Консультация для педагогов семейных групп
материал по теме

В помощь сотрудникам семейных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya__dlya__pedagogov__semeynyh__grupp.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов  семейных  групп

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  С  ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ  БАЗОЙ

План

1. Особенности  организации   воспитательно – образовательной  деятельности   дошкольников.

2. Ознакомление  с  программно – методической  базой.

3. Другое

Ход

       Семейная  группа -  это  группа,  работа  в  которой  должна  строиться  в  соответствии  с  требованиями  ДОУ   и  на  основании   базовой  Программы  дошкольного  образования  «От  рождения  до  школы».

  Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образователь ных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.

  Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с уче том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направле ниям — физическому, социально-личностному познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрирование в ходе освоения всех образовательных об ластей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образователь ной области, с обязательным психологическим сопровождением.

 Содержание психолого-педагогической работы представлено по возрас тным группам. Программа охватывает четыре возрастных периода физи ческого и психического развития детей; ранний возраст — от рождения до  2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст-от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний до школьный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Режим дня.             

   Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разум ное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

  При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые пред почтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особен ностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения
детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познава тельные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие — ребенок по своему
желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы.

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:        

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа ции различных видов детской деятельности (игровой, коммуникатив ной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, му зыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организован ная образовательная деятельность»);        

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;        
• самостоятельную деятельность детей;              

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобра зовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адек ватных возрасту формах работы с детьми.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются пре имущественно игровые, сюжетные формы образова тельной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность  

• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные,

    театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров,  чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художест венных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изго товление украшений для группового помещения к праздникам, суве ниров; украшение предметов для личного пользования;

• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изоб разительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств вырази тельности;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художест венный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или про смотренного произведения; рисование иллюстраций к художествен ным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творчес кие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;        
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;  танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритми ческих движений, показ ребенком плясовых движений;

физкультурные занятия игровые, сюжетные, физкультминутки; игры и упражне ния под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; ритмическая гимнастика, игры и упраж нения под музыку.

ПАМЯТКА  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  СЕМЕЙНЫХ ГРУПП

Программно – методическая  база воспитателя  семейной  группы

Комплект  документации  для  педагогов  семейного  детского  сада  должна  включать  в  себя  все  основные  структурные  компоненты,  принятые  в  ДОУ:

  1. Список  литературы  
  2. План работы
  3. Расписание занятий
  4. Расписание специалистов ДОУ
  5. Памятки  и консультации
  6. Диагностика   развития  детей

Список  литературы  заносится  и  оформляется  специальной  табличной  формы:

Раздел

Автор  и  название  книги

Рекомендации

Заметки

Развитие речи

Ушакова О.С., Арушанова А.Г.,Максакова А.И. занятия по развитию речи. М., 1999

Конспекты занятий

Математика

Новикова В.П. Математика в детском саду. М., 2000.

Конспекты занятий для детей среднего возраста

ИЗО деятельность

Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. М., 2006

Конспекты занятий для  детей от 1до 3 лет.

Хорошие  идеи  для  изготовления поделок с детьми

Планирование  работы  и  самоконтроль  педагога  семейного  детского  сада  оформляется  также  в табличной  форме:

День  недели, дата

Занятия, возраст

№ занятия, источник

Заметки

Понедельник

10.10.10

Развитие речи (2-3 года)

Занятии № 1. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» с.32

+ ?

Лепка  (2-3 года)

Занятие №2. Е.А.Янушко «Лепка с детьми  раннего возраста» с. 25

+!

Условные  отметки   о  проведенных  занятиях:

+ - провела;

- - не провела

! – хорошо прошло

? – не получилось

Расписание  занятий  соответствует  Ученому  плану  ДОУ. Этот  документ  носит  скорее  рекомендательный,  нежели  обязательный  характер. Некоторые  виды  занятий,  такие  как  лепка,  рисование,  ознакомление  с  художественной  литературой и окружающим миром,  могут  проводиться  комплексно,  включаться  в  различные  виды  деятельности.


ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  

День  недели

1 младшая группа (2-3 года)

2 младшая группа (3-4 года)

Средняя  группа (4-5 лет)

Подготовительная группа (-7 лет)

2 занятия по 10 мин (утро – вечер)

2 занятия по 15 мин

2-3 занятия по 15-20 мин

3 занятия по 25-30 мин

Понедельник

Развитие речи

Конструирование

Ознакомление с окружающим/экология (чередуется)

Музыкальное

Ознакомление с окружающим/экология (чередуется)

Физкультурное

Ознакомление с окружающим

Математика

Конструировании/ручной труд (чередуется)

Вторник

Лепка

Музыкальное занятие

Аппликация/конструирование (чередуется)

Физкультурное

Лепка

Математика

Развитие речи

Лепка

Музыкальное

Среда

Ознакомление с художественной литературой

Физкультурное занятие

Музыкальное

Развитие речи /ознакомление с художественной литературой (чередуется)

Аппликация/конструирование (чередуется

Музыкальное

Ознакомление с художественной литературой

Рисование

Физкультурное

Четверг

Ознакомление с окружающим/экология (чередуются)

Рисование

Математика

Развитие речи /ознакомление с художественной литературой (чередуется

Физкультурное

Математика

Экология

Музыкальное

Пятница

ИЗО (лепка, рисование, аппликация) (чередуется)

Физкультурное занятие

Лепка

Физкультурное

Музыкальное

Рисование

Обучение грамоте

Аппликация

Физкультурное