как организовать логопедические занятия дома
материал на тему

Корнилова Оксана Александровна

Даны рекомендации как начать заниматься с ребёнком дома до получения квалифицированной помощи логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_logopedicheskie_zanyatiya_doma.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать логопедические  занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

-Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

-«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

-Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

-Разрезные картинки из двух и более частей.

-Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

-Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

-Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

-игры на развитие мелкой моторики,

-артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

-игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

-  игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Развитие фонематического слуха

1.Этапы работы по дифференциации тихого и громкого звучания:

  1. знакомство с предметом (или его изображением) и звучанием;
  2. слушание за ширмой (или экраном) с четким указанием;
  3. угадывание по звучанию.

2.Этапы формирования фонематического компонента:

  1. различение изолированных фонем (звуков);
  2. различение звукоподражаний;
  3. различение слогов, сходных по звучанию.

- дифференцировать на слух гласные звуки А-О; напевно их произносить; играть с небольшой куклой (укладывать ее спать); получать радость от совместной игры с мамой.

-дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их в разном темпе : дифференцировать близкие по звучанию слоги (ба-бо); вырабатывать умение произносить слоги в разном ритме; (медленно, быстро);(Например: мячик прыгает- па, барабан- ба)

-различать сходные по звучанию звукоподражания (му- ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова);

3. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Играя со звучащими игрушками, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (длинные -короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие - тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.

-Учить отбивать ритм (на барабане, в ладоши, на столе…) I I      I I I      I I I I       I   II и.т.п

4.Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками различать близкие по звучанию слова: «мама»—«Маня», «папа» — «баба», «деда» — «дядя»; различать близкие по звучанию звукоподражания: бам-бум-бом; произносить звукоподражания; : различать близкие по звучанию звукоподражания: «кап-кап», «куп-куп» различать похожие по звучанию слова: «кошка—ложка», «утка—дудка», «щенки—венки», «овечка—колечко»; «шарик—фонарик», «хлопушка—петрушка», «мышка—мишка»; «шапка—шубка», «Машутка—Мишутка»; «мишка—мышка», «суп—зуб»; «крыса- крыша», «санки- танки»…: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту»(поезд), «ду-ду-ду»(пароход), отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; «пи-пи-пи», «би-би-би»..


Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться    небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения для губ

“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.

“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.

Статические упражнения для языка

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.

Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.

“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.

“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.

“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка

“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).

“Орешек в рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.

“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.

“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.

“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).

“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.

“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).

“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.

“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть,  язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.

“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначало медленно, затем убыстряя темп.

Упражнения на растягивание подъязычной связки

-маляр

-качели

-вкусное варенье

-лошадка

-грибок

- гармошка

-дятел

-фокус

На блюдечко можно положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.


Развитие мелкой моторики

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

1)Рисование, обводка, штриховка

Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, а не фломастерами, т.к. при работе с карандашами лучше развивается моторика, формируется нажим.

Необходимо приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.

2)Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц

3) Игры с крупой

-выкладывание узора(солнышко, домик,снеговик,шарик и.т.п.)

-сортировка круп(разложить фасоль и горох в разные формочки)

-собери крупу в бутылочку с узким горлышком…

4)Выложи узор

-палочками

-спичками

-нитками

-шнурками

-пуговицами и. т .п.

5)Лепка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Как организовать логопедические занятия дома"

Консультация для родителей, которые хотят и желают заниматься дополнитель с ребёнком дома. Обзаведитесь всем необходимым и занимайтесь в течении всего дня в любом месте и в любой деятельности. Желаю у...

семинар-практикум для родителей "Как организовать логопедическое занятие дома?"

Данный материал поможет родителям в игровой форме провести с ребёнком дома логопедическое занятие...

Как организовать логопедические занятие дома

Как организовать логопедические занятие дома. Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится оборудование. Основная трудность для родителей в организации дома...

Как организовать логопедические занятия дома.

Инструкция для родителей о проведение логопедических занятий домал...

Как организовать логопедические занятия дома.

Эти рекомендации помогут родителям правильно и эффективно организовать занятия дома с детьми....