Главные вкладки

    Консультация для родителей "В школу - с радостью"
    статья на тему

    Подготовка к школе включает в себя специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_shkolu_s_radostyu.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    для родителей

    В ШКОЛУ - С РАДОСТЬЮ

            Сегодня хорошее образование стало синонимом выгодной, нужной профессии, значимость которой измеряется в основном размером оплаты. И это представление прочно вошло в формирующееся сознание будущих школьников.

            Прежде всего, родители должны знать, что подготовка к школе включает специальную, или предметно-специфическую подготовку (обучение чтению, письму и счету), и психологическую, обеспечивающую успешное включение ребенка в процесс школьной жизни.

            Социальная готовность к школе – проблема настоящего времени, поскольку до 80-х годов прошлого века этого термина даже не существовало. Когда все дети в обязательном порядке поступали в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало: одни учились лучше, другие – хуже. Проблема готовности к школе появилась в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Привычные, устоявшиеся методы работы уже не подходили. Более того, несостоятельными оказались и прогнозы школьной успешной детей, и объяснения их неудач. Шестилеток принимали, как правило, только в элитные школы. Учителя отбирали детей по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина таких школьников не оправдывают возлагавшихся на них надежд: они не могут даже освоить программу.

            Сторонники раннего обучения решили: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы, а раз плохо готовы, то нужно начинать обучение еще раньше, например с пяти лет, и готовить еще лучше. А под этим «лучше» вновь понималось «читать, считать» и т.п. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя механически снижать возрастную планку обучения, игнорируя законы психического развития ребенка.

            Поэтому разумнее говорить о психологической готовности к обучению в школе (о школьной зрелости). Этот термин используется для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого он готов учиться в школе.

            Помочь родителям понять, какое содержание включает в себя «психологическая готовность», а также самостоятельно определить уровень готовности своего ребенка к школе поможет тест, разработанный американскими психологами и адаптированный для России.

    Оценка развития познания.

    - Владеет ли ребенок основными понятиями (правый – левый, большой – маленький и т.п.)?

    - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации (например, предметы, которые могут катиться и которые не могут катиться)?

    - Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

    - Сколько букв алфавита может назвать ребенок?

    Оценка базового опыта ребенка.

    - Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

    - Был ли ребенок в библиотеке?

    - Была ли у вас возможность регулярно читать или рассказывать ребенку истории?

    - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

    Оценка языкового развития.

    - Может ли ребенок назвать окружающие его предметы?

    - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

    - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи (пылесос, холодильник, стол и т.п.)?

    - Может ли ребенок объяснить, где расположены определенные предметы (на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.)?

    - Может ли ребенок описать произошедший с ним случай?

    - Четко ли ребенок выговаривает слова?

    - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

    - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

    Зрительное различение.

    - Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, непохожую на остальные)?

    - Может ли ребенок различать буквы в коротких словах (например, кот – год)?

    Зрительная память.

    - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

    - Может ли ребенок назвать шесть – восемь предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

    Зрительное восприятие.

    - Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

    - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

    Уровень слуховых способностей.

    - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки (например, лес – вес)?

    - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

    - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

    Оценка отношения к книгам.

    - Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

    - Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

    - Задает ли ребенок вопросы о словах (что они значат и т.п.)?

    Оценка уровня эмоционального развития.

    - Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

    - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

    - Легко ли ребенку переключиться на новые действия при изменении привычного распорядка дня?

    - Способен ли ребенок работать самостоятельно, при выполнении заданий соревноваться с другими детьми?

    Оценка умения общаться.

    - Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними игрушками?

    - Соблюдает ли ребенок очередность, когда этого требует ситуация?

    - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

    Оценка физического развития.

    - Хорошо ли ребенок слышит?

    - Хорошо ли ребенок видит?

    - Развита ли у ребенка координация моторных навыков (например, может ли он играть в мяч, прыгать, самостоятельно опускаться и подниматься по лестнице?

    - Выглядит ли ребенок бодрым?

    - Выглядит ли ребенок здоровым?

    Общая и психологическая готовность.

    Может ли ваш ребенок:

    - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

    - Изъясняться связно (например: «Покажи мне…»)?

    - Понимать смысл того, о чем ему читают?

    - Четко выговорить свое имя и фамилию?

    - Запомнить свой адрес и номер телефона?

    - Писать карандашом на бумаге?

    - Пользоваться красками, цветными карандашами, пластилином, фломастерами?

    - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

    - Следовать полученным указаниям?

    - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

    - Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени?

    - Сосредоточиться, чтобы выполнить полученное задание?

    - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

    - Положительно оценивать себя: «Я – человек, который многое может»?

    - Подстраиваться к разговору, когда взрослые меняют его тему?

    - Проявлять интерес к окружающим предметам?

    - Ладить с другими детьми?

    Таким образом, психологическая готовность означает наличие у ребенка определенных предпосылок к обучению в школе. Более конкретно это можно выразить следующими словами: ребенок может и хочет учиться в школе.

    Не секрет, что большинство современных первоклассников интеллектуально пассивны. Они ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности и, как следствие, сразу начинают испытывать трудности в школе, поскольку им приходится заучивать новый материал без понимания, действовать по шаблону, пользоваться подсказкой и т.д.

    Прочный успех в учении зависит не от того, умел ли ребенок читать или писать до школы (этому его научат), а его стремления узнавать новое.

    Чтобы ребенок мог и хотел учиться в школе, у него должна быть сформирована высокая познавательная активность. Применительно к детям дошкольного возраста это эмоционально-положительное отношение к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремление к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявление инициативности, любознательности к окружающему миру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителейВ

    В консультации для родителей советую,как можно отдохнуть с детьми в летний периуд....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ « В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ».

    Жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и  вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудност...

    Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью».

    Консультация для родителей детей подготовительной группы « В школу с радостью». Как быстро бежит время.Еще совеем недавно ваш малыш  произнес первое слово « мама» , сделал первые, робкие шаг...

    консультация для родителей "В школу с радостью"

    -Когда надо начинать готовить будущего первоклассника, учитывая сегодняшний темп жизни, постоянно усложняющиеся и разнообразные программы...

    Консультация для воспитателей «В школу - с радостью»

    Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единс...

    Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «В школу с радостью» Апрель 2018

    Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «В школу с радостью» Апрель 2018...

    Консультация для родителей детей подготовительной группы «В школу с радостью»

    Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и пси...