Программа " Актуализация родительского потенциала в условиях ДОУ".
рабочая программа (младшая группа) по теме

Программа " Актуализация родительского потенциала в условиях ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_komlevoy_e.a..doc112 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc31 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc138 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………………… 2                                                        

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. Родительский потенциал как фактор нормативного развития ребенка дошкольника………………………………………………………………….. …..4
  2. Взаимодействие педагога  с родителями……………………………………….6

ГЛАВА II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ДОУ

2.1.Организация опытно-экспериментальной работы в    ДОУ…………………………………………………………………………………….11

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………………...13

Литература………………………………………………………………………….....15

Нормативно-правовая база программы…………………………………………..16

Приложение …………………………………………………………………………..18

Введение

                

          Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности  [2, 14, 20]. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.   Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты семейного воспитания. Но далеко  не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно.   Изменения,  произошедшие в нашем обществе за последние два десятилетия,  не способствовали  укреплению ценности семьи,  родительства и детства. Это заметно ослабило и воспитательный потенциал современной семьи. Исследователи отмечают, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми. Это может объясняться следующими причинами: современная политическая, экономическая, социокультурная ситуация сама по себе не способствует теплым, ровным, принимающим отношениям с детьми. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. В настоящее  время развитие родительской компетентности рассматривается в трех ракурсах: первый связан с формированием достаточного уровня общей информированности родителей о развитии ребенка того или иного возраста; второй аспект касается способности родителей сопереживать, принимать, понимать, «вчувствоваться» в своего ребенка; третий момент связан с поведенческим компонентом, умением родителей грамотно взаимодействовать с ребенком [8, с.60].  

В президентской инициативе «Наша новая  школа» отмечается, что  современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей и станет открытой и понятной для родителей и общества. Сформулированные представления о школе будущего – не просто пожелания, но и насущная необходимость. На федеральном, окружном и городском уровне предпринимаются важные шаги по защите интересов  детей и развитию родительской компетентности. Согласно принятым в последнее время законодательным актам,  работа с родителями должна представлять собой долгосрочное  деловое сотрудничество, вселяющее уверенность и дающее свободу в обсуждении проблем и планов, касающихся ребенка. Тем не менее, профилактических  программ,  ориентированных на раскрытие родительского потенциала путем развития всех компонентов   компетентности пока недостаточно. Имеющиеся программы работы с родителями направлены, главным образом, на коррекцию родительско – детских отношений и не имеют профилактической направленности, которая необходима в работе с родителями детей раннего возраста. Исходя из этого, мы наметили цель и задачи нашей опытно-экспериментальной работы.

Цель:  развитие родительского потенциала в ходе сотрудничества ДОУ и семьи.

Задачи:

- провести теоретический анализ проблем взаимодействия ДОУ и семьи;

- изучить родительско – детские отношения в семьях воспитанников;

- подготовить и апробировать систему работы с семьями детей раннего возраста,  направленную на повышение уровня знаний родителей по вопросам детского развития, умений понимать своего ребенка и применять свои знания в процессе воспитания;

-выявить эффективность  проведенной работы.

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  1. Родительский потенциал как фактор нормативного развития ребенка дошкольника

Позиция современных социологических и психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на развитие личности, семья является не просто важным, а необходимым, глубоко специфичным компонентом воспитания детей [29,17].  Современная семья переживает кризис. Этот факт фиксируют политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержательного внутрисемейного общения, для совместных занятий, поддержания и развития семейных традиций. Внутренние напряженные отношения ослабляют семью, эмоциональное отчуждение становится характерной чертой детско-родительских отношений.   Трагедия современности в исчезновении примеров, в том числе и семейного образа жизни. Люди перешли к одиночно-коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет  общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Родители в первую очередь озадачены материальным содержанием семьи, и с каждым годом семьи любого уровня доходов тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный, материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, детский сад). Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу толерантности и взаимопонимания.

То есть далеко не всем семьям в полной мере хватает родительской компетентности. Компетентный  родитель – это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и, предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье. К сожалению, данное понимание еще не стало распространенной практикой образования родителей. Только 14% родителей, по результатам проведенного сравнительного анализа структурных компонентов компетентности,  ргументировано отвечают на вопросы, касающиеся развития ребенка, хорошо осведомлены о возрастных особенностях своего ребенка, могут применять эти знания на практике. [8, с.61]. Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют. Вместе с тем очевидна необходимость специальных программ развития родительской компетентности на всех этапах развития семьи.

        Комплексное развитие всех компонентов родительской компетентности имеет своим результатом уменьшение «пробелов», «слабых мест» в сфере отношений с ребенком, усиливает родительскую позицию и является эффективным средством предупреждения искажений в развитии малыша. Необходимо понимать, что профилактические меры признаются наиболее эффективными в организации работы с родителями и детьми. При достижении оптимального качества психолого-педагогической компетентности родитель может самостоятельно решать возникающие проблемы в общении со своим ребенком и предоставлять ему лучшие условия для развития [8, с.65].  Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.  

  1. Взаимодействие педагога с родителями.

Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной  подготовки воспитателя по нескольким направлениям.

Осознание педагогами  приоритета семьи в совместной работе привело к смене социальной позиции – детский сад для семьи, а не семья для детского сада, к появлению новых коммуникативных связей, более осознанному и заинтересованному участию родителей в педагогическом процессе. В первую очередь необходима убежденность педагога в том, что  взаимодействие с родителями является важнейшим условием эффективной работы с детьми. В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяется три вида связей между семьей и детским садом, что способствует повышению эффективности воспитания детей.

           К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической  культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого вида называются компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и ДОУ, как родительские собрания, консультации, «Семейные академии», лектории и т.д. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад – семье».

          Связи второго вида характеризуют включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они направлены на его совершенствование и тоже носят компенсаторный характер. Формула взаимодействия «Семья – детскому саду». Практическое проявление таких связей выражается в оказании помощи ДОУ со стороны родителей – налаживание работы кружков,  коллективные мероприятия (экскурсии, походы и т.д.)

             Третий вид связи – координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее время рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами, как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения [26,с.10].  Не следует забывать и наглядные формы работ: библиотеки,  папки – передвижки, видеофильмы, памятки – рекомендации, открытки – приглашения, фотовыставки, уголки для родителей. Возможность видеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и воспитание в домашних условиях.

       Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать интерес их к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия  терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Важно формировать у них умение применять полученные знания, связывать  теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической  подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности  используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации. Задача формирования у родителей умения самокритично оценивать себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами актуальны для молодых отца и матери, у которых только начинает складываться родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителя и ребенка, успех их воспитательной деятельности в дальнейшем. Помимо методов активизации родителей, Зверева О.Л. рекомендует использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его [14,с.24].  

Специфика работы воспитателя  группы раннего возраста с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.  В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собраниях, субботниках и др.)        Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада, необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее, с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям  попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять его характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи, их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сада. В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка необходимо детальное изучение представления родителей и педагогов друг о друге, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.

Чтобы лучше узнать семьи вновь поступивших в ДОУ воспитанников,  родителям было предложено заполнить «Социальный паспорт», выявляющий образовательный уровень родителей, их возраст, состав семьи, а также трудности семейного воспитания и  наиболее «популярные» формы работы с родителями. В  результате анализа  данных,   мы выяснили, что средний возраст родителей  25- 30 лет, высшее образование  имеют 20%, средне – специальное  - 59%,  среднее – 21%,  полных семей – 87%, неполных семей – 13%,  при этом  сложных семей – 20%.  Социальный паспорт  помог определить наиболее «популярные» у родителей формы сотрудничества с детским садом:  83% родителей хотели бы иметь  возможность видеть детей в различных видах деятельности, 38%  родителей желают участвовать в совместных досугах,  31% родителей выразили  желание принять участие в тренингах, 25% - в беседах, дискуссиях.  Также родители обозначили проблемы, которые они испытывают в воспитании детей:     взаимопонимание между детьми и родителями, отношения между детьми в семье, непослушание и упрямство, обучение, незнание возрастных особенностей.   Дополнительное анкетирование по поводу взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что 62% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать они должны сами; 27% родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ; 11% родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов.   При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам ДОУ за помощью, поскольку:  84% из них не придают особого значения трудностям воспитания и образования ребенка;  37% полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.  

  Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что у родителей вновь поступивших детей преимущественно молодые родители,  которые имеют достаточно серьезные проблемы воспитания детей, но не придают им большого значения и не спешат обращаться за советом к воспитателям. С учетом того, что родители готовы сотрудничать с воспитателями в ходе различных групповых встреч нами была подготовлена программа взаимодействия с родителями детей групп раннего возраста.

ГЛАВА  II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ДОУ

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы  в ДОУ

Опытно-экспериментальное исследование  проводилось на базе МДОУ №14 «Брусничка» г. Сургута. В эксперименте  принимали участие 20 родителей  детей  группы раннего возраста (17мам и 3 папы).

На первом этапе исследования (констатирующий эксперимент)  проводилось изучение особенностей родительского отношения, в частности такой шкалы, как  приятие – отвержение ребенка.  Данная шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы можно охарактеризовать,  как «родителю нравится ребенок таким, какой он есть». То есть родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы  и планы. На другом полюсе содержание отношения  обобщенно характеризуется,  как «родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым». Другими словами, ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за  низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В большинстве случаев такой родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

Для изучения родительского отношения  использовался метод экспресс – диагностики, который можно  проводить со всеми родителями сразу в течение 15-20 минут и получать из него основную информацию о семье (приложение 1).   В результате  анализа проведенного исследования у 60% родителей были отмечены высокие баллы по данной шкале, что можно интерпретировать, как отвержение.  Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что у большинства родителей стиль родительского отношения не  способствует установлению ровных доброжелательных отношений с ребенком, что в дальнейшем может неблагоприятным образом сказаться как на личностном, так и на интеллектуальном развитии ребенка. Кроме того, было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление ожиданий родителей от сотрудничества с ДОУ. Родители хотели бы получить от ДОУ:

- максимально полную информацию о ребенке,

- педагогические советы по общению с ребенком;

- психологическую консультацию;

- рекомендации по проведению занятий с детьми, исходя из возможностей

каждой семьи.

- рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка данного возраста лучше прочитывать.

      Выявленные запросы родителей и результаты нашего исследования  определили формы совместной деятельности и общения, отвечающие интересам родителей и педагогов. Для предотвращения негативной тенденции в развитии ребенка необходимо проведение целенаправленной  систематической работы с родителями по переориентации  неблагоприятного стиля родительского отношения и развития  всех компонентов родительской компетентности (когнитивного, эмоционального поведенческого) нами был подготовлен план работы с родителями на два  года, который включал разнообразные формы (приложение 2).

На втором этапе работы (формирующий эксперимент) проводилась систематическая работа с родителями. В качестве основной формы выступало проведение родительского клуба «Мамина школа», в ходе которого были использованы методы и приемы, направленные на  информирование родителей о возрастных особенностях детей, отработку навыков  родительского поведения и развитие родительской рефлексии. Родительский клуб «Мамина школа» предполагал установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клуба осуществлялось регулярно 3 раза в год. Выбор темы для обсуждения был  обусловлен интересами и запросами родителей, приглашались различные специалисты. Проводились встречи с психологом, педиатром, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем. В заседаниях клуба участвовали не только родители, но и дети, где родители, незаметно для себя, с увлечением передавали свои знания и опыт. Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняли доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствовали изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители имели возможность видеть ребенка в обстановке, отличной от домашней,   наблюдать процесс его общения с другими детьми и взрослыми. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения демонстрировало родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяло  родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

2.2. Анализ результатов экспериментальной работы

На третьем  этапе (контрольный эксперимент) для проверки эффективности проведенной работы было проведено повторное исследование особенностей родительского отношения с помощью диагностической методики, которая использовалась в ходе первого этапа работы. Анализ результатов экспресс-диагностики показал, что  у 30% родителей изменилось  отношение к ребенку. Неблагоприятный стиль родительского отношения остался характерным для 30% родителей (приложение 3). Это свидетельствует о том, что    работа с родителями  была достаточно эффективной, но, тем не менее, она  требуется и в дальнейшем. Кроме того, в   результате проведенной работы у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей, увеличилось количество обращений в «Шкатулку вопросов» и количество запросов на  индивидуальные консультации к специалистам, возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом (встречи, выставки, дни открытых дверей), а также количественный состав их участников. Анкетный опрос родителей о степени  удовлетворенности сотрудничеством после окончания работы показал что  37%  родителей  скорее удовлетворены,  58%  абсолютно удовлетворены  и 5%  затрудняются ответить.

        Таким образом, результаты проведенной работы свидетельствуют о её эффективности, что дает основание предполагать, что в условиях ДОУ необходимо проведение систематической работы с родителями, направленной на актуализацию их родительского потенциала. Такая работа может быть наиболее успешной  при её осуществления с родителями детей групп раннего возраста, так как своевременная переориентация неблагоприятного родительского отношения  может предотвратить многие ошибки родителей в воспитании ребенка  и способствовать его всестороннему развитию.        

Литература

  1. Арнаутова Е.Н. Педагог и семья.- М.: Издательство «Карапуз», 2001.
  2. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание,1984.
  3. Варга Д.  Радости родительских забот, 1983.
  4. Вохлянин Г.И. Не подлежит оправданию. – М.: Педагогика, 1986.
  5. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М.: Просвещение,1989.
  6. Галигузова Л.П. Ступени общения: от года до семи лет. М.:Просвещение,1992.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. 1998.
  8. Горлова Е.Л. Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста. //Психолог в детском саду 2006, №4, с.59-65.
  9. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Издательство Глобус Панорама, 2007.
  10. .Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников ДОУ. М.: Линка – Пресс, 2001.
  11. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. ТЦ «Сфера»,  2005.
  12. // Управление дошкольным образовательным учреждением. ТЦ «Сфера», 2008,  №3.
  13. Земека М. Семья и личность. 1986.
  14. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. ТЦ «Сфера», 2005.
  15. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? – М.: Просвещение, 1993.
  16. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987.
  17. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  18. Никитина Л.А. Мама и детский сад, Книга для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 1990.
  19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе – М.:ТЦ «Сфера»,1999.
  20. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. М.: Просвещение, 1983.
  21. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1987.
  22. Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается? М.: Просвещение, 1977.
  23. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Самара, 2001.
  24. Петровский А.В. Популярные беседы по психологии. 1983.
  25. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993.
  26. Пономарева Л.И.Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка. Курган, 2004.
  27. Савельева Е.Ю. Работа детского сада с семьей или как помочь родителям в воспитании  ребенка. Волгоград, 2000.
  28. Тавберидзе Е.А. Организация и содержание работы с родителями. – М.: Школьная пресса,2008.
  29. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Издательство «Детство – Пресс», 1998.

Нормативно-правовая база программы

  1. Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  2. Концепция дошкольного образования. Одобрена решением коллегии Госкомитета СССР по народному образованию № 7/1 от 16.06.89г;
  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  1. Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ  «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.92 № 186/272;
  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 N 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  3. Письмо Министерства образования РФ от 02.06.98

№ 89/34-16 «О реализации прав дошкольных образовательных учреждений на выбор программно-педагогических технологий»;

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. №24 «О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03»

Приложение

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Приложение 1

Экспресс-опросник

для изучения особенностей родительского отношения

             Уважаемые родители! Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям.

  1. Я всегда сочувствую моему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, о чем  думает мой ребенок.
  3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
  6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
  7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка.
  8. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  9. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  10. За строгое воспитание дети потом благодарят.
  11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка.
  12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  13. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

Б л а н к   д л я  о т в е т о в.

Ф.И.О. (шифр)

Пол                      Возраст                        Образование                          Специальность

 1           2             3             4             5              6                 7

 8           9           10            11          12           13              

  1. Сумма баллов по № 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12  - --------
  2. Сумма баллов по № 1, 3, 6, 7, 9, 13 -----------------

Дата исследования :



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Перспективный план работы с родителями на 2007 – 2008 учебный год.

Сроки

 Формы работы

Цель

Содержание работы

Ответственные

октябрь

Семинар-практикум

«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста»

Развитие эмоциональных отношений между матерью ребенком раннего возраста, психолого-педагогическое просвещение родителей

-Мини-консультация;

- игры на руках и коленях;

- театрализованная игра.

Педагог-психолог,

педагог дополнительного образования,

музыкальный руководитель.

Групповое родительское собрание

«Адаптация ребенка в детском саду»

Оказание помощи родителям в период адаптации ребенка

-Сообщение воспитателя, медсестры

-результаты анкетирования родителей по проблемам адаптации.

Воспитатели, медсестра

Консультация для родителей

«Ваш ребенок поступает в детский сад»

Дать родителям информацию  и рекомендации по обеспечению позитивной адаптации ребенка

Информационные памятки  в «Родительский уголок»

Воспитатели

Заполнение социального паспорта семьи

Получение информации о семьях воспитанников

Знакомство с семьей ребенка

Воспитатели

Оформление фотоальбома «В гости к Степашке»     

Знакомство  родителей и детей  с детским садом, воспитателями ясельной группы, обслуживающим персоналом детского сада.

Фотографии, отражающие внешний вид, жизнь детского сада

Воспитатели

ноябрь

Консультация

«Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»

Информирование родителей по организации правильного режима дня ребенка в домашних условиях.

Информационные памятки  в «Родительский уголок»

Воспитатели

Заседание клуба «Мамина школа»

«Познай себя как родитель»

Знакомство  родителей со здоровьесберегающими методиками для,  обеспечения социально-эмоционального здоровья ребенка.

Активация групп родителей к сближению

- представление родителями себя и своих трудностей в воспитании ребенка;

- знакомство со здоровьесберегающими методиками;

- выставка психологической и педагогической литературы

Воспитатели

Семинар-тренинг

«Капризы  и упрямства ребенка».

Обсуждение с родителями проявлений кризиса 3-лет. Упражнять их в использовании гибкой тактики реагирования.

-мини-консультация;

-обмен опытом;

тренговые упражнения.

Воспитатели

декабрь

Практикум

«Особенности организации питания детей раннего возраста в ДОУ и в семье»

Обсуждение значимости полноценного питания для здоровья ребенка

Выставка блюд из меню детского сада

Рекомендации по приготовлению этих блюд в домашних условиях

Полезные советы

Обмен опытом родителей

Активация групп родителей к сближению

Воспитатели, мед.сестра

Семинар – практикум

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Обсуждение трудностей родителей при воспитании самостоятельности детей, обмен опытом семейного воспитания

-беседа с родителями о самостоятельности ребенка в самообслуживании дома, какие трудности родители испытывают в воспитании самостоятельности в самообслуживании

-выступления родителей

-оформление стенда «Я сам»

-изучение методической литературы

-активация групп родителей к сближению

Воспитатели

Оформление памятки «Условия, необходимые для развития самостоятельности   ребенка в самообслуживании»

Знакомство с условиями, необходимыми для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании

Информация в уголок для родителей

Воспитатели

январь

Консультация- практикум      

«Закаливание -одно из средств профилактики простудных заболеваний»

Оказание практической помощи для поддержания и коррекции здоровья детей

-консультация;

-практикум.

Воспитатели, мед.сестра

Беседа

«Воскресный день»

Обсуждение результатов анкетирования родителей и обмен опытом проведения выходного дня в семье

-анализ анкетирования «Воскресный день в семье»

-решение педагогических ситуаций

Воспитатели

Папка-передвижка «Фольклор для развития малыша»           

Знакомство с народным фольклором и его значением  в эмоциональном развитии малыша

-консультация;

- подбор потешек, колыбельных.

Воспитатели

февраль

Заседание Клуба «Мамина школа»          «Помощь государства семье»   

Ознакомление родителей  с законами социальной помощи семьям

- консультация работника управления социальной защиты населения

- ответы на вопросы родителей

Воспитатели

Семинар – практикум  Нетрадиционные методы оздоровления детей»

Знакомство  с  техникой точечного массажа, травами для оздоровления детей

-обучение приемам точечного массажа

 - при профилактике и лечении простудных заболеваний

- применение фиточая.

Мед.сестра

Фотогазета                             «Это я и мой папа»

Воспитание уважения к близким

-фотографии детей с папами

-аннотация к фотографиям

Воспитатели

март

Круглый стол                    

«Все лучшее человеку достается от матери» 

Обсуждение  роли и значения материнского влияния на растущего человека

-- фотогазета «Я и моя мама»

 выступление педагога

- выступление детей для мамы

- чаепитие

Воспитатели

Консультация            «Здоровье без лекарств»

Знакомство  родителей со средствами оздоровления без лекарств

рекомендации по применению оздоравливающих процедур в домашних условиях

Мед.сестра-

Фотоконкурс          «Счастливая семья»

                                       

Воспитание уважения к близким

- выставка фотографий семей, позволяющая познакомиться со «счастьем» семьи

Воспитатели

Совместный праздник   «Семья вместе – душа на месте»   

Создание благоприятных условий для эмоционального сближения детей и родителей

- анкетирование мам «Зачем детям мама нужна»

- рекомендации воспитателя по празднованию праздников в семье

- рисование ладошками рисунков – подарков для мамы

- чаепитие

Воспитатели

апрель

Заседание клуба «Мамина школа   «Психоэмоциональное развитие ребенка средствами художественно-ритмической деятельности»

Использование родителями словесно-ритмических игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

-словесно-ритмические игры для развития эмоциональной сферы

- практические советы по рассказыванию сказок

- рекомендации по исполнению колыбельных песен

- Воспитатели

педагог - психолог

Консультация    

«Как отвечать на детские вопросы»

- рекомендации родителям по отношению к детским вопросам

- решение педагогических ситуаций

Воспитатели

Беседа

«Воспитание самостоятельности в самообслуживании»

Поиск родителями эффективных методов воспитания самостоятельности в самообслуживании

-сообщение воспитателя;

-обмен опытом родителей методами воспитания;

- стихи и проза по теме;

- психологическая литература по теме для родителей

-выставка художественной и психологической литературы.

Воспитатели

Перспективный план по работе с родителями 2008 – 2009 уч. год

октябрь

Заполнение социального паспорта семьи

Знакомство с изменениями в составе семьи, в мировоззрении членов семьи,

-определение линии педагогического общения с семьей

Знакомство с семьей ребенка

Воспитатели

Семинар – практикум   «Построение предметно-развивающей среды для организации жизни ребенка»

Создание родителями предметно-развивающей среды для выработки навыков самостоятельности у ребенка

- рекомендации педагога-психолога по созданию предметно-развивающей среды;

- обмен опытом родителей;

- активизация групп родителей к сближению.

Воспитатели

Заседание Клуба «Мамина школа»                               «Право на любовь и заботу»

Ознакомление родителей с правами детей;

-воспитание любви и заботливого отношения к ребенку

- познакомить с положениями  Конвенции о правах ребенка; с семейным Кодексом РФ;

- дискуссия с родителями по правам ребенка;

 соблюдения прав ребенка в ДОУ и в семье.

Зам.зав.по УВР,

воспитатели

ноябрь

Консультация                    «Досуг в семье, как его проводить»

 Формирование конструктивных представлений о совместном досуге семьи.

- рекомендации по проведению досуга в семье

- методическая копилка по проведению дня рождения ребенка.

Воспитатели

Родительское собрание «Движение и речь»

Развитие движений в воспитании ребенка;

Влияние движений на развитие речи ребенка.

- фотовыставка уголков здоровья дома

- обмен опытом родителей

- закаливание детей в домашних условиях

-активация групп родителей к сближению

Воспитатели

-Физкультурный руководитель

Консультация                     «Физическая культура вашего малыша»

- Значение движений ребенка для его здоровья и физического развития.

- рекомендации по выполнению физических упражнений

- подвижные игры с детьми

Физкультурный руководитель

Беседа с родителями гиперактивных детей    «Берегите нервную систему вашего ребенка» 

-Знакомство с индивидуальными особенностями гиперактивных детей

- обучение  родителей играм с детьми

- рекомендации родителям по взаимодействию с такими детьми

- обыгрывание игр с родителями

- рекомендации по выработке единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него в детском саду и дома.

Воспитатели

декабрь

Семинар – практикум

«Стили семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

Анализ родителей о существующей  эмоциональной сфере в собственной семье,

- влияние родителей на эмоциональное самочувствие ребенка.

- дискуссия на тему : «Что такое семейные отношения»;

- обобщение мнений;

- проигрывание проблемных ситуаций;

- советы специалистов.

- педагог-психолог

- воспитатели

Беседа.

 «Детские вопросы и как на них отвечать»

-Обозначить значение детских вопросов в развитии любознательности  

- оказать помощь родителям в решении педагогических ситуаций

- выступление воспитателя

- обмен опытом

- памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

воспитатели

Консультация      

«Роль отца в воспитании ребенка»

-Обязательность участия отца в воспитании детей.

-выставка «Это сделано руками моего папы»,

-сообщение воспитателя,

-решение педагогических ситуаций

-педагог-психолог

Круглый стол  

«Хочешь быть здоровым»

- Знакомство родителей с тремя линиями «обороны» здоровья: режим, питание, физическое здоровье

- группы здоровья детей в детском саду

- принадлежность ребенка к группе здоровья

- опыт одной из семей по ЗОЖ

-воспитатели

-мед.сестра

январь

Семинар-практикум

«Игры, которые лечат»

- Знакомство родителей с играми, которые помогают излечиваться от простудных заболеваний

- подбор игр для лечения простудных заболеваний

- рекомендации мед.сестры по выполнению правил игры

- обмен опытом между родителями

- проигрывание игр родителями вместе с детьми

Воспитатели, медсестра

Заседание клуба «Мамина школа»    

«Развитие речи детей четвертого года жизни и возможные нарушения речи»   

- Информирование родителей о развитии речи детей группы, нарушениями речи и методами их устранения

,

- сообщение воспитателя;

- сообщение логопеда;

- выставка дидактических игр с описанием

Воспитатели,

Логопед.

Консультация                                             «Игра и игрушки в жизни ребенка»

-Ознакомление родителей с тем, что ведущей деятельностью младшего дошкольника является игра, в которой формируется его личность.

- сообщение воспитателя,

- обмен опытом между родителями о приобретении игрушек;

Воспитатели.

февраль

Беседа – практикум  

«Осанка вашего ребенка»

-Раскрытие необходимости физического воспитания с ранних лет,

-ознакомление с задачами физического воспитания дошкольников.

- сообщение мед.сестры

- сообщение инструктора ЛФК об исправлении нарушений осанки

Воспитатели;

Мед.сестра;

Инструктор по ЛФК.

Консультация

« У ребенка аллергия»

-Знакомство  родителей с видами аллергий, применение народных средств в лечении аллергии.

-сообщение врача-педиатра;

Врач - педиатр

Папка – передвижка

«Чем можно занять малыша дома».

-Значение досуга семьи в развитии ребенка,

-дать родителям рекомендации – как можно провести с детьми свободное время.

- сообщение воспитателя

- подбор дидактических, подвижных игр;

- «делимся опытом»

        

Воспитатели.

март

Круглый стол

«Воспитание послушания у детей»

Знакомство родителей с проблемой послушания у детей,

Раскрытие методики воспитания этого качества,

учить решать педагогические задачи.

- сообщение воспитателя;

- решение педагогических ситуаций;

-«делимся опытом».

Воспитатели,

Педагог-сихолог.

Консультация

«Культура семейных отношений»

 Пополнение знаний родителей по вопросам брака, семьи, о тесной взаимосвязи выполняемых семьей функций, о необходимости профилактики конфликтов, разводов.

-сообщение воспитателя;

-дискуссия по заданной теме.

Воспитатели.

Педагог-сихолог

Музыкальная гостиная

«Мама – солнышко мое»

-Воспитание любви к матери;

- приобщение родителей к совместному музицированию с детьми ( с использованием самодельных инструментов).

- мини-консультация;

- практическое занятие по изготовлению музыкального инструмента – шуршалки;

- совместное музицирование родителей, детей и муз.руководителя.

Воспитатели.

Муз.работник

Консультация в уголке здоровья

«Как уберечься от простуды»

- Оказание родителям консультационной и практической помощи для поддержания и коррекции здоровья детей

Ст. медсестра

апрель

Заседание клуба «Мамина школа»

«Игра – это серьезно»

 Сотворчество с детьми в домашних условиях.

- мини-консультация о значении общения взрослого и ребенка;

- рекомендации по подбору игрушек по возрасту ребенка.

Воспитатели.

Консультация

«Наши привычки – привычки наших детей»

Способность принятия позитивных привычек, отказ от негативных.

Ст.медсестра

Уголок для родителей

«Что должен знать и уметь выпускник младшей группы»

Знакомство со знаниями и умениями детей младшей группы;

- дать рекомендации по закреплению этих знаний и умений.

Воспитатели.

Уголок здоровья.

Консультация.

 «Как организовать летний отдых детей».

- Пополнение знаний родителей о здоровом образе жизни в семье.

- рекомендации по проведению летнего отдыха.

Ст.медсестра



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                          Приложение 3

Сравнительные результаты изучения особенностей родительского отношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуального потенциала в условиях ДОУ

В статье описывается методическая работа, проводимая в ДОУ по развитию интеллектуального потенциала детей....

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ (к проблеме актуализации педагогического потенциала культурного наследия города).

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕТЕРБУРГСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ (к проблеме актуализации педагогического потенциала культурного наследия города)....

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНого Потенциала В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Тема выступления: «Говорящая стена» как элемент визуализации знаний и погружение в образовательную среду детей дошкольного возраста...