Творческие возможности дошкольника (советы для родителей)
статья (старшая группа) на тему

Что означают рисунки детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasileva.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

(советы для родителей)

ВАСИЛЬЕВА  НЭЛЛИ  МАГСУМОВНА

Что означают рисунки детей

Цветы. Энергично и размашисто нарисованные цветы говорят о мечтательности, хорошо развитой фантазии. Более мягкие округлые формы свидетельствуют о личности чувствительной и ранимой.

Солнышко с лучами характеризует человека радостного, жизнелюбивого, оптимиста.

Кружевные облака — творческая личность, любящая мир вокруг,

Домик. Сигнализирует о любви к порядку, аккуратности.

Дерево. Без листьев, ствол и ветви — у ребенка нет собственного мнения. Ему очень важно, что говорят другие.

Широкий ствол, густые ветви, округлая крона — ребенок оптимист, весельчак, но его больше занимает реальное, а не воображаемое.

Ствол длинный, дерево вытянутое, с ветками и негустыми листиками — человек несколько поверхностный. Надо вырабатывать усидчивость, трудолюбие, и тогда все будет прекрасно.

Круги. Общительные люди. Любят коллективную работу. Также это сигнал о недостатке внимания со стороны окружающих. Ребенок, рисующий круги, тоскует по настоящей дружбе, нежности, любви.

Прямоугольники — склонность к планированию, расчетливость, Этого человека нелегко застать врасплох. Ставит реальные цели. Решителен. Всегда отстаивает собственное мнение.

Спирали, завитки — честолюбие, эгоизм. Все должно вращаться вокруг его персоны.

Решеточки, сеточки. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок загнан в угол. Ему неуютно. Не хватает смелости противостоять неприятностям.

Шахматная клетка — деловитость, скрытность, чувство противоречия.

Обратите ваше внимание на следующее:

·       Счастливый, уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. Концентрирует изображение в центре листа.

·       Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и в воспитании собственного «Я», пытаются охватить все пространство на бумаге.

·       Дети волевые, реалистичные отдают предпочтение прямым линиям, четким углам, редко используют кружочки и овалы.

·       Неуверенный в себе человек выбирает не очень яркие цвета. Рисует, едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми, не­выразительными. Он не желает привлекать к себе внимание.

·       Личность агрессивная часто непроизвольно ломает грифель карандаша, быстро исписывает фломастер. Каракули резкие, по всему листу.

·         Добрый, доверчивый ребенок использует много тонких, извилистых линий.

Гармония в семье. Что рисует Ваш ребенок?

Психологи считают, что с помощью рисунков дети изливают переполняющие их эмоции; это их способ понимать мир и себя. Не удивительно, что по рисунку можно сказать очень многое о том, нравится ли художнику от горшка два вершка его существование или ему не очень уютно на свете.

Нарисуй нас!

Мысли просятся в рисунок. Хотите заглянуть в душу малыша? Выберите время, когда ребенок возьмет карандаши и альбом, и предложите ему нарисовать семью. Не подсказывайте и не уточняйте, кого именно и как он должен рисовать. Не мешайте маленькому Рафаэлю, а тихонько наблюдайте за ним. Возможно, вас ждут открытия.

Папа, мама, я…

В какой последовательности ребенок нарисовал членов семьи? Если первым нарисовал себя, это вовсе не значит, что он эгоцентрик. Так и должно быть. Ведь малыш рисует свой мир, в котором он – главный добрый волшебник. Другое дело, если он нарисовал одного себя. Это означает, что он не чувствует себя членом семьи, существует сам по себе. После себя, как правило, ребенок рисует того члена семьи, которого считает самым важным.

Последними на бумаге обычно появляются братья наши меньшие – кошка и собака. А вот если хвостатый друг оказался вторым по счету, значит, малышу одиноко. Если ребенок “забыл” нарисовать кого-то из близких, это тревожный сигнал. Стало быть, этот “кто-то” малышу неприятен. Может быть, это месть за недавнюю обиду или наказание.

Все дети хотят, скорее, вырасти, поэтому рисуют себя вровень со взрослыми – ну, может, чуточку ниже. Если же малыш нарисовал себя очень маленьким, вероятно, он слишком зависит от родителей, которые мешают ему проявлять собственную индивидуальность.

Все вместе

Если на рисунке все родственники стоят рядом и держатся за руки, ребенок чувствует себя частью единого целого под названием “семья”. Он уверен во всеобщей любви к нему.

Ближе всего к себе ребенок рисует самого милого ему человека, которому доверяет всем существом. Родители, которые мало общаются друг с другом и с ребенком, появятся на листе бумаги в разных углах или в отдельных окошках, разделенные линиями. Хуже, если они будут стоять спиной друг к другу.

Младшие братья или сестрички тоже частенько оказываются в стороне от всех остальных. Если они к тому же микроскопических размеров, значит, ребенок ревнует и борется за внимание родителей. А щербатые улыбки от уха до уха, бантики, цветочки, воздушные шарики, летающие, как бабочки, вокруг, – верный признак, что ребенку хорошо в этом мире.

Ноги, руки, голова

Что можно сказать об авторе рисунка? Дошколята уже четко рисуют все части лица и тела, не забывая о деталях. Отсутствие какой-либо части тела настораживает. Длинные руки у кого-то из родственников говорят о страхе перед тем, что он может наказать, ударить. Если папа часто ругает ребенка, ребенок может “забыть” нарисовать ему рот. Большие и толстые ноги у фигурок свидетельствуют, что ребенок чувствует напряженность в семье и подсознательно стремится к более надежному фундаменту семейных отношений.

Малыш, которому неуютно в мире, нарисует страшноватых людей с раскинутыми в сторону руками и большими пальцами. Автор, рисующий длинноногих, скорее всего, стремится к независимости, а если начинающий художник изображает всех с поднятыми вверх руками, это не очень хорошо. Значит, ему нравится внушать страх, нравится, когда его боятся.

У нежности цвет неба

Самое любимое и близкое ему существо малыш постарается раскрасить тем же цветом, что себя. Напористые и непоседливые выбирают обычно теплые и горячие цвета – малиновый и оранжевый. Холодные тона предпочитают тихие, мечтательные, серьезные малыши. Их привлекают синий, голубой, бледно-желтый. Контраст черного и белого – отражение внутреннего конфликта, с которым ребенок никак не может справиться.

И еще обращайте внимание, как ваше дитя раскрашивает изображение. Если карандаш то и дело выскакивает за пределы контура, значит, малыш свободолюбив и наделен даром независимости. Если же рисунок раскрашен канцелярски аккуратно и уж тем более, если между контуром и основным цветом остается белая полоса – это знак, что малыш не уверен в себе, чувствует себя беззащитным и постоянно нуждается в вашей поддержке.

Занимательные занятия по рисованию с детьми дома

Предлагаю вашему вниманию серию занимательных занятий с детьми дошкольного возраста.

Эти занятия учитывают важные направления эстетического воспитания и образования ребенка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, каждое занятие, какой бы конкретно методике оно ни посвящалась, реализует вопросы всестороннего развития личности ребенка.

Главная цель наших занятий «Учимся играя» - помочь родителям развивать в ребенке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.

На наших занятиях обучение представляется не как самоцель, а является средством развития ребенка – активного, здорового, общительного, любознательного, смышленого, самостоятельного, творческого, воспитанного, эстетически развитого.

 Наши занятия помогут ввести своего малыша в мир изобразительного творчества. У ребенка разовьется чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научиться создавать выразительные образы. У малыша будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус. Мы расскажем, как организовать эту увлекательную для ребенка деятельность, как постепенно вводить его в мир художественного творчества.

Выделите ребенку для рисования хорошо освещенное место и приобретите все необходимое для занятия.

Вам потребуется:  Альбом для рисования,  Простой карандаш,  Цветные карандаши,  Фломастеры,  Цветные мелки,  Акварельные краски (детям с 4 лет),  Гуашевые краски,  Набор кисточек разного размера,  Банка для промывания кисти,  Палитра для смешивания красок,  Подставка для кисточек,  Ластик,  Линейка,  Точилка,  Салфетка

   Чем богаче впечатления ребенка, тем содержательнее его рисунки и активнее стремление приобрести изобразительные навыки. Поэтому любуйтесь с ребенком красотой окружающего мира, смотрите видеофильмы, рассматривайте иллюстрации, репродукции, посещайте музеи, и тогда рисунки малыша будут яркими и образными.

Чем разнообразнее предлагаемая техника рисования, тем активнее будет развиваться творческий потенциал ребенка. Не бойтесь импровизировать. Например, кисточку с успехом может заменят кусочек поролона, ватный комочек, шарик скатанной бумаги и даже указательный пальчик юного художника. Можно рисовать и свечкой – при этом получается «волшебный» рисунок, которого сначала не видно, но стоит лишь нанести на него акварельную краску, как изображение проступит на цветном фоне. Чудесные рисунки получаются на бумаге, предварительно увлажненной с помощью поролоновой губки.

Поощряйте ребенка рисовать по собственному замыслу, фантазируя и экспериментируя с материалом.

Обязательно обсуждайте рисунки своего малыша. Ребенок – большой фантазер. Он столько расскажет том, что нарисовал, что вы убедитесь его способности придумывать.

Повесьте в комнате одну или несколько рамок и периодически вставляйте в нее удачные рисунки маленького художника.

За рабочим столом

 Перед занятием расскажите ребенку о том, как надо общаться с красками, карандашом и фломастерами, и объясните основные правила, которые следует соблюдать при рисовании.

1. Подготовьте рабочее место, подберите все, что тебе потребуется для рисования.

2. Старайся не ронять на пол карандаши, так как грифель в них разбивается и карандаши невозможно будет точить.

3. Не забывай закрывать фломастеры колпачками, чтобы стержень с краской не высыпался.

4. При закрашивании карандашами и фломастерами клади штрихи плотно и в одном направлении, старайся не выходить за контур.

5. Кисточку храни ворсом вверх, тщательно промывай, не вытирай, а промокай салфеткой.

6. Гуашевые краски храни в баночках, набирай краску на кисточку прямо их них, снимая излишек о край баночки. Если краска слишком густая, налей ее в розетку и разведи водой. После рисования остатки краски вылей обратно в баночку и плотно закрой крышечкой.

7. Перед рисованием акварельными красками смочи их, «разбуди», капнув в каждую ячейку воды большой кисточкой или губкой.

8. Нарисованный красками рисунок отложи в сторонку и не трогай, пока он окончательно не просохнет. На сырое изображение не наноси рисунок красками другого цвета, чтобы оно не растеклось.

9. После рисования убери рабочее место

«ВОЛШЕБНОЕ ПЯТНО». Предложите малышу нарисовать краской пятна разной формы, а затем во что-нибудь их «превратить», дорисовывая детали, - например, из желтого кружка получиться забавный цыпленок.

 «УГАДАЙ ПРЕДМЕТ» Положите под полотенце предмет простой формы. Пусть ребенок ощупает его и нарисует отгадку.

 «НАРИСУЙ» Предложите ребенку палочкой нарисовать что-нибудь на песке, на снегу, мелом на асфальте.

 «НАЙДИТЕ» Дайте малышу задание отыскать вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.

 «ПЛЫВЕТ ЛОДОЧКА» Попросите ребенка нарисовать карандашом извилистую линию, рядом с ней другую – это будут контуры реки. Затем предложите ему «пустить по реке лодочку» - нарисовать прямую линию между двумя «берегами».

 «ПРИДУМАЙ» Предложите ребенку придумать и нарисовать карандашами человечков из фруктов, ягод, овощей.

 «НАРИСУЙ ТАКОГО ЦВЕТА» Назовите цвет и предложите ребенку красками нарисовать фрукты, ягоды, овощи, имеющие такой цвет.

 «ПОРИСУЙ РИКАМИ В ВОЗДУХЕ» Предложите ребенку «нарисовать» в воздухе одной или двумя руками яблоко, снеговика, кувшин, окно и другие предметы.

 «ТРИ ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» Дайте ребенку желтую, красную, синюю краски и палитру. Предложите смешать эти краски, чтобы получить новые цвета и оттенки: зеленый (желтый +синий), оранжевый (желтый + красный), фиолетовый (красный + синий) и другие.

 «ЗАБАВНЫЕ ПОРТРЕТЫ» Предложите ребенку нарисовать пальцем ряд пятен розовой краской, а когда краска высохнет, превратить их в портреты, фломастером дорисовать черты лица, волосы, очки, шляпу и т.п. Следующий ряд пятен (светло-коричневого цвета) может стать «портретной галереей» животных.

Арт-терапия для ваших детей

В детские годы закладываются основы личности человека. В этот период детская психика очень восприимчива к внешним факторам и воздействиям. На помощь детской психике и восприимчивости приходит так называемая «арт-терапия». Арт-терапия включает в себя несколько методик, нацеленных на правильное и целостное воспитание детей.

Арт-терапия, что в переводе -  «исцеление искусством», имеет огромное количество положительных сторон, воздействуя на ребенка мягко и незаметно. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир человека.

Давайте разберемся, какие методики арт-терапии нужно применять дома и как правильно это делать.

Рисование – одно из основных направлений арт-терапии. Они часто используются для профилактики и лечения нарушений развития или эмоциональной неустойчивости ребенка, и к тому же весьма легко применимо и доступно каждому.

Изотерапия – часто является первой попыткой самореализации и самовыражения детей. Ребенок обычно с удовольствием рисует, тем самым бессознательно выплескивая и выражая свои эмоции.

Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический  рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный  рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Безусловно, у каждого направления есть свои особенности и используемые материалы.

Чтобы дать ребенку возможность развиваться и  раскрываться через рисование, правильно организуйте рабочее место. Там ребенку должно быть комфортно и уютно, он должен чувствовать себя спокойно.

Нужно предоставить ребенку необходимое разнообразие художественных средств: разноцветные карандаши, фломастеры, бумага, гуашь, восковые мелки.

Приведем пример простых и действенных методов, которые можно применить дома:

1. Составьте список основных эмоций, которые присущи человеку. Обычно сюда входит 12 эмоций- 6 положительных (любовь, радость и т.д.) и 6 отрицательных (тревога, боль и т.д.). Дайте ребенку цветные карандаши и называйте эмоции: ребенок должен для каждой эмоции выбрать цвет и нарисовать им кружок. Естественно, ребенок должен полностью понимать что обозначают называемые вами эмоции, иначе данное упражнение не пригодно. После того, как ребенок обозначит каждую эмоцию определенным цветом, вы сможете улавливать его настроение и душевное состояние в его последующих рисунках.

2.  Не ругайте ребенка, когда он портит бумагу каракулями и непонятными черточками, так он снимает напряжение, накопившееся за весь день.

3. Хорошая методика для осознания собственного тела и выявления жалоб у ребенка, которая помогает как ребенку, так и родителям увидеть комплексы ребенка. Рисунок необходимо проанализировать с ребенком и настроить его позитивно, научить любить себя и стремиться быть лучше.

Еще одно направление арт-терапии – куклотерапия. Куклы и игрушки не зря считаются неотъемлемой частью детства.  В играх с куклами ребенок учится взаимоотношениям,  отрабатывает для себя новые социальные роли и ситуации.  Через игры с куклами можно увидеть мир таким, каким видит его ребенок, и если что-то вас встревожит, так же, через мир кукол, можно корректировать детское восприятие.

В каких случаях куклотерапия особенно действенна? Специалисты выделяют  следующие возможности:  психодиагностика;  приобретение новых навыков; развитие самоконтроля; развитие речи.

Куклы-рукавички больше подойдут для дошкольников, марионетки применяют для более старших детей – они сложнее в управлении, но интересны своими ролями. Бэби-куклы помогут ребенку правильно понять и принять гендерную роль и взрослый мир.

Обычно ребенок интуитивно знает, какая кукла ему нужна, поэтому прислушивайтесь к его просьбам. Куклу можно купить в магазине или сделать своими руками. Изготовление такой куклы носит терапевтический метод. К кукле, сделанную своими руками, отношение более трепетное и ответственное. Предложите ребенку познокомит новую куклу со всеми членами семьи и другими куклами. Пусть ребенок от имени куклы расскажет о себе. Это научит ребенка общению, может быть откроет для него новые мысли и эмоции.

Изотерапия и куклотарапия далеко не все направления арт-терапии, но наиболее распространенные и удобные для применения в домашних условиях.

Уважаемые взрослые!

 Я надеюсь, что эти занимательные занятия помогут вам в организации обучения своего ребенка и превратят его в увлекательное занятие не только для вашего малыша, но и для всей семьи.

Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

«Как развивать творческие способности дошкольников» консультация для родителей

 Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует ...

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

Развитие связной речи дошкольников. Советы неравнодушным родителям

Презентация для родительского собрания по развитию речи в старшей группе...

«Словесные игры как средство развития речи дошкольника». Советы для родителей

Представлены игры и упражнения для развития речи. Советы и помощь родителям....