущих первоклассников беспокоит много вопросов: В каком возрасте лучше начинать школьное обучение? По какой про грамме обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как помочь маленькому школьнику, ко гда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Озабоченность родителей понятна: от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний - пыткой.

У психологов и педагогов вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время час то попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно вы сокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в ре зультате общего недоразвития речи, поэтому коррекционно-развивающая работа в нашей группе велась по всем направлениям с целью профилактики стойких дисграфических ошибок.

Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспе чить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Главное при этом - достаточно четко осознавать, какие занятия с ребенком в наиболь шей степени способствуют развитию значимых для школьного обу чения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной го товности.

Что же входит в понятие «школьная зрелость»? Как наши дети подготовились к школе? Какие «подводные камни» могут встретить ся у них в начале обучения? Как с ними справляться? Вот круг вопро сов, которые мы осветим на сегодняшнем собрании.

Понятие «школьная зрелость» предполагает социальную зре лость, эмоциональную зрелость, умственную зрелость. Что включает в себя каждый вид зрелости?

(Поясняю непонятные пункты, отвечаю на вопросы, родители работают с таблицей №1: оценивают по всем показателям своего ре бенка по трехбалльной системе. Высокий уровень сформированности данного качества - 3 балла; средний - 2 балла; низкий - 1 балл.)

Социальная зрелость:

-   потребность в общении;

-   умение подчиняться режиму;

-   умение выполнять правила;

-   умение согласовывать свои интересы с желаниями других людей.

Эмоционально-волевая зрелость:

-   эмоциональная устойчивость: без резких перепадов настроения;

-   уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

-   адекватная реакция на замечания или на ситуацию проигрыша в игре;

-   устойчивая активность при столкновении с трудностями.

Умственная зрелость:

-   способность к целенаправленной деятельности, при которой требуются усилия воли, эмоциональное напряжение, планирование деятельности, самоконтроль;

-   способность делать простые обобщения, уметь сравнивать предметы и явления;

-   понимание речи и владение речью;

-   развитость осмысленной памяти;

-   развитость ручной ловкости, координированности движений, пространственно-временной ориентировки.

Вывод: Все эти задачи постоянно решались в нашей группе, но каждый из вас сам отметил, какие стороны школьной зрелости на ка ком уровне у вашего ребенка сформированы, над какими еще пред стоит работать. Далее мы больше поговорим об обучении грамоте, о профилактике дисграфии у наших детей, то есть о владении речью, а собрание мы проведем в виде телевизионной игры «Форт Баярд». Мы предлагаем вам объединиться со своими детьми в одну команду и вместе преодолеть все игровые трудности.

(Входят дети, присоединяются к родителям)

Ход игры

-   Мы с вами очутились на необычном острове, полном приклю чений и испытаний. Вы с родителями - одна команда в игре «Форт Баярд». Вы будете то выполнять задания по очереди или вместе, то болеть за своих товарищей. За каждое правильно выполненное зада ние будете получать «ключ» - букву. Вам надо заработать 10 букв и в конце игры составить из них слово. Если вы справитесь, всех ждет золото победы!

1 задание — детям (за выполнение - буква «Ь»).

В основе понимания и владения речью лежит фонематический слух, то есть умение распознавать наличие в слове заданного звука.

«Соберите лепестки к цветам»: на ваших серединках - буквы «Л», «Р», «Й», «ЛЬ». Найдите на лепестках картинки - слова с под ходящими звуками.

        Вы заработали первый «ключ» - букву. Она находится в связке ключей. Отыщите такой же ключ (как на образце). С обратной сторо ны - буква.

2 задание - родителям (за выполнение - буква «Ш»).

На письме встречается два вида ошибок: орфографические, то есть те, которые можно исправить с помощью знаний правил грамма тики («морос» - з), и дисграфические - стойкие повторяющиеся ис кажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания слов («самок» - з).

Вам предложены образцы письменной речи младшего школьни ка. Найдите и исправьте в них только те ошибки, которые вызваны неумением ребенка различать на слух звуки речи. («Бредложения» - п; «дзеты» - ц; «щекольщик» - cm; «щекол» - г).

Ваша буква - на родительском уголке.

3 задание-детям и родителям (за выполнение - буква «П»). Для профилактики дисграфии очень важно развивать все видыязыкового анализа. Посмотрите, как дети с помощью пальцев отображают звуковой анализ слова: большие пальцы обозначают у них гласные звуки, а указательные - согласные.

- Ребята, выберите себе дружочка, договоритесь с ним, какое слово из изо браженных     на    наших     цветах     вызагадаете мамам на пальцах («карман» — большой палец, указатель ный, большой одного ребенка + большой, указательный, большой -другого ребенка...).

Вы честно заработали ключ-букву. Поймайте ее среди рыбок удочкой с магнитом.

4 задание - детям и родителям (за выполнение - буква «У»).

-   Мамы, а вы тоже загадайте детям слова, взятые с лепестков: произнесите их наоборот, начиная с конца (не «карман», а «нам-рак»...).

Вы найдете букву на комнатном растении - плюще.

5 задание - детям и родителям (за выполнение - 2 буквы «С»).

А сейчас посмотрите, как дети владеют слоговым анализом. Обя зательно еще в дошкольном возрасте необходимо научить чувство вать ударение в слове.

-   Один лепесток с цветочка «ЛЬ» оторвался и прилетел к нам: «ЛИМОНЫ». Определите разными способами, сколько частей, сло гов в этом слове. Выложите на столе вагончиками эти 3 слога. Назо вите первый слог; второй; третий. Определите ударение в слове, изо бразите ударный, безударные слоги движениями.

-   Выложите схему звукового состава этого слова: одна подгруп па детей - кружками разного цвета, другая - квадратами с изображе нием круга (гласные звуки), одной полоски (твердые согласные зву ки), двух полосок (мягкие согласные). - А теперь подойдите к своим мамам и придумайте с ними другие обозначения этих звуков, выложите ими схему слова «лимоны» (из кубиков, кирпичиков, призм; шишек, желудей, камешков...).

Таким образом мы показываем ус ловность схем, ведь в   разных школь-ных программах приняты разные обозначения звуков и слогов.

-   За такую фантазию вручаем вам сразу две буквы. Они затеря лись в бассейне из крышек от пластмассовых бутылок.

6 задание - детям (за выполнение - буква «Н»).

Эта работа над устной речью может и должна отражаться на письме.

-   Ребята, возьмите первую карточку (Приложение 3) и выполни те задания:

а)  составьте из двух слогов слово и дорисуйте ту часть на лице че ловечка, о которой вы прочитали (у + сы = ...; у + ши = ...; но + сы = ...; зу + бы = ...);

б) впишите пропущенные буквы в слова: «М .. К А»:

-   в круглом вагончике - миска; в квадратном - мишка, в оваль ном - маска..., Машка, мышка, мошка, мушка.

Вы заработали ключ. Букву найдете под углом ковра.

7 задание - родителям и детям (за выполнение - буква «Т»).

-   Найдите ошибки в тексте, вызванные несформированностью синтаксического анализа («с_веты», «сучинщей», «сшурой», «на_звание»).

-   Ребята, я прочту предложения, а вы обозначьте графически их схемы:

Саша катает машину.         (I-----------    -----------    ----------- .)

Яблоки растут на дереве.    ( |_______    ________    ___    ________.)

Ребята гуляли в лесу.            (I_______    -----------    ___    ------------   .)

Красивая кукла у Юли.         (I-----------    -----------    —    ----------- .)

Ключ-букву отыщите в ящике с песком.

8 задание -детям и родителям (за выполнение - буква «О»).

-   Как вы считаете, если ошибка одного типа встретилась 1-2 раза в тетради вашего ребенка, это уже дисграфия (Нет)? Скажите, почему, по-вашему, может появляться зеркальное письмо.

-   А эта работа - и на звуковой, и на буквенный анализ (Прило жение 4).

Ребята, разгадайте с мамами, какое слово зашифровано на кар тинке-изографе, найдите каждую букву этого слова.

Кто разгадал, допишите элементы букв на карточках.

Ищите букву в кармане у куклы, сидящей слева от мишки (ори ентировка - на теле сидящей напротив игрушки).

9 задание (за выполнение - буква «Е»).

-   А последнюю букву я сама вручу вам, если вы догадаетесь, какое слово у вас получается из заработанных букв, и назовете недос тающую («УСП_ШНОСТЬ» - Е).

-   Почему «Е», а не «Э»? (В этом слове буква «Е» смягчает звук «п»)

Итог: Раз дети и мамы были такими умницами, справились со всеми заданиями, конечно, вас всех ожидает УСПЕШНОСТЬ в шко ле. А если и случатся огорчения, ваши дружба, терпение, доброта, любовь и знания, полученные у нас, помогут их преодолеть!

Ну что ж, вы отгадали слово. Мамы, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Пока ваши руки будут плавно опускаться, дети должны ус петь вынести как можно больше крышек из круга. Мы их взвесим и поменяем на золото! (Шоколадные монетки в золотистой фольге)

Идет обсуждение с родителями увиденного и того, какие еще ви ды помощи в каком случае можно оказать. В последующем целесо образно поместить в родительский уголок перечень упражнений по предупреждению ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосоче тания, предложения, текста; раздать памятки для родителей (Прило жение ).

Приложение

Памятка для родителей

        Итак, как помочь ребенку, если мы увидели у него в тетрадях стойкие, часто встречающиеся ошибки, вызванные:

1. Недоразвитием фонематического слуха?

а)  Игра «Придумай слово с таким же звуком» (на отработку твердых - мягких звуков).

-   Какой звук [М] в слове «самолет»? Придумай слово с таким же звуком (с твердым: Маша, сам, компот, ...).

-   А в слове «скамейка»? (С мягким: метро, помидор, семь, ...)

б) Упражнение «Подбери рифму к данным словам». Например, «сок» - носок, лесок, носок, поясок, голосок, ... «весы» - часы, усы, носы, ...

2. Несформированностью звукового анализа?

а)  Игра «Запрещенные звуки»: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос, исключая какой-то определенный звук либо за меняя его хлопком в ладоши. Например, исключается звук [м]. Тогда, отвечая на вопрос Какие ягоды растут в лесу?, нельзя говорить ма лина и земляника. Звук [м] заменяется хлопком.

(Хлопок)-алина, зе-(хлопок)-ляника.

б)  Игра «Кто быстрее, кто больше?» Нужно придумать слова, начинающиеся с букв, из которых состоит данное слово.

Например, «сироп»: сено - селедка; ирис - игра; рак - роль; озе ро - ослик; парк - пыль.

3. Несформированностью слогового анализа?

а) Зашифрованное предложение: мысленно разбить слово на слоги и после каждого из них добавить слог хве.

Ма(хве)-ма(хве)   -  мама,   Са(хве)-ша(хве)   -   Саша,   при(хве)-вет(хве) - привет и т.д.

•   Добавляемые слоги могут быть любые: фи, пи, мек и т.д.

•   Слоги могут добавляться до соответствующего слога или по сле него.

(Пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) -мама.

•   Один слог может добавляться до слога, другой - после него. (Пи)ма(хве)-(пи)ма(хве) -мама.

•   Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем -предложения.

Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве). -Де ти играли во дворе.

б)  Ребенку предлагается ряд слов, Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.

в)  Образовать новое слово на первых слогов двух слов: чайник + капуста - чайка               малина *1- машина = мама

4. Несформированностыо синтаксического анализа?

а) Выделение слов и предложений в слитном тексте. Например, ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ.

б) Прочитай предложение от конца к началу.

Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или вос клицательный знак.

5. Несформированностыо оптико-пространственной ориентировки?

а)  Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.

б) В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызы вает затруднение из-за свойств зеркальности.

Детям предъявляются попарно правильные и зеркально написан ные буквы. Предлагается обвести правильные буквы, зачеркнуть не правильные.

6. Произвольной регуляцией психической деятельности?

а) «Время и антивремя». Это упражнение на развитие причин но-следственных отношений.

Ребенок должен описать какое-то событие (экскурсию, кино фильм, рассказ и т.д.) сначала правильно, а затем от конца к началу.

б)   «Черепаха». Это упражнение на развитие двигательного контроля.

Взрослый встает у одной стены помещения, 2-3 участника игры (на четвереньках) - у другой. По сигналу они начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепа шек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 мин взрослый подаст сигнал, по которому все участники останавливают ся. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение мо жет повторяться несколько раз. Затем логопед обсуждает с группой трудности в его выполнении.

в)  «Руки-ноги». Это упражнение на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминации импульсивности, навыков удержания программы.

Исходное положение - стоя. Прыгать на месте с одновременны ми движениями руками и ногами: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги вместе - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста

Инновационные формы работы с родителями.Квест «Как помочь ребенку стать учеником»...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме конференции «Знатоки лекарственных растений»

Природа полна чудесных явлений, но скрытна и не хочет сразу открывать их каждому. Только терпеливые и пытливые могут познать ее глубинные явления. Цель родительского собрания: способствовать...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме КВН с участием детей.

Цель: способствовать поддержанию традиции семейного чтения. Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддер...

сценарий родительского собрания в подготовительной группе в форме квеста "Как помочь ребёнку стать учеником"

В сценарии предлагается родителям обсудить проблемы подготовки детей к школе в форме квеста. Родители активные участники при обсуждении, а не только слушатели, им предлагаются разные практические зада...

Родительское собрание в подготовительной группе в форме тренинга «Как помочь ребенку стать учеником»

Организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению....

Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...