Консультация для родителей : «Ты» или «вы»
методическая разработка по теме

Культура речевого поведения дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx88.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ты» или «вы»

Культура речевого поведения дошкольника

Известно, что дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. К шести годам подавляющее большинство детей свободно владеет родной речью. Ее успешному развитию способствует целенаправленные воздействия семьи и детского сада. Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребенка-дошкольника, не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Это культура речевого поведения детей - речевой этикет. Как, например, ребенку обратиться к взрослому?  В каких случаях говорить «вы», а в каких «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чем-либо, если совершил неловкость? К сожалению взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда , когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребенка. Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только  правильную речь, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями   и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты,- все это для ребенка имеет большое значение. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на  игровой площадке. Вы без труда заметите тех, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и  употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, еще только постигающий, «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи. Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имен собственных  в пренебрежительной форме: «Колька», «Анька», «Ленка» и т.п. Этим они не обязательно выражают соответствующее данной языковой форме отношение. Порой даже не осознают оттенка, придаваемого суффиксом «к» Но тому, кого так называют, это может быть неприятно и даже обидно.

А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения, когда  говорим о своих знакомых  «Машка», «Петька». Пример для подражания ребенок получает не из лучших. Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова «здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание  высказывания.  

С  четырех лет дети должны  приветливо здороваться,  входя в группу детского сада, в квартиру соседей, а уходя, так же приветливо говорить «До свидания». Приучите ребенка всякий раз, когда  понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешения, ребенок тем самым выражает уважение  к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех. Сколько детских конфликтов может быть предупреждено, если вовремя воспитать у ребенка привычку просить разрешения!

Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чем-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.  «Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим малышам. Но все ли им пользуются? Напоминайте  вашему ребенку, чтобы он не забывал о  «волшебной силе» слова  «пожалуйста», обращаясь с той или иной  просьбой к взрослым или к сверстникам.  С  самого раннего возраста приучайте, пожалуйста, своих детей выражать благодарность словом «спасибо».  К этому малыша начинают приобщать еще до того, как он научится произносить свои первые слова: учат кивать головой в знак благодарности. Так подготавливается благоприятная почва для того, чтобы вскоре после года ребенок мог произнести к месту «спасибо».  

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже  мило. Но с четырех лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и  называть по имени и отчеству (кроме родителей, бабушки, дедушки – самых близких родных).

Речевой этикет тесно связан с характером человека. Освоение ребенком правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности. Сначала малышу объясняют, как надо выразиться в том или ином случае, что надо сказать, и он поступает таким образом, выполняя указания взрослого или подражая ему. Постепенно у него вырабатывается привычка, благодаря которой он может поступать в  соответствии с правилами речевого этикета задолго до того, как сможет осмыслить их значение. Так исподволь формируется вежливость в обращении как черта характера. В старшем дошкольном возрасте ребенок проявляет вежливость в своем речевом поведении вполне осмысленно.  Не менее важна и обратная зависимость: речевого поведения от характерологических качеств. Так, например, для того, чтобы ребенок приветствовал при встрече взрослых, сверстников и выполнял другие правила речевого этикета в общении с ними, надо воспитывать у него доброжелательность, уважительное отношение к старшим, к товарищам. Несмотря на взаимозависимость речевого поведения ребенка и характера, не всегда можно судить о чертах его характера (в дошкольном  возрасте они вообще еще в стадии формирования) на основе одной только речи. Не раз отмечалось, что дети, легко перенимая услышанные слова и выражения, не всегда могут оценить их с точки зрения благопристойности.  К ужасу родителей, это могут быть бранные слова, услышанные где – -нибудь на улице. В таком случае следует спокойно, не теряя самообладания, объяснять ребенку, что это плохое слово, которое не следует повторять.  Если чрезмерно не акцентировать на нем внимание, малыш  вскоре забудет его.

В  высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала: «Хочу эту куклу», «Хочу кататься» (на чужом велосипеде) – только и слышишь из уст иного малыша.  Конечно, не в слове дело, но все же, стоит призадуматься над этим и уж во всяком  случае, не потакать бесконечным  «хочу» и «не хочу».  Научите ребенка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть этим мячом?» и т. п.

Речь некоторых детей изобилует разного рода  оскорбительными кличками, конечном же, не ими выдуманными.  Если в семье  ребенок то и дело слышит  «растяпа»,  «дурень»,  «негодник»,  эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются. Если вы считаете нужным  сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

Одним из эффективных средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребенку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской литературы. Беседуйте с ребенком о прочитанном, подчеркивайте особенности речевого поведения персонажей.

Освоение ребенком речевого этикета повышает культуру его речи.

Воспитатель   Доценко Л.А.

МБДОУ №28 г.Армавир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...


 

Комментарии

Лидия Арсентьевна,спасибо за материал,очень своевременно!