как организовать логопедические занятия дома
материал на тему
Даны рекомендации как начать заниматься с ребёнком дома до получения квалифицированной помощи логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organizovat_logopedicheskie_zanyatiya_doma.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать логопедические занятия дома
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
-Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
-«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
-Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
-Разрезные картинки из двух и более частей.
-Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
-Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
-Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
-игры на развитие мелкой моторики,
-артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
-игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Развитие фонематического слуха
1.Этапы работы по дифференциации тихого и громкого звучания:
- знакомство с предметом (или его изображением) и звучанием;
- слушание за ширмой (или экраном) с четким указанием;
- угадывание по звучанию.
2.Этапы формирования фонематического компонента:
- различение изолированных фонем (звуков);
- различение звукоподражаний;
- различение слогов, сходных по звучанию.
- дифференцировать на слух гласные звуки А-О; напевно их произносить; играть с небольшой куклой (укладывать ее спать); получать радость от совместной игры с мамой.
-дифференцировать сходные по звучанию слоги (ба-па); проговаривать их в разном темпе : дифференцировать близкие по звучанию слоги (ба-бо); вырабатывать умение произносить слоги в разном ритме; (медленно, быстро);(Например: мячик прыгает- па, барабан- ба)
-различать сходные по звучанию звукоподражания (му- ме); соотносить звукоподражания с образами домашних животных (коза, корова);
3. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.
Играя со звучащими игрушками, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (длинные -короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие - тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания.
-Учить отбивать ритм (на барабане, в ладоши, на столе…) I I I I I I I I I I II и.т.п
4.Фонематическое восприятие — способность воспринимать и различать звуки речи. Детей раннего возраста учим прислушиваться к речевым звукам; различать слова и звукоподражания, отличающиеся одним или несколькими звуками различать близкие по звучанию слова: «мама»—«Маня», «папа» — «баба», «деда» — «дядя»; различать близкие по звучанию звукоподражания: бам-бум-бом; произносить звукоподражания; : различать близкие по звучанию звукоподражания: «кап-кап», «куп-куп» различать похожие по звучанию слова: «кошка—ложка», «утка—дудка», «щенки—венки», «овечка—колечко»; «шарик—фонарик», «хлопушка—петрушка», «мышка—мишка»; «шапка—шубка», «Машутка—Мишутка»; «мишка—мышка», «суп—зуб»; «крыса- крыша», «санки- танки»…: различать близкие по звучанию звукоподражания: «ту-ту-ту»(поезд), «ду-ду-ду»(пароход), отличающиеся звонким и глухим согласным одной пары; показывать соответствующую звукоподражанию картинку; «пи-пи-пи», «би-би-би»..
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для губ
“Улыбка” - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
“Заборчик”- рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.
“Трубочка (Хоботок)”- вытягивание сомкнутых губ вперед.
“Колечко”- рот открыт, принимает форму колечка.
Статические упражнения для языка
“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
“Лопата”- рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
“Чашечка”- рот широко открыт, широкий язык в форме чашечки поднят кверху, передний и боковые края языка подняты, но не касаются зубов.
Чашечка вне ротовой полости и в ротовой полости.
“Иголочка”- рот открыт, узкий напряженный язык высунут вперед.
“Грибок”- рот открыт, язык широкий, плоский присосать к твердому небу.
“Горка”- рот открыт, широкий язык опущен за нижние зубы и упирается в них. Спинка языка поднята вверх.
Динамические упражнения для языка
“Часики”- рот приоткрыт, кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (вправо влево).
“Орешек в рту”- рот закрыт, напряженным языком упереться то в одну то в другую щеку.
“Вкусное варенье”- рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу туда обратно.
“Почистим зубы”- рот приоткрыт, кончиком языка “почистить” верхние и нижние зубы, делая круговые движения языка между губами и зубами.
“Качели”- рот открыт, движение языка вверх вниз, (к верхней - нижней губе, к верхним - нижним зубам, за верхние нижние зубы).
“Змейка”- рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
“Маляр”- рот открыт, “погладить” кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед- назад.
“Гармошка”- улыбнуться, открыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу, не опуская язык открывать и закрывать рот ( подъязычная связка растягивается как меха гармошки).
“Индюк” - рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, как бы поглаживая губу, убыстряя темп, добавить голос, пока не послышаться: бл-бл-бл.
“Лошадка”- рот приоткрыт, щелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.
“Фокус”- учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык “чашечкой” высунуть вперед и приподнять, сдуть ватку, положенную на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.
“Барабанщик”(Дятел)- улыбнуться, приоткрыть рот. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Сначало медленно, затем убыстряя темп.
Упражнения на растягивание подъязычной связки
-маляр
-качели
-вкусное варенье
-лошадка
-грибок
- гармошка
-дятел
-фокус
На блюдечко можно положить немного сгущёнки, сметаны, варенья…, и слизывать её язычком как котёнок. Можно лизать язычком мороженое.
Развитие мелкой моторики
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
1)Рисование, обводка, штриховка
Необходимо приучать детей раскрашивать карандашами, а не фломастерами, т.к. при работе с карандашами лучше развивается моторика, формируется нажим.
Необходимо приучать детей штриховать в одном направлении, не переворачивать листок.
2)Шнуровка, завязывание узлов, застегивание пуговиц
3) Игры с крупой
-выкладывание узора(солнышко, домик,снеговик,шарик и.т.п.)
-сортировка круп(разложить фасоль и горох в разные формочки)
-собери крупу в бутылочку с узким горлышком…
4)Выложи узор
-палочками
-спичками
-нитками
-шнурками
-пуговицами и. т .п.
5)Лепка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация логопеда " Как организовать логопедические занятия дома"
Консультация для родителей, которые хотят и желают заниматься дополнитель с ребёнком дома. Обзаведитесь всем необходимым и занимайтесь в течении всего дня в любом месте и в любой деятельности. Желаю у...
семинар-практикум для родителей "Как организовать логопедическое занятие дома?"
Данный материал поможет родителям в игровой форме провести с ребёнком дома логопедическое занятие...
как организовать логопедическое занятие дома
в помощь родителям...
Как организовать логопедические занятие дома
Как организовать логопедические занятие дома. Для проведения домашних логопедических занятий Вам понадобится оборудование. Основная трудность для родителей в организации дома...
Как организовать логопедические занятия дома.
Инструкция для родителей о проведение логопедических занятий домал...
Как организовать логопедические занятия дома.
Эти рекомендации помогут родителям правильно и эффективно организовать занятия дома с детьми....