Главные вкладки

    Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
    методическая разработка (средняя группа) на тему

        Уважаемые родители!
    Я приветствую вас на моем мини-сайте и надеюсь, что наши встречи станут регулярными.

    Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании
    Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка.
    1. Развивайте мелкую моторику рук.
    2. Выполняйте артикуляционную гимнастику
    3. Развивайте речевое дыхание
    4. Выполняйте рекомендации логопеда

    1.Развитие мелкой моторики рук:
    «Истоки способности и дарования детей – на кончиках пальцев.»
    (И.А. Сухомлинский)
    Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук:
    Выполняйте с детьми различные графические упражнения:
    - «обведи узор»
    - «продолжи узор»
    - «дорисуй…»
    Выполняйте с детьми следующие упражнения:
    Перебираем крупы для развития мелкой моторики.
    Нужно несколько глубоких посудин и насыпать в них разных круп: "пшено, рис и овёс". Ребенок, опуская по очереди в каждую посудину руку, перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д.
    Можно дать дошкольнику разные ёмкости "стаканчики, ведёрки или формочки для песка" и дать ему пересыпать с одной ёмкости в другую. Также можно давать переливать воду во время купания в ванной.
    Шнуровки.
    Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам.
    Застёжки.
    Хорошо иметь специальный "тренажёр". Для этого нужно к куску плотной ткани пришить всевозможные застёжки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. А потом показать малышу, как ими пользоваться.
    Нанизывание.
    Детям 4-5 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Дайте возможность ребенку сделать самые красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.
    Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении дошкольников и в общем развитии ребенка.
    2.Выполняйте артикуляционную гимнастику:
    Упражнения для губ.
    1. Улыбка.
    Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
    2. Хоботок (Трубочка).
    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
    3. Заборчик.
    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
    4. Бублик (Рупор).
    Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
    5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
    Чередование положений губ.
    6. Кролик.
    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
    Упражнения для развития подвижности губ.
    1. « Покусывание» и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
    2. Улыбка - Трубочка.
    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
    3. Пятачок.
    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
    4. Рыбки разговаривают.
    Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
    5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
    6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
    7. Уточка.
    Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
    8. Недовольная лошадка.
    Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
    9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
    Если губы совсем слабые:
    - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
    - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
    - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
    Упражнения для губ и щек.
    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
    2. Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
    3. Голодный хомячок.
    Втянуть щеки

    Статические упражнения для языка.
    1. Птенчики.
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
    2. Лопаточка.
    Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
    3. Чашечка.
    Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
    4. Иголочка.
    Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
    5. Горка (Киска сердится).
    Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
    6. Трубочка.
    Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
    7. Грибок.
    Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
    Динамические упражнения для языка.
    1. Часики (Маятник).
    Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
    2. Змейка.
    Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

    3. Качели.
    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
    4. Футбол (Спрячь конфетку).
    Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
    5. Чистка зубов.
    Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
    6. Лошадка.
    Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
    7. Гармошка.
    Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
    8. Маляр.
    Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
    9. Вкусное варенье.
    Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
    10. Оближем губки.
    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
    1. Трусливый птенчик.
    Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
    2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
    3. Обезьяна.
    Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
    4. Сердитый лев.
    Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
    5. Силач.
    Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
    6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
    7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
    8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

    3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.
    1. Футбол.
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
    2. ветряная мельница.
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
    3. снегопад.
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
    4.листопад.
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
    5. бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
    6.кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
    7.одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
    8.шторм в стакане
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
    Техника выполнения упражнений:
    • воздух набирать через нос.
    • плечи не поднимать.
    • выдох должен быть длительным и плавным.
    • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
    • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения у ребенка с ринолалией.

    Аннотация к конспекту индивидуальной образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией старшего дошкольного возраста "Шуба для ёлочки"  Занятие для реб...

    Рекомендации родителям по коррекции звуков с ребенком дома

    Рекомендации родителям по занятиям с ребенком в домашних условиях. Информация на стенд....

    Конспект индивидуального занятия по коррекции ОНР с ребенком средней группы (4-5 лет)

    Лексическая тема: Лесные животныеЛогопедическая тема:Закрепление и автоматизация зв ЛГрамматическая тема: Предлог "между"...

    Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста.

    Методические рекомендации учителя-логопеда для  родителей по коррекции ОНР (I-II ур.) речевого развития у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста....

    Рекомендации родителям «Как снизить тревожность у ребенка»

    В памятке раскрыты рекомендации родителям как снизить тревожность у ребенка и сформировать адекватную самооценку...