Родителям на заметку
методическая разработка по теме

Рыбакова Екатерина Алексеевна

Здесь представлены материалы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

        

   

     Малыш увлеченно черкает по бумаге. Карандаш крепко-накрепко зажат в кулачке, бровки сосредоточенно нахмурены… Знакомая картина, не правда ли? Мы с умилением наблюдаем, радуемся и даже не подозреваем, какой огромный труд, скрыт за этими еще не умелыми движениями. Как наскальные рисунки в истории цивилизации, так и каракули в жизни каждого человека – важная ступень развития.

    Уже первым карандашом ребенок оставляет свой зримый «след», свой автограф. Уже в первых каракулях задолго до слова «Я» заявляет о своем настроении, темпераменте, характере. Позже он сможет выражать в рисунках свои впечатления, мысли, желания. А сейчас ему очень нужна ваша помощь.

    Пока малыш осваивает бумагу и карандаш как новый инструмент и материал, не мешайте ему. Пусть он рвет бумагу, бросает, мнет. Это не баловство, а «открытие» свойств – бумага послушная, мягкая, легкая. Еще одно открытие, есть предметы, которые оставляют след. Пусть постукивает и черкает карандашом или фломастером, рисует палочкой на песке или снегу.

    Исподволь обращайте внимание ребенка на сходство следов с чем-то из реального мира: это палочки, будто ниточки, как конфетки.

    Ну а теперь и вам пора взять в руки карандаши. Как интересно рисовать вместе! Вы рисуете воздушные шарики, а малыш «привязывает» к ним ниточки – проводит линии: вы рисуете гусеницу, а малыш дорисовывает ей ножки, чтобы она быстро-быстро побежала… Наполняйте смыслом все рисунки, обыгрывайте, проговаривайте.

    Почти все дети до поры-до времени очень любят лепить. Они лепят из влажного песка и снега, из пластилина и глины, из теста и даже жевательной резинки. Малыши приходят в восторг, когда бесформенная масса вдруг превращается во что-то вполне узнаваемое. Сначала это самые простые колобки, колбаски, конфеты, пряники, бублики. Потом жучки, червячки, птички. Через какое-то время появляются человечки, лошадки, собачки, машины и самолеты… Ребенок начинает лепить все, что видит вокруг, и получает невыразимое удовольствие, создавая свой маленький мир.

     Мир природы – особая тема для лепки. Обитатели природы обычно знакомы детям не только по картинкам. От встреч с ними в лесу, на лугу, в парке у детей остаются самые яркие и памятные впечатления. Все природные формы пластичны и гармоничны в своем совершенстве. Они, как живые скульптуры, вышедшие из рук самого великого скульптора – Природы. И дети чувствуют это. Вот почему они охотно лепят все живое.

     Предложите ребенку полепить луг, с его удивительными жильцами. Гусеницы, улитки, бабочки, жуки, стрекозы и цветы так многообразны и привлекательны! В этой теме каждый найдет занятие по своим силам и способностям.

    Если трехлетний малыш сделает гусеницу в виде самой обычной колбаски, просто раскатав комочек пластилина в еще неумелых ладошках, то пятилетний ребенок даст простор своей фантазии – изогнет гусеницу, будто она ползет, приделает глазки из бусинок, налепит разноцветные пятнышки «для красоты» или процарапает стекой замысловатый узор из штрихов и полосок. Самое ценное в детском творчестве – его индивидуальность и неповторимость.

Для увлекательной лепки понадобится масса всевозможных вещей,

но все это найдется дома.

  1. Большая деревянная или пластиковая доска. На ней удобно раскатать пластилин и выставлять вылепленные фигурки, создавая композицию. Вместо доски можно постелить плотную ткань или клеенку (для лепки на полу это еще удобнее).
  1. Салфетки бумажные и тканевые для сглаживания поделок и вытирания рук.
  2. Штампики и любые предметы, дающие отпечатки или другие «следы» на поверхности лепных фигурок: колпачки фломастеров, пуговицы с рельефным узором, пробки, пластиковые вилки и ложки.
  3. Стеки – деревянные или пластиковые ножи разной формы для художественного оформления изделий, а также полочки, зубочистки, трубочки для коктейля.
  4. Бисер, красивые цветные пуговицы, блестки, цветные пластиковые скрепки, и прочая мелочь для деталей и украшения поделок.
  5. Природный материал: красивые ракушки, скорлупа грецких орехов, камешки разной формы и расцветки, веточки, соломка, листья, семена, ягоды рябины, перышки.


Предварительный просмотр:

     Встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. 

     Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители просто приходят в отчаяние: “Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!” — с отчаянием восклицает мама такого ребенка, придя на прием к психологу.

     Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

     Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех.

     Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

     Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

        

     . Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Родительское воспитание в ответ на агрессивное поведение ребенка

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!” “Не смей так говорить”

Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

    Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

     Выделяется пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

     Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

     Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия, и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально  в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье.     Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

     Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

      В отличие от гиперактивных, и агрессивных детей, которые  всегда на виду, “как на ладошке”, тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

     Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

     Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви.

     Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (“осел”, “дурак”), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

     Полезно снизить количество замечаний. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (“Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

     Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

     Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши воспитатели  понимают! Бабушку лучше слушай!”).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

     Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.



Предварительный просмотр:

Инструкция для папы

     Как правило, мама знает, чем занять активного, любознательного малыша. Она готовит, стирает, гладит и убирает, при этом рисует, читает и играет с ребенком. Но вот у мамы возникли важные дела, ей необходимо отлучиться из дому, и на ее месте остается папа.

     Вернувшись домой, мама застает милую картину: оба ее ангелочка, уютно устроившись на диване, застыли перед телевизором.

     «У нас все хорошо!» - улыбаясь, приветствует папа. Почему же маму точит червячок недовольства? Телевизор! Неужели вы не можете придумать себе более полезное занятие?

     Ну так чем же можно увлечь ребенка, пока мамы нет дома.

Папа с ребенком могут:

Поиграть в доктора (для этого потребуется кроватка с куклой, плюшевый медвежонок в белом халатике, набор лекарств, бинт, шприц, банки, стетоскоп ит.д.).

Порисовать красками (лучше гуашью). Для этого застелить стол газетами приготовить краски, баночку с водой, кисточки.

Построить башню из конструктора (или крепость, или мост, или гараж).

Поиграть в мяч: кидать, бросать, отбивать от пола (лучше набор «Мякиши» они ничего не разобьют).

Полистать большие иллюстрационные книги про животных или другие детские энциклопедии.

Поиграть на пианино (или на любых музыкальных инструментах, какие имеются дома: бубен, погремушки, барабан).

Обводить картинки в детских книжках-прописях, раскрашивать их восковыми карандашами.

Покачаться на качелях (или при отсутствии на папе, тогда он быстро повесит качели).

Лепить из пластилина (длинных змей, улитку, колобок, плоскую тарелку, и круглые яблоки на ней).

Почитать детские книжки с картинками.

Включить детскую музыку и потанцевать с ребенком.

Поиграть в индейцев (сделать из стульев и покрывала вигвам, натаскать туда подушек, включить внутри палатки ночник: боевой раскрас и головной убор из перьев по желанию).

Налить таз воды, насыпать туда пластмассовых рыбок с магнитами и ловить их удочкой.

Устроить наблюдение за животными, проживающими с вами.

Поиграть в детское домино или лото.

Сесть в разные концы комнаты и катать друг другу машинки.

Поиграть в жмурки, папа с завязанными глазами, а малыш с колокольчиком.

А тут уже и мама вернулась!



Предварительный просмотр:

     

     Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функцию образовательного, развлекательного и воспитательного характера. Но по данным специалистов наши дети проводят очень много времени у экранов телевизора, дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа « Петровка 38», «Дорожный патруль» и т. д.

     Специалисты проанализировали 100 часов программ ведущих каналов российского телевидения, и получили следующие результаты.

     В среднем на один час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, отрубленные головы, похищения людей и т. д.)

Чем опасно такое телевидение для ребенка?

     Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению. Чувство опасности, ужаса возникают у ребенка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряженный звук сердцебиения с экрана. Защищаясь от неприятных эмоций, ребенок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребенок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомах.

     Во-вторых, нельзя забывать об эффективности привыкания и заразительности агрессивного поведения. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как норму.

     В-третьих, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию.    На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей предоставляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет передача «Спокойной ночи малыши», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Известно, что ребенок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец детских программ рекламные видеоролики. Поэтому ребенку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.

     И, наконец,  следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника. Многие родители свидетельствуют: реклама стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребенком. Некоторые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых. В чем же опасность рекламы? У ребенка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т. д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребенка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов их сбоем.

   Телевидение с точки зрения мультипликационных фильмов.  Классические российские мультипликационные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с 6 до 8 часов утра, когда основная масса детей еще спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днем, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза.

   

  1. Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
  2. Четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастной нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15 – 20 минут до 1 часа в день).
  3. Оградите ребенка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
  4. Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
  5. Обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

   Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых, сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

Дети до двух лет ни в коем случае не должны сидеть за компьютером – предупреждают в Американской академии детских врачей. Но, и тем, кто постарше, проводить досуг перед монитором не стоит. Это изменяет мышление и восприятие.            

Исследования показывают: популярные компьютерные игры, в которых преобладает экшн, ведут к утрате способности к внутренней речи. Мозг просто не успевает перерабатывать то, что ребенок видит в краткие промежутки времени, и потом с трудом это воспроизводит.

Быстрая смена картинок – причина того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на занятиях.

Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это даже может привести к психическим расстройствам.



Предварительный просмотр:

            Предлагаем Вашему вниманию статью прекрасного психолога и автора многочисленных книг для родителей О.В.Хухлаевой - Руководителя психологической службы известной Ломоносовской частной школы. Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее — туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу.

            Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством. Вы скажете, ну и что такого? Чем же мешает  неуверенность в себе? Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь — это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют. Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно,  что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем они есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности  она может быть замечательна. Им будет трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд,  вина, печаль. Вы можете  спросить, если общая картина неуверенности настолько  мрачна. Как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

              Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках,  пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.          

               Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные одежды.                  

               Каковы причины неуверенности? Давайте попробуем «услышать» и «увидеть» причины неуверенности через сказку, про Маленькую Волну.              

             «Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка  зеленоватая с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители — Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь  берегу. У них были друзья — волны, взрослые и дети. Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга. Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно  быть послушной. Обычно, ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все  знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи — например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она   никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая,  Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть. Однажды ее тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время — время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как  тает солнце в море и появляются первые звезды. Но, поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката. У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с  ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать — она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег. Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она  спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось  то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

             На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего, она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется. Итак, какое знание о причинах неуверенности дала нам это сказка?

           

            Родители совершенно правы, когда говорят, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от  опасностей внешнего мира, дать ему как можно  больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, т.е. опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивая себя с ними, чувствует свою малоумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянными чувством

неуверенности, которая, как мы уже говорили, в поведении может проявляться по-разному. Чтобы посмотреть, как это может происходить, давайте сделаем это глазами школьников, пойдем с ним на урок по теме:

Как помочь ребенку стать уверенным?

  1. Проявлять уважение к его душевному настрою. Если то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями, это не всегда так. Он имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим.
  2. Нужно  позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми мечты не казались взрослым. Когда-то  мечты о полетах в небе тоже многим казались сказкой.
  3. Проявлять уважение к намерениям.  Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно  выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.
  4. Дарить безусловную любовь. Дети должны почувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?».
  5. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в  ребенка.
  6. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.
  7. Помогать понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь — «Поражение — прекрасная возможность научиться чему-то новому».
  8. Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом уже о недостатках.
  9. Подчеркивать личные заслуги детей.
  10. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной позиции находятся мальчики, имеющие социально успешных отцов.
  11. Помогать ребенку верить в интуицию.
  12. Давать выражать свои чувства открыто.
  13. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим. Играет важную роль в вашей жизни.
  14. Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителям. Часто  ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что может быть таким, каким они хотят его видеть.  И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.



Предварительный просмотр:

     Часто приходится слышать от родителей, что на занятия с детьми у них нет времени: утром спешим на работу, вечером хватает дел по дому. Для ребенка остается ровно столько времени, чтобы его накормить, помыть и уложить спать. Многие родители считают, что с детьми достаточно занимаются в детском саду. Дома пусть побольше играют, на то оно и детство.

     А ведь по дороге в детский сад можно организовать массу увлекательных интеллектуальных игр, способствующих развитию мышления, формирующих его потребность в познании, прививающих вкус к интеллектуальной деятельности.

Игра «Отгадай, что это такое».

     Взрослый предлагает ребенку угадать объект, о котором он сейчас расскажет. Например: это овощ, он длинный, зеленый, его можно есть сырым, а можно засолить и есть зимой. Разумеется, это огурец!

     Ребенок сразу захочет загадать сам – и у него это вряд ли получится. Такому виду деятельности, как и любому другому, нужно учиться. Задача взрослого - сформировать алгоритм описания объекта. Первое – мы должны указать, что это за объект: животное, растение, игрушка, посуда, одежда и т.д. Второе – указываем характерные признаки объекта: форму, размер, материал, цвет. Если речь идет о живом существе, то можно рассказать, где оно живет, что любит есть. Третье – описываем действия, характерные для загаданного объекта: что может делать этот предмет, и что с ним можно делать. В описание объекта можно включать сравнительные характеристики: «похож на…», «размером такой, как…», «есть крылья, но не…». Усвоив этот алгоритм, ребенок удивит вас точными, интересными, а подчас оригинальными описаниями.

     Придумывание и отгадывание подобных «загадок» - это упражнение, в котором заложено много развивающих возможностей. Ребенок учится распознавать объекты по их характерным признакам. При этом работает и логическое и образное мышление, и воображение. Составляя описание объекта, ребенок учится определять, к какому классу он принадлежит, путем анализа вычленять его характерные свойства, сравнивать его с другими объектами, находить общие и отличительные свойства, составлять словесную характеристику. При этом развивается речь, наблюдательность, активизируется память ребенка.

Игра «Что изменилось».

     «Представь, что по лесной дорожке идут зверушки. Первый – медвежонок, за ним – волчонок, потом – зайчик, а последним идет лисенок. Вдруг зайчик побежал вперед и встал первым. Что изменилось? Кто за кем теперь идет?». Ребенок должен представить предложенную ситуацию, удержать ее в памяти и проанализировать изменения. Это упражнение очень полезно для развития пространственных представлений, логического мышления, воображения, формирования умения удерживать в памяти созданный с помощью словесного описания образ и проводить с ним мыслительные операции, что формирует внутренний план действий.

     Когда ребенок предложит вам поменяться ролями, и сам задаст подобную задачу – допускайте умышленные ошибки, провоцируйте его на защиту своей версии. Это полезно для развития речи вашего ребенка, формирования умения спорить, обосновывать свои выводы, не полагаясь слепо на авторитет старшего.

     Такие упражнения годятся для детей от (3 до 6 лет), и для младшего школьника. Родители могут сами менять уровень трудности в зависимости от возраста и подготовленности ребенка. Подарите ребенку радость интеллектуальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Родителям на заметку".

Памятка для родительского уголка....

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Консультация для родителей "Родителям на заметку"

Родителям на заметку     Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....

Консультация для родителей "Родителям на заметку: Как составить детское меню?"

Материал представляет собой шпаргалку для родителей при составлении правильного меню для ребёнка. ...