Что такое адаптация к школе?
статья (подготовительная группа) по теме

Мельникова Ольга Васильевна

Некоторые практические рекомендации родителям будущего превоклассника, которые помогут вам разумно организовать жизнь вашего ребёнка и уберегут от  многих неприятностей, а в будущем подарят часы общения с близким человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_adaptaciya_k_shkole.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что  такое  адаптация  к  школе?

Консультация  для родителей.

О том, что начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребёнка, знают все. На этот  вопрос мы попросили ответить родителей первоклассников. Вот типичные ответы: «новый коллектив», «новые занятия, учительница», «новые обязанности и новые впечатления» и лишь одна мама написала «Большие нагрузки». Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – ученик со своими плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется и вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения в школе очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

     Вообще-то первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой не хватает родителям терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из «добрых побуждений» они становятся виновниками «школьных стрессов». Почему? Скорее всего, потому, что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться  в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Вот этот процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам, называется  адаптацией. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель и родители знали и учитывали, какую «цену» платит организм каждого ребёнка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения. А главное, чтобы могли сопоставить успехи и цену. Также надо помнить, что семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, а вот для шестилеток это бывает очень сложно. Между тем ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности адаптационного процесса. А это незнание, форсирование нагрузок ещё больше усложняют и без того столь непростой для ребёнка период.

    Несоответствие требований взрослых и возможностей ребёнка ведут к неблагоприятным изменениям функционального  состояния центральной нервной системы, к резкому снижению учебной активности, работоспособности, развитию утомления.

     Вот некоторые практические рекомендации, которые помогут вам разумно организовать жизнь вашего ребёнка и уберегут от  многих неприятностей, а в будущем подарят часы общения с близким человеком.

     

Практические рекомендации американского психолога Джерома Брунера:

Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен видеть  вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, «не дёргайте по пустякам», не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

Не торопите. Умение  рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

 Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака, ему придется много поработать до школьного завтрака.

Ни в коем случае не прощайтесь «предупреждая «смотри не балуйся, веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок» и т. п. Пожелайте ребёнку удачи, найдите несколько ласковых слов, впереди у него трудный день.

Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов.

Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 - 3 часа отдыха, а для первоклассника хорошо бы часа полтора поспать. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

Не заставляйте делать все уроки в один присест. После 20 минут занятий необходим перерыв 15 – 20 минут.

Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность работать ребёнку самому, помогайте при необходимости.

В общении с ребёнком старайтесь избегать условий «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыносимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

Не скупитесь на похвалу, поддержку (не волнуйся, всё получится, давай разберёмся вместе, я тебе помогу), похвала, даже если не очень получается, необходима.

Вырабатывайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребёнка.

Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего – это объективные показатели трудности учёбы.

Желаем вам удачи в преодолении этого трудного этапа в жизни ребёнка.

              Помните, что при желании он пройдёт без нервотрёпки и нотаций.