Главные вкладки

    Безопасность вашего ребёнка - в ваших руках.
    методическая разработка по теме

    Рекомендации для родителей, в семье которых есть ребёнок с нарушением зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bezopasnost.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

      Безопасность Вашего ребёнка  - в ваших руках!

    Когда малыш учится сидеть и ползать, мы обращаем внимание на его безопасность.  Двигаясь, ребенок учится избегать опасностей.  Незрячие дети тоже могут научиться технике безопасности, но вы должны быть очень внимательны и осторожны.

    Вы можете сделать многое для того, чтобы ваш дом был безопасным.  Надо учить ребенка технике безопасности, общаясь с соседями, вы можете вместе сделать место, где вы живете безопасным для вашего ребенка, это принесет пользу не только ему, но и другим людям.

    Безопасно перемещаемся внутри дома

    Закройте острые углы на мебели, помните, что опасные углы могут быть не только на уровне пола.  

    Старайтесь ставить мебель и другие предметы на одно и то же место.  Если вы что-то передвигаете, скажите об этом ребенку.

    Помогаем ребенку определить опасность

    Расскажите ребенку, на что он должен обращать внимание, чтобы быть в безопасности.  Это могут быть горячие кастрюли, плита, мокрые полы… делайте отметки перед опасными предметами, чтобы ребенок знал, насколько близко он может подойти.  

    Учимся ходить по неровному полу

    Если в доме пол неровный, постарайтесь насколько возможно это исправить: залатайте дыры.  Если у вас есть лестница, делайте к ней перила, пока ребенок не научится ползать, огораживайте лестницу, чтобы ребенок не мог упасть.  

    Это только некоторые из примеров.  Вы сами обнаружите проблемы с безопасностью и найдете пути их решения.  

    Мы боялись, что не учтем все проблемы с безопасностью.  Тогда наши зрячие дети дали нам много советов, закрыв глаза и пройдя по дому.  Потом мы все обсудили,  как сделать дом безопасным для всех.

    Безопасность во дворе

    Закройте все открытые колодцы, канавы.  Покажите их ребенку и объясните, почему они там и чем они опасны.  Забор должен быть безопасным на ощупь, и достаточно высоким, чтобы ребенок не упал за него.  Объясните для чего забор.  Огородите свой дом от улицы, ребенок не должен выходить на дорогу, пока не научится следить за дорожным движением.  

    Если вы знаете родителей других слепых детей, попросите их помочь вам решить вопросы безопасности.

    Маленький ребенок почти не контролирует свои движения.  Но по мере своего роста Глава 10 движения он учится контролировать части тела.

    Вначале он учится держать голову и контролировать ее движение,

    Потом он научится контролировать движения рук, и в конце – ног.

    Дети начинают двигаться, когда они чем-то заинтересованы, например хотят достать игрушку.  Слепого ребенка надо заставлять двигаться, поскольку он не знает, что есть что-то ради чего нужно двигаться.  

    Также движения могут пугать слепого ребенка.  Заставляйте его двигаться с самого рождения.  

    Если ребенок держит голову и сидит, он готов к упражнениям, приведенным  в этой главе.

    Они помогут ему научиться:

    1. Сидеть самостоятельно и ползать,
    2. Стоять, ходить, использовать трость,
    3. Определять детали и форму с помощью пальцев.

     

    Учимся сидеть самостоятельно

    Посадите ребенка вперед ногами и руками.  Покажите ему игрушки, а потом положите их в разные места, например между его ногами, справа, слева от него.  Дотягиваясь до игрушек, ребенок научится держать равновесие.

    Учимся ползать

     Если ваш ребенок может лежать на животе и поднимать тело на выпрямленных руках, он готов учиться ползать.  Упражнения в этом разделе помогут ребенку научиться двигать верхней и нижней частями тела по отдельности, переносить вес на руки и ноги, и из стороны в сторону.  Все это необходимо, чтобы научиться ползать и должно быть сделано в следующей последовательности:

    1.  Когда ребенок лежит на животе, положите игрушку в стороне, на уровне его талии, помогите ему подняться на одной руке и достать игрушку второй.  

    2.  Положите ребенка на вашу ногу, так чтобы его руки были прямыми, а коленки согнутыми.  Чтобы научить его переносить вес на руки, ногу, из стороны в сторону, тихонько двигайте ногой из стороны в сторону, придерживая его за плечи и спину.

    3.  положите ребенка перпендикулярно на ногу, положите игрушки в разных сторонах от него.  Просите ребенка доставать игрушки сначала одной рукой, потом – другой.  

    4.  если малыш, ползая, касается животом пола, поднимите его живот рукой или с помощью полотенца.  Когда малыш поползет за игрушкой, тяните полотенце больше с одной стороны, потом с другой.  Так ребенок научится перемещать вес из стороны в сторону.  Постепенно помогайте ему все меньше и меньше.

    5.  когда ребенок начнет ползать сам, стимулируйте его ползать больше, пусть он тянется и ползает за игрушками.  Он должен двигаться, а не сидеть на попе.

    6.  научите ребенка ползти по лестнице.  Положите его руки на первую ступеньку, и двигайтесь вверх вместе с ним.  Потом покажите ему, как поворачиваться и научите спускаться сидя на попе.

    Когда ребенок начнет ползать, удостоверьтесь, что место,  где он ползает безопасно и чистое.

    Учимся стоять    

    Ставьте ребенка себе на колени, приседайте его немного, чтобы он почувствовал ступни.  Двигайте его из стороны в сторону, чтобы он научился переносить вес.  

    Сядьте на пол с ногами в стороны, попросите ребенка, держась за вас поднять себя в позицию наклона, а потом встать.  

    Положите игрушки, которые малыш любит на стул, просите его достать их.  Ребенок должен будет поднять себя, держась за стул.  Можете помочь ему, придерживая за бедра.

    Уча ребенка садиться из позиции стоя, поддерживайте его попу, когда он садится.

    Учимся ходить

    Пусть ребенок ходит вперед назад, держась за мебель.  Так он заодно поймет,  где что находится.  

    Когда он лучше держит равновесие, держите его за одну руку, ходя с ним.

    Пусть ребенок ходит сам, держась за простую тележку, стул на колесиках, коробку.  Это приспособление должно быть достаточно тяжелым, чтобы не двигаться слишком быстро.

    Будьте терпеливы, ребенку нужно много времени, чтобы научиться ходит, не держась ни за что.

    Когда ребенок начнет ходить, подумайте об опасностях, которые могут подстерегать его дома и во дворе, постарайтесь предупредить их.

    Учимся подниматься и спускаться по лестнице

    Пусть ребенок стоя держится за перила и поднимается на одну ступеньку, после того, как он научится подниматься, научите его спускаться.

    Используем руки.

    Когда ребенок подрастет, он может научиться использовать руки, чтобы найти путь и уйти от препятствий.  

    Дома он может использовать тыльную сторону ладони, чтобы почувствовать стену, край мебели, углы стола и другие предметы.

    В других местах он может держать руку на уровне лица ладонью наружу, чтобы защитить лицо и голову от возможных препятствий.  Другую руку он должен держать на уровне талии, чтобы обезопасить другие части тела.

    Научите его при падении вытягивать руки и сгибать колени, чтобы он не ударялся головой при падении.

    Несчастные случаи могут произойти со слепым ребенком также как и со зрячим, тем не менее, очень важно учить ребенка быть самостоятельным.

    Учимся использовать трость.

    Ребенок может начать использовать трость, когда будет готов к этому, обычно это 3-4года.  Трость поможет ему чувствовать себя увереннее в неизвестном месте.  

    Также, используя трость, ребенок начнет делать более большие шаги и ходить увереннее, поскольку тростью он может почувствовать большее расстояние, чем рукой или ногой.  

    Трость должна быть легкой, тонкой и достаточно крепкой, чтобы не сломаться быстро.  Она должна быть достаточно длинной, примерно до плеч ребенка.

    Вначале пусть ребенок прикасается тростью к земле во время ходьбы.  Прекращайте занятия до того, как ему это надоест.  Обычно 5-10 минут достаточно для одного раза.

    Держи руку прямо перед собой.  Помогай ею себе.

    Когда он привыкнет ходить с тростью, научите его двигать ею из стороны в сторону, слегка касаясь земли.  Ширина плоскости, которую нужно почувствовать тростью должна быть чуть больше ширины плеч.

    Когда трость касается земли слева, сделай шаг правой ногой.

    Ребенок может использовать трость, поднимаясь и спускаясь по лестнице.

    Для того, чтобы почувствовать высоту и положение ступеньки, пусть он держит трость вот так.

    Нельзя держать трость вот так, поскольку из-за ступенек трость может резко остановиться, и ребенок наткнется на нее животом.

    Осваиваем разные движения.

    Когда ребенок научится прямо держаться на ногах, выводите его на открытое пространство, где он не ударится ни обо что.  Там он будет чувствовать себя увереннее и сможет освоить разные движения.

    Толкать, тянуть, съезжать, ползти, держа равновесие, качаться, лезть вверх, танцевать.

    Мелкая моторика

     Все дети осваивают навыки мелкой моторики.  Для слепых детей эти навыки особенно важны, поскольку с помощью пальцев они смогут получить большое количество информации об окружающем мире.

    Эти навыки также важны для изучения брайля.

    Слепые дети могут быть менее активными, чем их зрячие сверстники.  Поощряйте ребенка делать различную работу по дому, которая позволят ему развить:

    1. Гибкость и силу пальцев и рук,
    2. Умение чувствовать мелкие детали и формы предметов.

    Развиваем гибкость и силу пальцев и рук

    Давайте ребенку задания или играйте в игры, в которых он должен делать работу пальцами, например, лепить из глины, мять тесто, чистить горох, выжимать сок из апельсинов…

    Давайте задания или играйте в игры, в которых ребенок должен рвать то-то на мелкие кусочки, бумагу, траву, листья, чистить кукурузу.

    Давайте задания, в которых ребенок должен поворачивать кисть руки, например: выжимать белье, открывать банки с закручивающимися крышками, крутить ручки радиоприемника.

    Пусть ребенок царапает или рисует, если он будет рисовать пальцем на мокром песке, он сможет почувствовать свой рисунок.

    Давайте задания, в которых ребенок должен использовать разные пальцы, например: продевать шнурки, завязывать узлы.

    Научите ребенка ткать, вязать спицами или крючком или другим занятиям, требующим работы пальцев.

    Упражнения, в которых ребенок должен вставлять игрушки в дырки, в коробки, есть руками или ложкой, застегивать пуговицы -  очень полезны для развития мелкой моторики.

    Учим  ребенка чувствовать мелкие детали и формы пальцами.

    Пусть ребенок ползает по различным поверхностям: деревянный пол, ковры, сырая и сухая трава, глина, песок.  

    Учите ребенка находить на ощупь свою одежду, чувствовать, из какого материала она сделана.

    Просите ребенка делать работу, при которой он должен различать мелкие вещи.

    Молодец, ты можешь найти камни в рисе также как и я.

    Приклеивайте или прилепляйте струну или шнурок к листку бумаги или материи, рисуя им различные фигуры.  Пусть ребенок трогает их и определяет что это.

    Понимаем, где находимся (ориентировка в пространстве)

    Как ребенок учится понимать, где находится

    Зрячий ребенок пользуется зрением, чтобы понять,  где находятся разные предметы.  Слепой ребенок тоже должен знать эти вещи, но для этого, он должен научиться использовать другие органы чувств.  Когда он этому научится, он сможет свободно передвигаться внутри дома и на улице.

    Он должен понимать, где находится его тело относительно других предметов, где находятся предметы по отношению к другим предметам. Уча ребенка ориентировке,  вы должны научить его контролировать тело и понимать,  как оно движется, развить и использовать органы чувств, которые дают представление об окружающем мире, найти вещи в доме и на улице, которые ребенок сможет использовать как опознавательные знаки.

    Тело

     Зрячий ребенок выучивает части тела и понимает, как они двигаются, смотря за другими и повторяя за ними.  Слепой ребенок выучит названия частей тела, когда вы научите его использовать слух и осязание.  

    Чтобы помочь ребенку выучить части тела, придумайте игры, в которых ребенок должен делать что-то определенной частью своего или вашего тела.  Например, попросите ребенка дотронуться до определенной части своего тела, а потом этой же части вашего тела.  

    Пусть ребенок, переворачиваясь на полу, называет каждую часть тела, которая касается пола.  

    Привяжите ленту или шарф к разным частям тела малыша, просите его снять ее,  расскажите, на какой части тела она находится и что делает эта часть тела.

    Заставляйте ребенка кивать головой, толкаться, махать руками.  Рассказывайте, что он делает какой частью тела, например:

    Подними руку вверх и помаши на прощание.

    Учимся понимать отношение между телом и другими предметами

    Ребенок должен освоить такие понятия как: впереди, слева… для того, чтобы понимать, где находятся те или иные предметы.  Вот несколько упражнений:

    Привлеките его внимание шумной игрушкой, скажите, где игрушка (впереди, сзади, слева, справа…), потом переместите игрушку и скажите где он, посмотрите, сможет ли ребенок найти ее сам.

    Если ребенок путает право и лево, привяжите шнурок или браслет на одну из его рук.

    Когда ребенок будет отличать право и лево, давайте ему разные предметы и просите класть в одну или другую сторону.  Постепенно усложняйте задания.

    Давай посмотрим, сколько камней ты сможешь поднять правой рукой, а потом положи их на левое колено.

    Играйте в игры, когда ребенок должен находиться на или под чем-то, например кровать; между или окруженный чем-то, например ,стульями; около, внутри чего-то, например большая коробка.  Объясняйте ребенку ,что значить каждое из этих движений и понятий.

    Играйте в игры, когда ребенок должен двигаться вперед, назад, в стороны за игрушкой.  Объясняйте каждое движение, если вы придумаете пеню с направлениями движения, ребенку будет легче это запомнить.

    Остаток зрения

     Дети, которые немного видят, могут использовать остаток зрения для ориентировки в пространстве, особенно если им помочь  это делать.

    Если ребенок видит свет, объясняйте ему путь, используя источник света как точку отсчета.  

    Ты видишь свет в двери, стол за которым мы сидим слева от него.

    Если ребенок видит свет, зажигайте свет, чтобы он мог ориентироваться в комнатах.

    Видишь свет, моя кровать рядом со светом.

    Сделайте свет в тех местах, где меняется высота пола, или в других местах, которые ребенок должен заметить для своей безопасности.

    Если ребенок видит яркие цвета, то повесьте яркие предметы на дверь, и другие места, так видя яркую деталь, ребенок будет узнавать, где он находится.

    Слух

    Слух очень важен для слепых детей.  Слух может рассказать ребенку о том, что находится в отдалении от него. С помощью слуха ребенок может понять, что что-то происходит, где происходит и как далеко от него.  Всегда, когда  возможно, подводите ребенка потрогать предмет, который издает звук.

    Учимся определять звуки и понимать, откуда они

    Играйте в игры, в которых ребенок должен говорить, что он слышит вокруг дома и на улице.  Например, дверь скрипит, закрываясь, стул движется по полу, шумит стиральная машина…

    Кто это издает звук режущихся овощей? Мама.

    Можно просить ребенка двигаться на звук.

    Ты слышишь эти звуки, твои сестры играют там, ты можешь их найти?

    Пусть ребенок слушает ваши шаги, когда вы подходите и уходите, понаблюдайте, сможет ли он по шагам сказать, куда вы идете.

    Научите ребенка прислушиваться к тому, как меняется звук его шагов, или прикосновения трости, когда он приближается к дому или стене, когда он в открытой местности.  Со временем он сможет сказать, насколько близко находится то или иное препятствие. Эти навыки будут очень полезны для передвижения на улице.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Безопасность ребёнка в ваших руках!

    Статья  содержит материал о правилах перевозки детей в автомобиле; какое место  в машине является самым опасным для ребёнка;рекомендации по выбору автомобильного кресла....

    Консультация для родителей «Безопасность ребёнка в ваших руках»

    Консультация для родителей«Безопасность ребёнка  в ваших руках»...

    ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

    Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования: познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т. е. направленная на получение новых ...

    Безопасность Вашего ребенка в Ваших руках!

    Памятки для родителей по безопасности жизнедеятельности детей...

    Консультация для родителей: Безопасность ваших детей в ваших руках

    laquo;Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»...

    консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"

    консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"...